Международно-правовые аспекты деятельности Всемирной торговой организации: теоретический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.11.2015

Статья просмотрена: 828 раз

Библиографическое описание:

Махмудов, Ризван. Международно-правовые аспекты деятельности Всемирной торговой организации: теоретический аспект / Ризван Махмудов, Н. М. Хурчак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 613-616. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23002/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

Всемирная торговая организация (ВТО) является международной межправительственной экономической организацией. ВТО функционирует с 1 января 1995г, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993г. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994г, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением. [1]

В настоящее время Всемирная торговая организация является одной из самых влиятельных всемирных организаций, регулирующая международные торговые отношения между государствами. ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), предшественница ВТО, наглядно доказала, насколько может быть выгоден экономический союз для его государств-членов. При высоком уровне современной экономической интеграции роль Всемирной Торговой Организации возрастает. С каждым годом в среднем 2–3 государства становятся членами организации. Это не удивительно, если учесть тот факт, что членство в ВТО дает ряд преимуществ для стран-членов в торговом сотрудничестве и экономическом росте. Огромное количество международных торговых отношений являются предметом регулирования соглашений ВТО, соответственно у государств возникают споры относительно надлежащего соблюдения контрагентами условий договоров.

Основной целью ГАТТ/ВТО является создание прозрачной и предсказуемой торговой системы, препятствующей принятию необоснованных решений отдельных стран на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом в справедливой и свободной конкуренции.

Система урегулирования споров в рамках ВТО — одно из самых значительных достижений Уругвайского раунда, является важным шагом в процессе создания нормативной базы для цивилизованного разрешения международных торговых споров. С января 1995 года система урегулирования споров в рамках ВТО широко использовалась и развитыми, и развивающимися странами-членами ВТО по самым различным вопросам, входящих в компетенцию ВТО. Данная система создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается прежде всего с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, в последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения. [4, c.17]

Механизм, действующий в рамках ВТО, поистине уникален, ведь в современном международном праве нет ни единого централизованного нормотворческого органа, ни единого исполнительного органа, ни централизованного постоянно действующего механизма привлечения к ответственности за нарушение норм международного права. Международный Суд ООН можно лишь условно назвать универсальным международным механизмом. Вторым таким постоянно действующим механизмом является Орган по разрешению споров (ОРС), функционирующий в рамках ВТО, который состоит из представителей всех-государств членов ВТО.Система разрешения споров ВТО — это цивилизованный и эффективный механизм урегулирования торговых споров и разногласий между государствами, и успех в таких спорах зависит главным образом от качества работы специалистов, занимающихся подготовкой позиций сторон, участвующих в переговорном процессе и разбирательстве по делу. [2, c.281]

Юрисдикция системы разрешения споров в рамках ВТО довольно широка и охватывает споры, возникающие в рамках Соглашения ВТО, всех многосторонних соглашений по торговле товарами, соглашений GATS и TRIPS. Все они относятся к охваченным соглашениям. Данная юрисдикция является обязательной для соблюдения, исключительной по природе и применяемой к спорам в рамках ВТО.

Доступ к системе разрешения споров в рамках ВТО открыт только для стран-членов ВТО. Страна-член ВТО может использовать систему в случае аннулирования или сокращения ее прав в рамках охваченных соглашений. Хотя неправительственные организации, промышленные ассоциации или физические лица не имеют доступа к данной системе, большинство споров подаются по их инициативе. Помимо этого, третейские группы и Апелляционный орган имеют право принимать и рассматривать информацию amicus curiae, предоставляемую неправительственными организациями.

Система предпочитает, чтобы страны-члены ВТО урегулировали споры посредством консультаций, а не судебных разбирательств. Система разрешения споров в рамках ВТО стремится обеспечивать права и обязательства стран-членов в рамках охваченных соглашений и уточнять существующие положения тех соглашений. Однако она не может добавить или сократить права и обязательства стран-членов ВТО. ДРС предусматривает четыре метода разрешения споров между странами-членами ВТО: консультации или переговоры (статья 4 ДРС); судебное разрешение спора третейскими группами и Апелляционным органом (статья 6–20 ДРС); арбитраж (статья 21.3(с), 22.6 и 25 ДРС); а также «добрые услуги» для примирения и посредничество (статья 5 ДРС). Процесс разрешения споров в рамках ВТО имеет строгие временные ограничения. [3, c.21]

Все процедуры разрешения споров в рамках ВТО, а также письменные представления сторон носят конфиденциальный характер. Заседания третейской группы и Апелляционного органа проходят за закрытыми дверями, а правила поведения требуют, чтобы члены третейской группы и Апелляционного органа были независимыми и беспристрастными, чтобы избегать прямого или косвенного контакта интересов и соблюдать конфиденциальность процедур рассмотрения.

Принимая во внимание некоторые сложности, с которыми могут столкнуться развивающиеся страны-члены ВТО, вовлеченные в урегулирование споров, ДРС содержит отдельные специальные правила для развивающихся стран-членов. Однако большинство из этих правил имеют ограниченную значимость.

Система урегулирования споров в рамках ВТО делает важный вклад в принцип «превалирования закона над силой». Она дает возможность экономически слабым странам оспорить торговые меры, введенными экономически развитыми государствами. Как показывает частое и широкое использование системы урегулирования споров в рамках ВТО развитыми и развивающимися странами-членами хорошо воспринимается всем странами-членами ВТО. Она создает особую безопасность для более слабых стран, которым в прошлом часто не хватало политического или экономического веса для обеспечения соблюдения их прав и защиты своих интересов. Специальные правила и процедуры по разрешению споров для развивающихся стран-членов ВТО и Консультационный центр Правил ВТО помогают этим странам воспользоваться этой возможностью.

Хотя и существуют определенные основания для критики существующей системы урегулирования споров, в целом, наблюдается существенная удовлетворенность практикой и исполнением. Поэтому при рассмотрении идей по реформированию или улучшению главным принципом должен быть «не навреди». Страны-члены отнеслись положительно к данным предложениям, но не смогли прийти к согласию по предложениям по реформированию. До настоящего момента государства-участники данной организации пока не могут прийти к соглашению о реформе ДРС. Несмотря на полезность дальнейшего реформирования существующей системы разрешения споров в рамках ВТО, пока этот вопрос не является основным вызовом для системы в предстоящие годы. Основной вызов связан с реальной опасностью, что страны-члены «перегрузят» и, тем самым, подорвут существующую систему урегулирования споров в рамках ВТО. [5, c.86]

В то же время, несмотря на то, что данная система работала эффективно на протяжении всего периода функционирования, решаемые ею задачи, становятся все сложнее, по мере того как ВТО все глубже вовлекается в политически противоречивые вопросы. Все это способствует большой «перегруженности» системы разрешения споров, что делает систему политически и по существу неустойчивой.

Для сохранения результативности и эффективности системы разрешения споров в рамках ВТО, страны-члены должны улучшить способность политических институтов ВТО, решать крупные вопросы, с которыми сталкивается система многосторонней торговли.

В 2011 году был завершен переговорный процесс по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), инициированный в 1993 году. В ходе формального заседания Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО 10 ноября 2011 года одобрен финальный пакет документов, необходимых для присоединения Российской Федерации к данной международной организации. Датой вступления РФ в ВТО считается 22 августа 2012г. — день подписания документов о вступлении России в Организацию.

В настоящее время Российская Федерация, как новый член ВТО, только знакомится с механизмом разрешения споров организации. В свою очередь, степень изученности процедур разрешения споров ВТО в науке российского международного торгового права, все еще сравнительно невелика, это было связанно с отсутствием РФ в организации торгового сотрудничества, но с недавним ее вступлением в члены ВТО актуальность разработки правовых позиций относительно правил и в целом всего механизма рассмотрения споров возросла.

Действия определенных стран и организаций, имеющих влияние внутри неё, ставят под сомнение деятельность ВТО, как организации регулирующей торговые отношения между странами участниками Марракешского соглашения. Произошедшие события в Украине, и затем последовавшие обоюдные санкции тому подтверждение. Рано или поздно российская власть и деловые круги должны были столкнуться с необходимостью защищать свои интересы посредством участия в торговых спорах по правилам ВТО.

В отношении российских товаров действует 101 мера, в том числе:

антидемпинговая пошлина — 40, специальная защитная пошлина — 9, прочие нетарифные меры — 52 (административные меры — 20, технические барьеры — 9, тарифные квоты — 2, квотные ограничения -3, дополнительный сбор — 1, акциз на дискриминационной основе — 5, ограничение по номенклатуре — 1, запрет на импорт — 4, санитарные и фитосанитарные меры — 3, угроза введения меры — 4).

Также проводится 21 расследования, из них 6 антидемпинговых, 14 специальных защитных и 1 компенсационное расследование, а также 5 пересмотров антидемпинговых мер и 2 соглашения о приостановлении антидемпинговой процедуры.

Для достижения успеха в торговом споре ВТО необходима серьезная подготовительная и текущая работа целого ряда специалистов в данной сфере (юристов, экономистов, переговорщиков, экспертов и т. д.), количество которых в нашей стране на сегодняшний день исчисляется единицами. Для российских юристов и адвокатов это новый вектор развития своих практик и компетенций. В недалекой перспективе такого рода правовая помощь будет весьма востребованной. Международный опыт показывает, что одним из способов решения данной проблемы является привлечение иностранных специалистов, и не исключено, что и в России такая практика будет иметь место.

Весьма удивителен тот факт, что санкции, введённые с обоих сторон, нарушают цель создания и основные принципы ВТО. И для сохранения результативности и эффективности системы разрешения споров в рамках ВТО, страны-члены должны улучшить способность политических институтов ВТО, решать крупные вопросы, с которыми сталкивается система многосторонней торговли. Как отметил Хьюго Пэмен, бывший главный переговорщик ЕС по вопросам торговли и посол ЕС в США, нагрузка на систему может быть ослаблена, только если правительства попытаются решать конфликты через более активную дипломатию, а не ждать, что судебное разрешение споров сделает работу за них.

 

Литература:

 

  1.      Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.). Соглашение вступило в силу 1 января 1995 г. // СПС «Гарант»
  2.      Зуева И. А. Некоторые особенности механизмов разрешения международных споров во Всемирной Торговой организации (ВТО) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2010. — № 1. — С.280–288.
  3.      Инструктивный материал: Урегулирование торговых споров в рамках Всемирной Торговой организации. — Астана, 2012. 27 с.
  4.      Смбатян А. С. Международные торговые споры в ГАТТ/ВТО: избранные решения (1952–2005 гг.). — М.: Волтерс Клувер, 2006. 344 с.
  5.      Трофименко О. Ю. Механизм разрешения споров в ГАТТ/ВТО // Вестник СПбГУ. — Сер.5. — 2008. — Вып.2. — С.80–90.
Основные термины (генерируются автоматически): рамка ВТО, Всемирная торговая организация, Российская Федерация, соглашение, Апелляционный орган, ВТО, система, система урегулирования споров, спор, многосторонняя торговля.


Похожие статьи

Системы разрешения международных споров в рамках ВТО...

ВТО представляет нетипичную систему разрешения споров между государствами-участниками, имея свои

Система разрешения споров ЕАЭС, напротив, вновь созданная организация, в которой так же существуют механизмы разрешения споров в рамках данной организации.

Право Всемирной торговой организации | Статья в журнале...

Термин «право Всемирной торговой организации (далее — ВТО)» заимствован из западной доктрины [1]. Между тем, самое общее определение права

К данному соглашению приложено 4 приложения. Приложение 1А: Многосторонние соглашения по торговле товарами.

Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли и его...

Всемирная торговая организация призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Применение правил и принципов ВТО в торговле товарами

Рассмотрена специфика применения правил и принципов ВТО в международной торговле товарами. Ключевые слова: Всемирная торговая организация, торговля, услуги, соглашение, обязательства, ограничения, рынок, национальный режим, субсидия...

Роль Всемирной торговой организации в современном мире

отношение, ВТО, Генеральный совет, торговля услугами, Генеральное соглашение, интеллектуальная собственность, министерская конференция, мировая торговля, Ослабление границ, Всемирная торговая организация.

Право ВТО как явление фрагментации МП | Статья в сборнике...

общий МП, режим, ВТО, автономный режим, норма МП, норма, международный орган разрешения споров, член ВТО, Всемирная Торговая Организация, Апелляционный орган.

Основные положения протокола о присоединении Казахстана к ВТО

5) создание эффективного многостороннего механизма урегулирования торговых споров; 6) осуществление мониторинга национальной торговой политики стран-членов ВТО

Анализ экономических и правовых аспектов участия стран ЕАЭС...

– создание механизма разрешения торговых споров; – обзор торговой̆ политики стран-членов

ВТО сформировано на базе ГАТТ как международная организация, однако Основное соглашение все еще существует как запасной договор, регулирующий вопросы торговли...

Вступление России во «Всемирную Торговую Организацию»...

Всемирная торговая организация (ВТО) является единственным в своем роде международным органом, который занимается и разрабатывает глобальные правила торговли между странами.

Похожие статьи

Системы разрешения международных споров в рамках ВТО...

ВТО представляет нетипичную систему разрешения споров между государствами-участниками, имея свои

Система разрешения споров ЕАЭС, напротив, вновь созданная организация, в которой так же существуют механизмы разрешения споров в рамках данной организации.

Право Всемирной торговой организации | Статья в журнале...

Термин «право Всемирной торговой организации (далее — ВТО)» заимствован из западной доктрины [1]. Между тем, самое общее определение права

К данному соглашению приложено 4 приложения. Приложение 1А: Многосторонние соглашения по торговле товарами.

Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли и его...

Всемирная торговая организация призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Применение правил и принципов ВТО в торговле товарами

Рассмотрена специфика применения правил и принципов ВТО в международной торговле товарами. Ключевые слова: Всемирная торговая организация, торговля, услуги, соглашение, обязательства, ограничения, рынок, национальный режим, субсидия...

Роль Всемирной торговой организации в современном мире

отношение, ВТО, Генеральный совет, торговля услугами, Генеральное соглашение, интеллектуальная собственность, министерская конференция, мировая торговля, Ослабление границ, Всемирная торговая организация.

Право ВТО как явление фрагментации МП | Статья в сборнике...

общий МП, режим, ВТО, автономный режим, норма МП, норма, международный орган разрешения споров, член ВТО, Всемирная Торговая Организация, Апелляционный орган.

Основные положения протокола о присоединении Казахстана к ВТО

5) создание эффективного многостороннего механизма урегулирования торговых споров; 6) осуществление мониторинга национальной торговой политики стран-членов ВТО

Анализ экономических и правовых аспектов участия стран ЕАЭС...

– создание механизма разрешения торговых споров; – обзор торговой̆ политики стран-членов

ВТО сформировано на базе ГАТТ как международная организация, однако Основное соглашение все еще существует как запасной договор, регулирующий вопросы торговли...

Вступление России во «Всемирную Торговую Организацию»...

Всемирная торговая организация (ВТО) является единственным в своем роде международным органом, который занимается и разрабатывает глобальные правила торговли между странами.

Задать вопрос