Библиографическое описание:

Махмудов Р., Хурчак Н. М. Международно-правовые аспекты деятельности Всемирной торговой организации: теоретический аспект // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 613-616.



 

Всемирная торговая организация (ВТО) является международной межправительственной экономической организацией. ВТО функционирует с 1 января 1995г, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993г. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994г, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением. [1]

В настоящее время Всемирная торговая организация является одной из самых влиятельных всемирных организаций, регулирующая международные торговые отношения между государствами. ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), предшественница ВТО, наглядно доказала, насколько может быть выгоден экономический союз для его государств-членов. При высоком уровне современной экономической интеграции роль Всемирной Торговой Организации возрастает. С каждым годом в среднем 2–3 государства становятся членами организации. Это не удивительно, если учесть тот факт, что членство в ВТО дает ряд преимуществ для стран-членов в торговом сотрудничестве и экономическом росте. Огромное количество международных торговых отношений являются предметом регулирования соглашений ВТО, соответственно у государств возникают споры относительно надлежащего соблюдения контрагентами условий договоров.

Основной целью ГАТТ/ВТО является создание прозрачной и предсказуемой торговой системы, препятствующей принятию необоснованных решений отдельных стран на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом в справедливой и свободной конкуренции.

Система урегулирования споров в рамках ВТО — одно из самых значительных достижений Уругвайского раунда, является важным шагом в процессе создания нормативной базы для цивилизованного разрешения международных торговых споров. С января 1995 года система урегулирования споров в рамках ВТО широко использовалась и развитыми, и развивающимися странами-членами ВТО по самым различным вопросам, входящих в компетенцию ВТО. Данная система создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается прежде всего с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, в последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения. [4, c.17]

Механизм, действующий в рамках ВТО, поистине уникален, ведь в современном международном праве нет ни единого централизованного нормотворческого органа, ни единого исполнительного органа, ни централизованного постоянно действующего механизма привлечения к ответственности за нарушение норм международного права. Международный Суд ООН можно лишь условно назвать универсальным международным механизмом. Вторым таким постоянно действующим механизмом является Орган по разрешению споров (ОРС), функционирующий в рамках ВТО, который состоит из представителей всех-государств членов ВТО.Система разрешения споров ВТО — это цивилизованный и эффективный механизм урегулирования торговых споров и разногласий между государствами, и успех в таких спорах зависит главным образом от качества работы специалистов, занимающихся подготовкой позиций сторон, участвующих в переговорном процессе и разбирательстве по делу. [2, c.281]

Юрисдикция системы разрешения споров в рамках ВТО довольно широка и охватывает споры, возникающие в рамках Соглашения ВТО, всех многосторонних соглашений по торговле товарами, соглашений GATS и TRIPS. Все они относятся к охваченным соглашениям. Данная юрисдикция является обязательной для соблюдения, исключительной по природе и применяемой к спорам в рамках ВТО.

Доступ к системе разрешения споров в рамках ВТО открыт только для стран-членов ВТО. Страна-член ВТО может использовать систему в случае аннулирования или сокращения ее прав в рамках охваченных соглашений. Хотя неправительственные организации, промышленные ассоциации или физические лица не имеют доступа к данной системе, большинство споров подаются по их инициативе. Помимо этого, третейские группы и Апелляционный орган имеют право принимать и рассматривать информацию amicus curiae, предоставляемую неправительственными организациями.

Система предпочитает, чтобы страны-члены ВТО урегулировали споры посредством консультаций, а не судебных разбирательств. Система разрешения споров в рамках ВТО стремится обеспечивать права и обязательства стран-членов в рамках охваченных соглашений и уточнять существующие положения тех соглашений. Однако она не может добавить или сократить права и обязательства стран-членов ВТО. ДРС предусматривает четыре метода разрешения споров между странами-членами ВТО: консультации или переговоры (статья 4 ДРС); судебное разрешение спора третейскими группами и Апелляционным органом (статья 6–20 ДРС); арбитраж (статья 21.3(с), 22.6 и 25 ДРС); а также «добрые услуги» для примирения и посредничество (статья 5 ДРС). Процесс разрешения споров в рамках ВТО имеет строгие временные ограничения. [3, c.21]

Все процедуры разрешения споров в рамках ВТО, а также письменные представления сторон носят конфиденциальный характер. Заседания третейской группы и Апелляционного органа проходят за закрытыми дверями, а правила поведения требуют, чтобы члены третейской группы и Апелляционного органа были независимыми и беспристрастными, чтобы избегать прямого или косвенного контакта интересов и соблюдать конфиденциальность процедур рассмотрения.

Принимая во внимание некоторые сложности, с которыми могут столкнуться развивающиеся страны-члены ВТО, вовлеченные в урегулирование споров, ДРС содержит отдельные специальные правила для развивающихся стран-членов. Однако большинство из этих правил имеют ограниченную значимость.

Система урегулирования споров в рамках ВТО делает важный вклад в принцип «превалирования закона над силой». Она дает возможность экономически слабым странам оспорить торговые меры, введенными экономически развитыми государствами. Как показывает частое и широкое использование системы урегулирования споров в рамках ВТО развитыми и развивающимися странами-членами хорошо воспринимается всем странами-членами ВТО. Она создает особую безопасность для более слабых стран, которым в прошлом часто не хватало политического или экономического веса для обеспечения соблюдения их прав и защиты своих интересов. Специальные правила и процедуры по разрешению споров для развивающихся стран-членов ВТО и Консультационный центр Правил ВТО помогают этим странам воспользоваться этой возможностью.

Хотя и существуют определенные основания для критики существующей системы урегулирования споров, в целом, наблюдается существенная удовлетворенность практикой и исполнением. Поэтому при рассмотрении идей по реформированию или улучшению главным принципом должен быть «не навреди». Страны-члены отнеслись положительно к данным предложениям, но не смогли прийти к согласию по предложениям по реформированию. До настоящего момента государства-участники данной организации пока не могут прийти к соглашению о реформе ДРС. Несмотря на полезность дальнейшего реформирования существующей системы разрешения споров в рамках ВТО, пока этот вопрос не является основным вызовом для системы в предстоящие годы. Основной вызов связан с реальной опасностью, что страны-члены «перегрузят» и, тем самым, подорвут существующую систему урегулирования споров в рамках ВТО. [5, c.86]

В то же время, несмотря на то, что данная система работала эффективно на протяжении всего периода функционирования, решаемые ею задачи, становятся все сложнее, по мере того как ВТО все глубже вовлекается в политически противоречивые вопросы. Все это способствует большой «перегруженности» системы разрешения споров, что делает систему политически и по существу неустойчивой.

Для сохранения результативности и эффективности системы разрешения споров в рамках ВТО, страны-члены должны улучшить способность политических институтов ВТО, решать крупные вопросы, с которыми сталкивается система многосторонней торговли.

В 2011 году был завершен переговорный процесс по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), инициированный в 1993 году. В ходе формального заседания Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО 10 ноября 2011 года одобрен финальный пакет документов, необходимых для присоединения Российской Федерации к данной международной организации. Датой вступления РФ в ВТО считается 22 августа 2012г. — день подписания документов о вступлении России в Организацию.

В настоящее время Российская Федерация, как новый член ВТО, только знакомится с механизмом разрешения споров организации. В свою очередь, степень изученности процедур разрешения споров ВТО в науке российского международного торгового права, все еще сравнительно невелика, это было связанно с отсутствием РФ в организации торгового сотрудничества, но с недавним ее вступлением в члены ВТО актуальность разработки правовых позиций относительно правил и в целом всего механизма рассмотрения споров возросла.

Действия определенных стран и организаций, имеющих влияние внутри неё, ставят под сомнение деятельность ВТО, как организации регулирующей торговые отношения между странами участниками Марракешского соглашения. Произошедшие события в Украине, и затем последовавшие обоюдные санкции тому подтверждение. Рано или поздно российская власть и деловые круги должны были столкнуться с необходимостью защищать свои интересы посредством участия в торговых спорах по правилам ВТО.

В отношении российских товаров действует 101 мера, в том числе:

антидемпинговая пошлина — 40, специальная защитная пошлина — 9, прочие нетарифные меры — 52 (административные меры — 20, технические барьеры — 9, тарифные квоты — 2, квотные ограничения -3, дополнительный сбор — 1, акциз на дискриминационной основе — 5, ограничение по номенклатуре — 1, запрет на импорт — 4, санитарные и фитосанитарные меры — 3, угроза введения меры — 4).

Также проводится 21 расследования, из них 6 антидемпинговых, 14 специальных защитных и 1 компенсационное расследование, а также 5 пересмотров антидемпинговых мер и 2 соглашения о приостановлении антидемпинговой процедуры.

Для достижения успеха в торговом споре ВТО необходима серьезная подготовительная и текущая работа целого ряда специалистов в данной сфере (юристов, экономистов, переговорщиков, экспертов и т. д.), количество которых в нашей стране на сегодняшний день исчисляется единицами. Для российских юристов и адвокатов это новый вектор развития своих практик и компетенций. В недалекой перспективе такого рода правовая помощь будет весьма востребованной. Международный опыт показывает, что одним из способов решения данной проблемы является привлечение иностранных специалистов, и не исключено, что и в России такая практика будет иметь место.

Весьма удивителен тот факт, что санкции, введённые с обоих сторон, нарушают цель создания и основные принципы ВТО. И для сохранения результативности и эффективности системы разрешения споров в рамках ВТО, страны-члены должны улучшить способность политических институтов ВТО, решать крупные вопросы, с которыми сталкивается система многосторонней торговли. Как отметил Хьюго Пэмен, бывший главный переговорщик ЕС по вопросам торговли и посол ЕС в США, нагрузка на систему может быть ослаблена, только если правительства попытаются решать конфликты через более активную дипломатию, а не ждать, что судебное разрешение споров сделает работу за них.

 

Литература:

 

  1.      Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.). Соглашение вступило в силу 1 января 1995 г. // СПС «Гарант»
  2.      Зуева И. А. Некоторые особенности механизмов разрешения международных споров во Всемирной Торговой организации (ВТО) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2010. — № 1. — С.280–288.
  3.      Инструктивный материал: Урегулирование торговых споров в рамках Всемирной Торговой организации. — Астана, 2012. 27 с.
  4.      Смбатян А. С. Международные торговые споры в ГАТТ/ВТО: избранные решения (1952–2005 гг.). — М.: Волтерс Клувер, 2006. 344 с.
  5.      Трофименко О. Ю. Механизм разрешения споров в ГАТТ/ВТО // Вестник СПбГУ. — Сер.5. — 2008. — Вып.2. — С.80–90.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle