Библиографическое описание:

Подоляк Д. О. Универсальные творческие действия студентов в ситуациях технологических решений: элементы концептуального подхода к работе над курсом «Окружающий мир» в начальной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 204-209.

Концепция – это особый способ осмысления, оформленный в систему принципов и представлений, определенный способ понимания, проектирование собственного образовательного подхода, отход от стандартов [3]. Означенные нами в заголовке раздела элементы концептуального подхода к работе над курсом «Окружающий мир» в начальной школе представляют творческую рефлексию по поводу собственного личностно-ориентированного образования как технологических решений образовательного пространства, в которое вписываются зоны перспективного развития студента, будущего учителя. Преподавание курса «Окружающий мир» требует от учителя определенного знания экологических проблем. Формирование экологического сознания предполагает поиск решения экологических проблем в следующих направлениях:

  • поиск ответа на вопрос о природе человека и постепенное осознание триединости – как существа биологического, социального и духовного;

  • эволюция человека как субъекта (носителя сознания: от индивидуального субъекта и субъекта семьи до субъекта этноса, государства, Планеты, Космоса [5, с.1-15].

Окружающая человека природа представляет собой целостную систему сложнейших взаимоотношений. Человек выступает лишь как одна из ее многочисленных подсистем.

Методологическая основа науки о природе и человеке, по мнению В. А. Ясвина, предполагает два логически противопоставленных подхода:

  1. Логика антропоцентрического представления о том, что человек – это высшее звено в развитии природы.

Природа – среда обитания человека. Гносеологическое отношение подхода: «субъект (человек) – объект (природа)». Человек выступает по отношению к природе в качестве субъекта гносеологического типа.

  1. Онтологическое понимание субъекта: человек и природа – субъекта – носители всеобщих, универсальных закономерностей саморазвития природы, в том числе и человека как общеприродного (а не только биологического или социального явления).

Универсальными являются закономерности развития Планеты, Общества и Человека (индивида). Это переход к природоцентрическому (экоцентрическому) мировоззрению, в основе которых лежит субъектификация природных объектов и мира природы в целом [7].

Подход к человеку как общеприродному существу (субъекту общеприродного развития) означает рассмотрение проблемы с точки зрения самоосуществления общеприродных форм бытия и универсальных принципов их развития. В таком случае природа

Врезка2Врезка1



Наиболее употребительно толкование Природы как совокупности естественных условий существования человеческого опыта [филос.энциклоп.словарь].

Парадигма системы «индивид – среда» («субъект – объект», «субъект – субъект») сменяется на парадигму целостного представления системы «индивид – среда» как единого совокупного субъекта.

Структура экологического сознания есть совокупность (система):

  • представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек – природа», а также в самой природе;

  • субъективного (личностного) отношения человека к миру природы;

  • соответствующих стратегий и технологий взаимодействия человека с миром природы;

  • жизненных ценностей этического плана, диктующих необходимость экологически-ориентированных [5].

*Универсальные творческие действия (далее УТД) парадигмы экоцентрического типа экологического сознания:


УТД взаимосвязи, сопостовления

УТД субъективного восприятия природы,

становления отношений к ней как субъекту

УТД осмысления и осознания себя субъектом,

мыслящим и действующим в масштабе всей Планеты

*Мониторинг предполагает единый параметр – субъективного (личностного) отношения к отдельным природным объектам:

Схема «образно-оценивающего картирования мира»




Исходная ценность,

результат-предпосылка единого мира

Врезка3



Врезка4Врезка5







Врезка6Врезка7









Врезка8Врезка9





*УТД студентов как будущих учителей, становление их в процессе преподавания курса «Окружающий мир», нацеленного на проектирование творческих действий младших школьников предусматривает:

Врезка11Врезка10







«Человек и природа» «Человек и общество»

Врезка13Врезка12











«Человек и природа» «Человек и общество»

Врезка14

Врезка15















«Человек и природа» «Человек и общество»



Врезка17Врезка16









«Человек и природа» «Человек и общество»

Врезка18Врезка19















Философские основы построения нашей технологической системы – материалистические, диалектические, гуманистические.

Подходы к ребенку строятся на основе философии свободного, экзистенциального воспитания.

Преобладающие технологии – проективные, метапредметные.

Идеи (направления) и принципы деятельности: идея переключения на саму личность человека; идея главной цели образования как обеспечения опережающего развития качеств человека, его личностного становления, безопасного комфортного существования в современном динамическом мире; идея наполненности личной жизни социальными смыслами; идеи учебной деятельности в адаптационных процессах к учебной деятельности студентов (осмысление будущих требований к специалисту, вступающему в жизнь, предупреждение стремительно устаревающей информации; развитие способности к анализу и синтезу, развитие интуитивного мышления), овладение проективными технологиями (А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, М. А. Селезнева, В. А. Сластенин, А. Е. Субетто, А. Н. Тубельский и др.).

Концептуальный подход предполагает систему принципов, на которых выстраивается изучение курса «Окружающий мир»: принцип позиции личности как сложной системы ее отношений к обществу, труду, другим людям, самому себе (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев); принцип построения знания как испытание мира, «экспериментирования» над ним, испытание самого себя (Г. Г. Шпет); принцип развития школьного экологического образования в интересах устойчивого развития Забайкальского края (Е. А. Игумнова).

Проблема исследования – поиск путей становления готовности студентов к обеспечению системы овладения младшими школьниками универсальными творческими действиями, способствующими самостоятельному свободному применению знаний для решения жизненных задач, самообразования и сотрудничества.

Цель исследования – конструирование модели и обоснование педагогических условий становления и реализации готовности студентов к проектированию УТД младших школьников в системе обучения предмета «Окружающий мир».

Становление готовности студентов к проектированию творческих действий младших школьников в учебной и внеучебной деятельности по предмету «Окружающий мир» – предмет исследования.

Гипотеза исследования основана на идее взаимосвязи УТД обучающих и обучаемых в следующих условиях:

если будут заложены общие способы порождения творческих инициатив полисубъектов, учитывающих лучшие традиции образования прошлого и инновационные технологии настоящего, прогнозирующее развитее будущего;

если образно-оценивающее «картирование мира» (термин Э. А. Кацинадзе) будет представляться на уровне ассоциативных связей между явлениями действительности в условиях метапредметного подхода;

если моделируемая система становления готовности студентов к проектированию УТД школьников будет представлена как мягко управляемая и самоуправляющаяся, вписанная в развивающую образовательную среду, стимулирующую «живое знание» (наблюдение игр, опытничество, диалоговое общение, создание схем, рисунков, проектов и т.д.).

Ориентиром в работе со студентами, будущими учителями, должна стать школа нового поколения (далее ШНП). В гипотетическом аспекте ее представляет З. А. Малькова как «школу завтрашнего дня» [4]. Это проекты, которые определились в результате аналитической работы ученых-исследователей. Термин «школа нового поколения» вытекает из научного направления – инноватики, которая изучает развитие и саморазвитие сложных систем в целях повышения эффективности и качества их деятельности. «Новое вырастает из научных идей, концепций, открытий и органически вплетается в систему, не отторгая и не разрушая традиционных, доказавших действенность механизмов и связей между ними» [2, с.27]. Это научно обоснованный поиск, применение новых принципов и подходов, педагогических технологий, отвечающих радикально меняющейся картине мира.

Цель изучения курса «Окружающий мир», как констатируется в Программе, – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Педагогика в поисках модели школы нового поколения в настоящее время основывается на современных смыслообразующих представлений о мире, о месте человека в этом мире и определяет качественно иной экологический и культурный уровень развития по созданию «общества гуманистической социо-экономики». Осмысливается необходимость формирования уклада жизни школы, отвечающей вызовам современности. Идеи модернизации российского образования нашли свое развитие в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Рассматривая проблемы становления и тенденции развития уклада жизни отечественной школы, Т. П. Хренова пишет: «Демократический уклад школьной жизни предполагает превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса, широкое участие общественности и учащихся в решениях школьных, местных и общественных проблем» [6, с.19]. Исследователь анализирует опыт конкурсного движения образовательных учреждений. В Конкурсе образовательных инициатив наибольший интерес представляют школы, которые могут быть названы авторскими. В основе авторских школ – концепция, определенный педагогический подход. Но опыт авторских школ «не тиражируется», они не возникают «по приказу», не копируются, потому что эти школы авторские и обязаны своим рождением Личности с ее собственной глубинной философией. Создатели авторских школ – новаторы, но они не разрушают, не ломают традиции. Они строят новое знание, выбирая лучшие прогрессивные идеи прошлого и настоящего, ориентируясь на будущее.

Мы считаем «авторской» МОУ Узонскую среднюю общеобразовательную школу с ее культурой, традициями, системой ценностей и отношениями, отражающими нормы и ценности села, где приоритетными являются активная общественная жизнь, здоровье, познание, красота природы и искусства, творчества, уверенность в себе, общественное признание успехов совместной деятельности школы, семьи и жителей села. Раскрывая вопросы становления системы совершенствования творческого опыта школьников в работе сельского учителя, Ц. Л. Дондокова раскрывает поэтапно моделирование системы: этап взаимодействия с Миром Природы и Людей [1].

Итак, в центре внимания модель, где образщими являются «Природа», «Рукотворный мир», «Мир другого (других)», «Я сам» (В. А. Петровский). Элемент концептуального подхода мы выстраиваем на основе исследования В. А. Петровского о смысле понятий «Идея», «Я», «Мир», «Развитие», «Личность», которые легли в основу анализа категории «развивающего образования» как возможного пути его построения. Так, понятие «Мир», по словам ученого, – это мир, в котором живет человек («внешний», «окружающий» мир). Это также и «внутренний мир», «актуальный синтез моментов пережитого во времени», область соприкосновений «внешнего» и «внутреннего». Идея «Я = Мир» – это личностно-ориентированное образование, где развитие личности есть «самодвижение», экзистенциальные отношения, космичность бытия человека, его слитность с природой, микрокосмосом его самости [там же, с.33].

Критериями реализации идеи «Я = Мир» являются познание, воля, переживания. Показатели – истина, добро, красота, ценности собственного опыта.

На основании сказанного мы рассматриваем блок «Человек и Природа» в значительной мере как становление личностного восприятия, эмоционального отношения в оценках обучаемых и обучающихся к миру природы и культуры в единстве в условиях метапредметного подхода. В плане реализации этого подхода значимым является метапоэтический текст в метафорическом дискурсе преподавания предмета «Окружающий мир» младшим школьникам. Такой подход предполагает реализацию, проектируемую нами программу становления универсальных творческих действий студентов как будущих учителей.


Литература:

  1. Дондокова Ц. Л. Становление системы совершенствования творческого опыта школьников в работе сельского учителя // Автореферат…к.пед.н. Чита, 2010. 23с.

  2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Изд.центр «Академия», 2001. 192с.

  3. Крылова Н. Б. Разнообразие конструктивных идей – шаг в будущее образование / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. 154с.

  4. Малькова З. А. Педагогика в поисках модели нового поколения // Известия РАО, 2001. с.23-34.

  5. Панов В. И. О предмете психологии экологического сознания // Прикладная психология. №6, 2000. с.1-15.

  6. Хренова Т. П. Становление и тенденции развития уклада жизни отечественной школы // Автореферат…канд.пед.наук. Чита, 2010. 23с.

  7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: 2001. 365с.

Основные термины (генерируются автоматически): «Окружающий мир», курсом «Окружающий мир», курса «Окружающий мир», концептуального подхода, становления готовности студентов, элементы концептуального подхода, предмета «Окружающий мир», условиях метапредметного подхода, универсальных творческих действий, творческих действий студентов, начальной школе, проектированию УТД, собственного образовательного подхода, авторских школ, становления универсальных творческих, проектированию УТД школьников, путей становления готовности, субъекта гносеологического типа, предмету «Окружающий мир», система становления готовности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос