Авторы: Харламова Наталья Борисовна, Мишина Галина Александровна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 160 раз

Библиографическое описание:

Харламова Н. Б., Мишина Г. А. Влияние детской литературы на социализацию и воображение ребенка в современном обществе // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 156-158.



 

В современном обществе с его повседневными требованиями ко взрослому, замечена тенденция — взрослые стали меньше проводить времени с детьми, что в целом негативно влияет на развитие детей. «Подтверждение тому легко найти в особенностях психического развития детей, которые по каким-либо причинам были лишены такого общения. Так, например, в исследованиях Н.Н.Толстых и А. М. Прихожан убедительно показано, что дети из детских домов и домов ребенка очень хорошо решают многие интеллектуальные задачи, классифицируют, имеют довольно высокий уровень познавательной деятельности, но с трудом выполняют задания на воображение. Аналогичную картину можно наблюдать у детей в тех семьях, где на ребенка до определенного времени почти не обращают внимания, сводя все общение с ним к кормлению или перемене пеленок. Эти дети выделяются среди сверстников, они сталкиваются с такими трудностями, которые порой для окружающих взрослых превращаются в проблемы. Эти дети могут иметь хорошо развитую память, и развитую речь, и даже развитое мышление, но волшебниками они так никогда стать и не смогут, потому что не овладели той основой, без которой невозможно научиться воображать» [2, с. 6].

«У современных детей отмечается пассивность, потеря способности и желания чем-то занять себя. Многие из детей не умеют налаживать отношения друг с другом, с трудом включаются в общую деятельность, неохотно подчиняются внешним требованиям, а повышенный эгоцентризм вызывает у них особую трудность при соблюдении общих правил в детской группе» [4]. На современном этапе актуальна проблема изучения педагогических аспектов социализации детей с учетом специфики социальной ситуации их развития, а также разработки педагогического инструментария, способствующего усилению позитивных и минимизации негативных факторов социального развития детей и социализации в целом.

На наш взгляд, чтение книги как раз и может быть рассмотрено в качестве такого инструмента. «Книга (в широком смысле) — явление, возможное только в обществе, то есть социальное явление» [1, с.4]. «Социальная значимость книги в жизни любого человека и общества огромна. Книга — это путь к познанию вещей и явлений, ключ к пониманию нравственных понятий: добра и зла, силы и слабости, равнодушия и непримиримости. Открывая этот окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя. Л. С. Выготский, рассматривая вопрос влияния литературы на личность, сформулировал понятие "моральное последствие искусства", имея в виду изменения, происходящие в душе читателя после прочтения художественного произведения и проанализировал понятие катарсиса, под которым подразумевает чувства, вызываемые восприятием художественного произведения. Особое внимание уделялось развитию воображения ребенка в процессе чтения». «Одной из причин снижения способности к воображению в настоящее время является слабая начитанность современного молодого поколения, снижение интереса к чтению художественной литературы» [5, с.124–125].

В.М. Бехтерев в докладе «Внушение и воспитание», прочитанном на 1-м Международном педологическом конгрессе в Брюсселе в августе 1911 года, писал: «Влияние внушения на детский ум доказывают и случаи тайного бегства в путешествия в Америку или к Северному полюсу, под влиянием чтения книг Майна Рида, Жюля Верна и др. Чтение книг, действующих на воображение, вообще оказывает на детей внушающее влияние» [6, с.5].

«Что же такое воображение? Известный психолог В.В. Давыдов считал, что воображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей. Вот малышу попадается кусочек деревяшки, и он тут же подбирает его. «Он мне очень нужен, я буду играть с ним, — уверяет мальчик рассерженную мать. — Это не гадость, а часть от машины. Помнишь, вы мне купили машину, а она поломалась и потом потерялась? Там был такой же кусочек.

Для того чтобы в кусочке деревяшки увидеть часть от машины, ребенку понадобилась целостная ситуация, и тогда бесполезная на первый взгляд вещь вдруг стала частью детской игрушки и обрела смысл.

Это же качество — видеть целое раньше частей — лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, бояться или любить их.

Другим важным свойством воображения, по мнению В. В. Давыдова, является способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями» [2, с.4].

Еще в далекие 20-е годы в своем известном труде «Психология искусства» Л.С. Выготский писал о том, что: «Только недавно исследователи обратили внимание на то, какую громадную роль в детском искусстве играют те «лепые нелепицы», те «забавные бессмыслицы», которые достигаются в детском стишке перестановкой самых обычных жизненных явлений. «Чаще всего желанный абсурд достигается в детской песне тем, что неотъемлемые функции предмета А навязываются предмету Б, а функции предмета Б навязываются предмету А...

Пустынник спросил у меня, сколько земляники растет на дне моря? Я ответил ему: столько же, сколько красных селедок вырастает в лесу. Для восприятия этих игровых стихов ребенку необходимо твердое знание истинного положения вещей: селедки живут только в море, земляника — только в лесу. Небывальщина необходима ему лишь тогда, когда он хорошо утвердится в бывальщине». И нам думается, что глубоко верна та догадка, что этот частый вид детского искусства очень близко стоит к игре и очень хорошо поясняет нам роль и значение искусства в детской жизни. «Вообще у нас далеко еще не всеми усвоено, какая огромная связь существует между детскими стишками и детскими играми. Оценивая, например, книгу для малолетних детей, критики нередко забывают применять к этим книгам критерий игры, а между тем большинство сохранившихся в народе детских песен не только возникли из игр, но и сами по себе есть игра: игра словами, игра ритмами, звуками... Во всех этих путаницах соблюдается, в сущности, идеальный порядок. У этого безумия есть система. Вовлекая ребенка в topsy-turvy world, в перевернутый мир, мы не только не наносим ущерба его интеллектуальной работе, но, напротив, способствуем ей, ибо у ребенка у самого есть стремление создать себе такой перевернутый мир, чтобы тем вернее утвердиться в законах, управляющих миром реальным. Эти нелепицы были бы опасны ребенку, если бы они заслонили подлинные, реальные взаимоотношения идей и вещей. Но они не только не заслоняют их, они их выдвигают, оттеняют, подчеркивают. Они усиливают (а не ослабляют) в ребенке ощущение реальности» (126, стр. 188). В самом деле: мы видим и здесь, как искусство двоится и как для его восприятия необходимо созерцать сразу и истинное положение вещей, и отклонение от этого положения, и как из такого противоречивого восприятия возникает эффект»... [3;с.329–330]. «Умение переносить функции с одного предмета на другой очень тесно связано со способностью ребенка идентифицироваться, т.е. ставить себя на позицию другого, представлять себя тем или иным персонажем или даже его частью» [2, с.4].

Одна из главных основ психического развития, воображения, прежде всего, — это общение ребенка с окружающими его взрослыми. Одной из важных задач психологов и педагогов становится донести это до родителей, которые зачастую недооценивают значимость, вклад общения, совместной деятельность, посредством социально-культурного инструмента — книги. «Общение мамы с малышом всегда эмоционально окрашено. Это дает возможность самые будничные, многократно повторяющиеся дела возвести в ранг события, поэтому они хорошо запоминаются. Ребенок постепенно начинает воспроизводить их и таким образом накапливает собственный опыт» [2, с. 6] Одним из таких способов повседневного общения, является совместная деятельность –прочтение книги взрослым ребенку.

«Выделенные Д. Б. Элькониным стадии развития продуктивной деятельности очень близки с этапами развития воображения в дошкольном возрасте.

На первом этапе развития воображения (3–4 года) необходимо создать такую предметную среду, которая позволяла бы в силу своей неспецифичности что-то домысливать и воображать» [2, с.25]

На наш взгляд, такую среду может задавать взрослый (мать) после прочтения текста (книги), взрослый может вместе с ребенком проигрывать сценки с героями произведения или после прочтения попросить нарисовать рисунок к прочитанной книге. Если книга прочитана ребенком самостоятельно, взрослый может обсудить с ребенком ее содержание, поступки героев книги. Такая совместная деятельность будет оказывать благотворное влияние на развитие личности ребенка и его дальнейшее социальное становление в обществе.

 

Литература:

  1. Миронова М.В. Психология и социология чтения // Издательство дело и редактирование, 2003. — 67 с.
  2. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. — М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. — 160 с.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Издательство «Искусство», 1968. — 345 с.
  4. Иванова Н.В. Социализирующие функции и педагогические аспекты приобщения дошкольников к детской субкультуре // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 8. — С.104–106.
  5. Рублева Н.В. Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 124–126.
  6.   Бехтерев В.М.. Внушение и воспитание. — Санкт-Петербург: тип. П. П. Сойкина, 1912. — 20 с.
Основные термины (генерируются автоматически): развития детей, современном обществе, развитию воображения ребенка, развития воображения, функции предмета, психического развития, психического развития детей, воображение ребенка, Влияние детской литературы, перевернутый мир, этапе развития воображения, совместная деятельность, важным свойством воображения, этапами развития воображения, социального развития детей, неотъемлемые функции предмета, аспектов социализации детей, развитие личности ребенка, художественного произведения, основе способности детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос