Библиографическое описание:

Рожкова Н. С. Оценка результативности использования компетентностного подхода в системе общего образования // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 861-863.



 

В последнее время в психолого-педагогической литературе часто высказывается мысль, что выпускники традиционной российской школы плохо приспособлены к современному рыночному обществу. Поэтому на смену сциентическим подходам в образовании должны прийти методики, передающие учащимся, прежде всего, социальный опыт. То есть, традиционная образовательная идеология ЗУН («знания — умения — навыки») должна уступить место философии НУЗ («навыки — умения — знания»). Другими словами, отечественная система образования нацеливается на переход от «школы знаний» к «школе компетенций».

Таким образом, в области отечественных образовательных новаций «компетентностный подход», наряду с проблемой введения ЕГЭ, стал одной из самых широко обсуждаемых тем. Идея компетентности сейчас представляется едва ли не главным течением отечественной педагогической мысли. При этом реализация данного подхода объясняется стремлением включить Россию в общеевропейское образовательное пространство и создать структуру сравнимых и совместимых квалификаций для национальной системы образования. Тем самым компетентностный подход воспринимается не только в качестве дидактической категории, но также как своего рода инструмент для социального диалога между школой и миром труда.

Так в «школе знаний» учащиеся получают фундаментальную теоретическую подготовку, уровень которой проверяется всеобъемлющими экзаменами. И лишь в дальнейшем они принимают решение о выборе жизненного пути. «Школа компетенций» ориентирует на выбор социальных предпочтений уже в процессе обучения, которое поэтому становится профильным. Учащимся представляется широкий спектр предметов для обучения по профилю (отсюда элективность), а результаты проверяются с помощью различных тестов (в частности ЕГЭ).

Конечно, старая и новая модель школы не должны восприниматься в контексте непримиримой борьбы. В этом смысле важно учитывать, что компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании со знаниями. Следовательно, приобретаемые знания закладываются в специализированные компетенции, относящиеся к предметной области. Исходя из этого, представить себе компетентного выпускника, не обладающего системой упорядоченных знаний, невозможно. Таким образом, в основе современного образования остается принцип неразрывного единства практики и теории, демонстрирующий симбиоз компетенций и знаний.

Сегодня наука активно изменяет окружающий мир, внося в него небывалую подвижность, связанную также с феноменом быстрого морального старения текущих жизненных атрибутов. Следовательно, важнейшее значение в нынешних условиях приобретают такие человеческие качества, как широта и гибкость мышления, свободная ориентация в информационной сфере, высокие профессиональные знания, способность решать реальные вопросы различного уровня сложности. Это означает существенное повышение требований к целям, содержанию и, наверное, самому принципу обучения и подготовки специалистов. Таким образом, важнейшей задачей в области образования на современном этапе следует считать обеспечение соответствия научной системы знаний требованиям практики. Именнов контексте компетентностного подхода современная система образования сможет ориентироваться на динамичные знания, применимые в самых разных областях деятельности.

При этом в реальной жизни «школы знаний» и «школы компетенций» в чистом виде не существуют. Знания всегда обязаны «покрывать» определенные виды деятельности, в то время как готовность человека решать профессиональные задачи обеспечивается уровнем приобретенных знаний, умений и навыков. Здесь следует указать, что только единство компетенций и знаний можно рассматривать как показатель качества полученного образования.

В современном мире определяющей ценностью становится сохранение человеческой цивилизации, планетарное воздействие которой достигло колоссальных размеров. Следовательно, вся иерархия ценностно-нормативных предпочтений сегодня должна строиться при постоянной репрезентации мировоззренческих универсалий. По этой причине полученные знания необходимо трансформировать в интеллектуальный продукт жизненной потребности использования мира. Это будет условием для манипулирования объектами окружающего мира, воспроизводимости действий, моделирования и прогнозирования развития. В итоге можно надеяться, что индивидуальная активность «компетентной личности» не станет напрасной.

Очевидно, что текущую действительность необходимо постоянно сверять с человеческим мировоззрением. Такая потребность порождается самим познанием, создающим абстрагированные модели, часто оторванные от конкретной реальности. Это является фундаментальным условиям формирования и развития различного рода негативных процессов и явлений в образовательной среде. Значит, знания нуждаются в радикальном углублении по траектории развития человеческого потенциала как органичного сочетания природных и социальных компонентов. При этом в центре внимания должен находиться «целостный человек» как единственное и достоверное богатство, которым на самом деле обладает мир.

Таким образом, вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров, способных решать указанные профессиональные задачи приобретает на современном этапе развития образовательной системы первостепенное значение. Несомненный интерес, на наш взгляд, представляет вариант переподготовки учителя по образовательному модулю «компетентностный подход», разработанному учеными педагогического университета имени А.И Герцена. Модуль состоит из восьми учебных элементов, которые вводят обучающихся в проблематику темы, раскрывают понятийный аппарат и обеспечивают реализацию поставленных вопросов. В каждом учебном элементе выделяются цели, представляются конкретные педагогические ситуации (кейсы) и «боксы» с примерами и упражнениями. Система рефлексивных вопросов завершает перечень учебных элементов.

В заключении можно отметить, что компетентностный подход в целом отражает современные тенденции развития российской и мировой школы. Тем временем, интеграция отечественного и мирового образования не должна означать замены национальных традиций обучения, но обязана служить дополнением к ним. Только при таком подходе «школа компетенций» сможет стать основой социализации подрастающего поколения.

 

Литература:

 

  1.                Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2.                Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142–146.
  3.                Бойков, А. Е. Некоторые результаты применения методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе «основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс) / А. Е. Бойков // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 1 (34). С. 145–151.
  4.                Бойков, А. Е. Оценка уровня риска формирования информационной зависимости учащихся 5 классов / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 19–23.
  5.                Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 17–19.
  6.                Бойков, А. Е. Результаты методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 6 (112). С. 41–45.
  7.                Макарова, Л. П. Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического ВУЗа // Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 533–536.
  8.                Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
  9.                Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс / Л. А. Сорокина // автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
  10.            Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.
  11.            Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
  12.            Сухоруков, Д. В. Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики / Д. В. Сухоруков, А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857–860.
  13.            Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle