Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 01.12.2014

Статья просмотрена: 1946 раз

Библиографическое описание:

Еник О. А., Илларионова Е. Н. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 581-583. — URL https://moluch.ru/archive/79/14057/ (дата обращения: 13.12.2018).

Целью современного дошкольного образования является развитие гармоничной всесторонне развитой личности ребенка, с определенным набором знаний умений и навыков. Дошкольное детство является благоприятным периодом в жизни человека для получения базисной информации. И поэтому она должна быть интересной, понятной, доступной, чтобы ребенок мог ею пользоваться и применять полученные знания на практике.

Дошкольник рано сталкивается с живой и неживой природой, начинает с ней взаимодействовать, контактировать. Поэтому актуальным стоит вопрос о развитие естественнонаучных знаний у детей при ознакомлении с неживой природой. Временный государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в работе с дошкольниками — формирование элементарных естественнонаучных знаний. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные знания являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. [4] Освоение элементарных естественнонаучных знаний способствует развитию детской любознательности.

Выдающиеся педагоги прошлого и мыслители придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; революционеры-демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен и др.) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Большое значение К. Д. Ушинский придавал природе, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. [1] Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (А. А. Быстрова, P. M. Басе, А. М. Степанова, Э. И. Залкинда, Е. И. Волкова, и др.). Природа как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков была широко использована в целях сенсорного воспитания дошкольников в играх с природным материалом и природоведческим содержанием (Э. И. Залкинд, А. С. Макаревич, В. А. Дрязгунова), в труде (E. Образцова, Н. К. Постникова, Е. И. Корзакова, В. Г. Фокина и др.) В дошкольной педагогике велись исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. [7]

Дошкольный возраст — очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.

 С явлениями окружающего мира, в частности с неживой природой ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. [8] Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы естественнонаучных знаний, экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Подготовка подрастающего поколения к жизни не может осуществляться без реального экологического воспитания человека с раннего возраста, когда ребенок наиболее эмоционален и восприимчив к усвоению экологических представлений и связей, правил поведение в природе. Взаимодействие человека и природы — одно из самых актуальных научных проблем. На современном этапе развития общества необычайно расширилось и углубилось воздействие человечества на окружающую среду. Стихийное и неконтролируемое воздействие человека на природу создало угрозу нарушения ее динамического равновесия и целостности, следовательно, современное общество стоит перед проблемой сознательного управления процессами взаимодействия с природой.

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.

Знакомство детей с явлениями неживой природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Усложнение материала происходит по концентрическому принципу, что предполагает возвращение к той или иной теме на более сложном витке развития ребёнка и усвоение более глубоких естественнонаучных знаний о неживой природе. [3]

Расширяя многообразие окружающего мира неживой природы, способное сформировать в сознании ребёнка собственную картину мира, помогающую ему ориентироваться в различных жизненных ситуациях, можно использовать следующие принципы построения педагогического процесса:

-        Принцип научности — информация, которую дети получают в детском саду, должна быть точной, достоверной, обоснованной. Данный принцип выдвигает необходимость формирования у дошкольников системы научных, достоверных знаний, проверенных наукой фактов и явлений в области естествознания (элементарных экологических, биологических, географических представлений), а также отражение разнообразных фактов и явлений в развитии, во взаимосвязях и существенных проявлениях. Реализация этого принципа формирует у ребёнка точные представления об окружающем мире, дает научно достоверную информацию о неживой природе в процессе специфически дошкольных видов деятельности.

-        Принцип учета возрастных особенностей детей — знания, которые усваивают дошкольники, должны соответствовать возрасту, просты и понятны ребятам. В этом залог высоких результатов усвоения полученных знаний при изучении неживой природы. Исследователи считают, что уже в младшем дошкольном возрасте важно знакомить детей на конкретных примерах с элементарными взаимосвязями и взаимозависимостями, существующими в природе. По отношению к старшему дошкольному возрасту, по мнению А. В. Запорожца, при ознакомлении с природой необходимо проникать в суть вещей, подводить детей к пониманию связи явлений. В старшем дошкольном возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут быть ядром системы знаний.

-        Принцип доступности — осуществляется в таких видах деятельности как игра, экспериментирование и доступность предполагает также привлекательность для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окрашенность.

-        Принцип наглядности — соответствует основным формам мышления детей дошкольного возраста (наглядно-действенному и наглядно-образному). Известно, что реальные предметы и наглядные образы способствуют организации мыслительной деятельности ребёнка, обеспечивают понимание и прочное запоминание материала. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке материала. В процессе обучения дошкольники имеют возможность наблюдать, проводить опыты и экспериментировать, выполнять разнообразные практические упражнения, при этом широко используются в работе с детьми такие виды наглядности, которые способствуют формированию познавательной активности и стимулируют переход от наглядных форм мышления к словесно-логическим.

Особенно важным в формировании системы естественнонаучных знаний у дошкольника, по мнению С. Н. Николаевой, является то, что все отдельные звенья системы выстроены в соответствии с характером и логикой стихийно сформированных знаний дошкольников (т. е. они были по Л. С. Выготскому «программой самого ребенка») и отвечали требованиям научной логики: каждое последующее звено системы вытекает из предыдущего и развивает его. [2]

Таким образом, психолого-педагогической основой формирования системных знаний о природе являются принципы отбора и систематизации знаний, выявленные и доказанные отечественными педагогами и психологами. А также общую стратегию познавательной деятельности старших дошкольников, выявленную и сформулированную Н. Н. Поддъяковым, включающую в себя умственную операцию систематизации и классификации. [5]

Выстраивая работу по организации детской деятельности и решая проблему формирования естественнонаучных знаний у детей при изучении неживой природы, необходимо использовать принципы: научность знаний, учет возрастных особенностей детей, доступность материала, наглядность обучения, комплексность знаний и разных видов деятельности, принцип противоречивости содержания воспитательно — образовательной работы, связь знаний с практическим опытом ребенка. Информация, которую дети получают, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для их понимания. Все это делает процесс воспитания и образования дошкольников в детском учреждении более содержательно насыщенным, эмоционально окрашенным, увлекательным как для ребенка, так и для педагога. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

 

Литература:

 

1.                  Железнов, Ю. Д. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию / Ю. Д. Железнов. — М., 1995.- 311с.

2.                  Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. — М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.

3.                  Николаева, Э. Ф. Мир вокруг нас: ознакомление дошкольников с неживой природой/ Э. Ф. Николаева, О. В. Илларионова, Р. В. Блохина. — Тольятти, 2003.-132с.

4.                  Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие /С. Н. Николаева. -М.: Педагогическое общество России, 2003.-80с.

5.                  Поддъяков, Н. Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков — М. 1996.-380с.

6.                  Рыжова, Н. А. Наш дом — природа / Н. А. Рыжова-М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.- 280с.

7.                  Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова.-3-е изд., испр. и доп. –М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2009.-112с.

8.                  Саморукова, П. Г. Как познакомить дошкольников с природой. Пособие для воспитателей / П. Г. Саморукова–М.: Просвещение, 1983.- 270с.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): неживая природа, ребенок, окружающий мир, знание, природа, дошкольное детство, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст, возрастная особенность детей, вид деятельности.


Похожие статьи

Формирование представлений о животных у детей младшего...

Раскрывается значение ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животными в воспитании дошкольников. Приводится характеристика отдельных нравственных качеств...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.

Опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Н. Н. Поддьяков. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем...

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА.

– о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы)

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого.

Необходимо вводить детей в разные области действительности — открыть для него мир живой и неживой природы, мир людей, искусства.

Экологическое воспитание как способ развития психических...

знание, живой организм, природа, дошкольный возраст, ребенок, дошкольник, окружающая среда, природная среда, произвольное внимание, содержательная линия.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

игра, ребенок, предмет, вид мышления, развивающая игра, неживая природа, индивидуальная работа, дошкольный возраст, дидактический материал, познавательная активность.

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Дети младшего и среднего дошкольного возраста, естественно

1. Ваш ребенок познает мир. Журнал «Дошкольное воспитание», № 2–2000г.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного...

Дошкольное детство — ответственный период жизни человека, в котором закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому образованию обладает большими возможностями и перспективой...

Формирование представлений о животных у детей младшего...

Раскрывается значение ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животными в воспитании дошкольников. Приводится характеристика отдельных нравственных качеств...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.

Опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Н. Н. Поддьяков. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем...

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА.

– о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы)

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого.

Необходимо вводить детей в разные области действительности — открыть для него мир живой и неживой природы, мир людей, искусства.

Экологическое воспитание как способ развития психических...

знание, живой организм, природа, дошкольный возраст, ребенок, дошкольник, окружающая среда, природная среда, произвольное внимание, содержательная линия.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

игра, ребенок, предмет, вид мышления, развивающая игра, неживая природа, индивидуальная работа, дошкольный возраст, дидактический материал, познавательная активность.

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Дети младшего и среднего дошкольного возраста, естественно

1. Ваш ребенок познает мир. Журнал «Дошкольное воспитание», № 2–2000г.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного...

Дошкольное детство — ответственный период жизни человека, в котором закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому образованию обладает большими возможностями и перспективой...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование представлений о животных у детей младшего...

Раскрывается значение ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животными в воспитании дошкольников. Приводится характеристика отдельных нравственных качеств...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.

Опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Н. Н. Поддьяков. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем...

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА.

– о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы)

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого.

Необходимо вводить детей в разные области действительности — открыть для него мир живой и неживой природы, мир людей, искусства.

Экологическое воспитание как способ развития психических...

знание, живой организм, природа, дошкольный возраст, ребенок, дошкольник, окружающая среда, природная среда, произвольное внимание, содержательная линия.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

игра, ребенок, предмет, вид мышления, развивающая игра, неживая природа, индивидуальная работа, дошкольный возраст, дидактический материал, познавательная активность.

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Дети младшего и среднего дошкольного возраста, естественно

1. Ваш ребенок познает мир. Журнал «Дошкольное воспитание», № 2–2000г.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного...

Дошкольное детство — ответственный период жизни человека, в котором закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому образованию обладает большими возможностями и перспективой...

Формирование представлений о животных у детей младшего...

Раскрывается значение ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животными в воспитании дошкольников. Приводится характеристика отдельных нравственных качеств...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.

Опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Н. Н. Поддьяков. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем...

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА.

– о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы)

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого.

Необходимо вводить детей в разные области действительности — открыть для него мир живой и неживой природы, мир людей, искусства.

Экологическое воспитание как способ развития психических...

знание, живой организм, природа, дошкольный возраст, ребенок, дошкольник, окружающая среда, природная среда, произвольное внимание, содержательная линия.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

игра, ребенок, предмет, вид мышления, развивающая игра, неживая природа, индивидуальная работа, дошкольный возраст, дидактический материал, познавательная активность.

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Дети младшего и среднего дошкольного возраста, естественно

1. Ваш ребенок познает мир. Журнал «Дошкольное воспитание», № 2–2000г.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного...

Дошкольное детство — ответственный период жизни человека, в котором закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому образованию обладает большими возможностями и перспективой...

Задать вопрос