Библиографическое описание:

Максимова Н. Ю., Приписнова В. В. Социализирующий потенциал художественной литературы // Молодой ученый. — 2017. — №1.1. — С. 78-80. — URL https://moluch.ru/archive/135/37724/ (дата обращения: 19.04.2018).



This article describes the function fiction imaginative literature in the framework of social development of the individual, its capabilities for transmission and assimilation of social experience of the reader for later playback in a socially acceptable behavior.

Keywords: socialization, imaginative literature, reading potential.

В связи с необходимостью общества в социально активных членах, способных ориентироваться в постоянно изменяющихся социально-экономических и политических условиях, возникает потребность в обеспечении успешной социализации человека на всех этапах его жизнедеятельности. Вопроса относительно процесса усвоения социального опыта в детском возрасте не возникает, так как практически вся деятельность ребенка зачастую направлена на него, в отличие от зрелого возраста. Хотя в последнее время на данный вопрос все чаще встречается мнение, что социализация происходит в течение всей жизни, поэтому ей необходимо уделять внимание на всех этапах жизнедеятельности человека. Специфика социальной структуры и ее мобильности в современном обществе обуславливают ее специфические особенности, которые состоят в том, что достаточно сложно становится подготовить человека к огромному многообразию видов деятельности и социальных групп, с которыми он может встретиться в будущем, поэтому это происходит стихийно, а также в том, что влияние оказывают множественные и взаимонезависимые агенты социализации, что ведет к появлению личностных ролевых конфликтов. Именно поэтому социализация конкретного поколения является уникальной и неповторимой, обладающей специфическими социально-психологическими характеристиками и ценностно-смысловыми ориентирами. Данный процесс в современном обществе характеризуется постоянной сменой детерминант, проявляющейся в своеобразной социальной неопределенности. Более того, наблюдается процесс смены и даже утраты социализирующей функции определенными социальными институтами, поэтому достаточно часто в современных психолого-педагогических исследованиях рассматривается влияние сети Интернет, субкультур и др. на процесс усвоения социально приемлемого социального поведения индивида, а также их соотношение с традиционными институтами. Актуальной задачей современной системы образования является формирование самостоятельной зрелой личности с развитыми духовно-нравственными ценностями. Человеку постоянно приходится получать новые знания и использовать их с учетом изменяющихся обстоятельств и требований, предъявляемых к нему. При этом личность не только усваивает социальный опыт, а также и воспроизводит его, что может проявляться в его творческой деятельности. Значимость социализации состоит в устойчивости его результатов, их влияния на социальное поведение индивида, а, следовательно, и социум в целом. Социальное развитие личности происходит в направлении развития личностных качеств и освоения социальных ролей в разных сферах жизнедеятельности. Именно социализация личности представляет собой процесс становления ее социальным субъектом. Общество, стремясь обеспечить стабильность существования, старается передать опыт группового выживания человечества, ценностные ориентиры, свойственные конкретному сообществу, используя для этого самые разнообразные средства, в том числе и литературу. Самовоспроизводство общественной жизни в процессе социализации происходит при обучении и воспитании, приобщении к культуре, что позволяет человеку приобрести социальную природу и способность участвовать в социальной жизни [1]. А. М. Караев понимает под социализацией процесс усвоения образцов поведения, принятых в обществе ценностей и норм, который может быть представлен не только как необходимость в результате внешней регуляции, а также вследствие внутренней потребности следовать им. Он также описывал ее как характеристику социального взаимодействия, когда люди для изменения собственного имиджа, улучшения представлений о себе в глазах других, осуществляют деятельность в соответствии с их ожиданиями относительно выполняемой ими социальной роли [2]. При этом роль средства социализации выполняют достаточно разнообразные объекты окружающей действительности: предметы и ценности материальной культуры, природные явления, достижения науки и т. д. Одним из подобных средств является чтение литературы, которое может способствовать формированию более широких интересов, возникновению различных увлечений и потребностей, сформировать собственную позицию. Художественная литература позволяет человеку духовно развиваться, влиять на формирование его личности. В частности, она способствует «обогащению» человека знаниями, а также в процессе анализа прочитанного, действий героев, происходит самопознание личности, осознание своих психических и нравственных качеств, формирование собственного мировоззрения. Все многообразие словесных форм и вариаций позволяет сформировать языковое знание, также прочтение книг формирует навыки грамотного письма. Классическая художественная литература позволяет сформировать идеал личности, сравнивая себя с которым, читатель воспринимает как стимул к самосовершенствованию. Она оказывает воспитательное влияние на чувства и на сознание человека, формирует определенный стереотип поведения. Демонстрация в сказках явного противостояния добра и зла направлена на решение задачи идейного и нравственного воспитания личности. Усиливающий эффект положительного воздействия художественной литературы на становление духовно-нравственных ориентиров оказывает семейное чтение с совместными переживаниями и обсуждением сюжета и поступков героев. Немаловажную роль при этом оказывают и прародители, которые вносят существенный вклад в трансляцию социального опыта потомкам. Несомненными плюсами семейного чтения является то, что это способствует овладению самостоятельным чтением, развитию речи и расширению кругозора ребенка, формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги и любовь к чтению, развивает способности восприятия художественных образов, умение читать правильно, а также дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное. Зачастую описанные художественные образы позволяют человеку самостоятельно сформировать отношение к представленным событиям, сделать собственные выводы. Совместное чтение и обсуждение художественных произведений облегчает понимание текста для ребенка, позволяет родителю узнать его интересы и ориентиры, в процессе общения между ними устанавливается более тесный эмоциональный контакт. В современных реалиях при реализации данных функций существует некоторые проблемы, обусловленные занятостью родителей, стремящихся материально обеспечить удовлетворение потребностей членов семьи, распространением новых технологий, изменением отношения к чтению. Художественные произведения выполняют коммуникативную функцию, состоящую не только в том, что читатель принимает или отвергает точку зрения автора в процессе ознакомления с текстом, но и в том, что интерес к определенной книге может объединить людей, увеличить сплоченность определенной социальной группы, в которой оно популярно. Самое главное, что чтение способствует становлению индивида субъектом культуры, что проявляется в том, что лучшие образцы художественной литературы ориентируют его на реализацию самоактуализации, осознанную деятельность по самовоспитанию. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что она обладает социализирующим потенциалом, позволяющим сохранить социальный опыт, передать его, обеспечить развитие человека и нормальное функционирование в социуме. Во многом это возможно благодаря действию таких механизмов социализации, как идентификация себя с героем произведения, автором, что позволяет читателю усвоить разнообразные образцы и нормы поведения человека в обществе, свойственные им; окружающим, подражание, внушение, а также рефлексивному механизму, который осуществляется при переживании и осознании собственных чувств, внутреннем диалоге, где он оценивает, принимает или отвергает предлагаемые ему ценности. Оказывая эмоциональное воздействие на читателя, литературное произведение вызывает у него определенные мысли, представления, делая его в некоторой степени участником описываемых событий. При семейном чтении в большей степени можно наблюдать традиционный и межличностный механизмы социализации. Как отмечает А. В. Мудрик, средства социализации и его механизмы могут быть достаточно разнообразными и специфичными в зависимости от общества, в котором развивается человек, возраста социализируемого, слоя населения [3], но некоторые из них могут оказаться приемлемыми для всех и их использование приведет к качественной социализации. Одним из данных средств может выступать и художественная литература.

Таким образом, социализация представляет собой сложный многогранный процесс, который включат в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и их воспроизведение индивидом за счет его активной деятельности. Чтение является одним из необходимых средств в процессе становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Литература:

  1. Борисова Л. Г., Солодова Г. С. Социология личности. — Новосибирск, 1997. — 427 с.
  2. Караев А. М. Социализация молодежи: методологические аспекты исследования // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2005. — № 3. — С. 124–128.
  3. Педагогика: учебник / Под ред. В. А. Сластенина. — 8-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 566 с.
Основные термины (генерируются автоматически): средства социализации, социального опыта, успешной социализации человека, взаимонезависимые агенты социализации, процесс усвоения, процессе социализации, роль средства социализации, социализация личности, Значимость социализации, межличностный механизмы социализации, процессе становления личности, современном обществе, качественной социализации, этапах жизнедеятельности человека, социального поведения индивида, социализация конкретного поколения, механизмов социализации, самостоятельной зрелой личности, социальный опыт, усвоения социального опыта.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос