Библиографическое описание:

Ефимова М. В. Профилактическая программа аддиктивного поведения // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 526-530.

 

В статье представлена разработанная автором программа по профилактике аддиктивного поведения. Описаны цели, задачи, план занятия, а также его структура. В приложении представлены рекомендуемые для закрепления материала конкурсы, проводимые педагогом-психологом на занятии.

Ключевые слова: профилактическая программа; здоровый образ жизни; наркомания; аддиктивное поведение; зависимость.

 

Актуальность

Начиная с подросткового возраста, многие родители, учителя и преподаватели в старших классах школы, а также в высших учебных заведениях, наблюдая изменения в поведении, вызванные употреблением наркотиков, своих и посторонних детей — считают, что эти изменения связаны всего лишь с переходным возрастом. Зачастую, впоследствии становится очевидным, что такие изменения в поведении связаны с употреблением наркотических веществ. Но, когда родители и другие люди из референтной группы подростка/молодого человека в этом убеждаются, как правило, у молодых людей уже развита наркотическая зависимость. Ни для кого ни секрет, что в 95-ти % случаев наркозависимые вновь начинают принимать наркотики даже после лечения. В связи с этим, становится ясно, что бороться с данным видом зависимости крайне сложно.

Именно проблему наркозависимости практически во всех профилактических программах ставят на первое место. Профилактика наркозависимости направлена на снижение факторов риска стать наркоманом, а также на усиление различных факторов, понижающих восприимчивость к болезни.

Таким образом, антинаркотическую пропаганду и информационную поддержку в школах и высших учебных заведениях следует проводить целенаправленно и регулярно, т. к. однократные мероприятия не смогут сформировать у молодежи стойких и четких убеждений о вреде наркотических веществ. Для системных профилактических мероприятий необходимо подготовить определенную базу, которая должна включать в себя: беседы со школьниками/студентами, лекции, различные конкурсы о вреде наркотиков, тренинговые упражнения и т. п.

Следует отметить, что при подготовке профилактического мероприятия необходимо учитывать, что должно происходить чередование положительных и негативных примеров образа жизни. Если акцентировать внимание только на негативных примерах употребления наркотических веществ, то это мало, что даст. Необходимо также предлагать молодежи альтернативы, примеры отказа от наркотиков, а также информировать о здоровом образе жизни.

Основными проблемами организации профилактических мероприятий в образовательных учреждениях называют следующие:

  1.                Уровень подготовки специалистов, которые занимаются профилактикой наркомании и иных форм зависимого поведения, а также их квалификация.
  2.                Методическое обеспечение организации профилактических мероприятий.

Также не менее остро стоит вопрос о литературе по профилактике различных видов зависимостей, в том числе и наркомании. Необходима разработка методических программ по профилактике зависимостей для психологов и других специалистов.

Таким образом, профилактическая работа о вреде наркотиков с подростками и молодыми людьми направлена, в первую очередь, на активизацию, тренировку и развитие основных психологических механизмов, участвующих в формировании нравственной культуры личности, а также в формировании социальных навыков (узнать и понять себя, быть признанным и понятым окружающими).

Итак, представим программу, направленную на профилактику аддиктивного поведения среди старших школьников и студентов.

Занятие по профилактике аддиктивного поведения

Цель программы: усилить мотивацию учащихся на здоровый образ жизни.

Задачи профилактической программы:

  1. Выяснить степень информированности учащихся по проблемам наркомании, курения и алкоголизма;
  2. Проинформировать учащихся о факторах возникновения наркомани и алкоголизма и их последствиях.
  3. Ознакомить учащихся с негативным влиянием наркотических веществ на организм;
  4. Проверить степень усвоенной информации у учащихся, полученной на занятии

Методы: лекция, интерактивное занятие.

План:

  1.                Наркомания: понятие, виды, причины возникновения.
  2.                Этапы наркотизации.
  3.                Алкоголизм: понятие, причины возникновения.
  4.                Стадии алкогольной зависимости.
  5.                Никотиновая зависимость: понятие, причины возникновения.
  6.                Стадии никотиновой зависимости.
  7.                Последствия аддиктивных форм поведения для человека.

План-конспект

  1.                Знакомство — 5–10 минут.
  2.                Введение. Актуальность профилактической программы, ее цели и задачи — 10 минут.
  3.                Информационный блок (см. план) — 40 минут.
  4.                Конкурсные упражнения.

Участникам предлагается разделиться на две команды. Выбрать капитанов и названия команд.

Затем, предлагаются следующие конкурсы:

1 — кроссворд;

2 — напиши другу смс;

3 — интересные факты;

4 — народная мудрость.

Каждый конкурс выполняется на время. Побеждает та команда, которая выполнила наибольшее количество конкурсов за меньшее время, чем ее противники.

Каждый участник победившей команды получает по символическому призу –шоколадная конфета; каждый участник проигравшей команды получает по утешительному призу — карамелька.

Приложения

Конкурсы

  1.                Кроссворд

По горизонтали:

  1.                Вещество, содержащееся в табаке и вызывающее зависимость.
  2.                Это тяжелое (по течению и последствиям) заболевание, выражающееся в психической и/или физической зависимости от наркотических веществ, а также в непреодолимом влечении к ним — аддикции.
  3.                Распорядок жизни, установленный для достижения какой-либо цели.
  4.                Одна из причин первого употребления каких-либо психоактивных веществ, как правило, в подростковом возрасте.
  5.                Различные физические упражнения, преимущественно в форме игр и/или состязаний, которые имеют своей целью укрепление организма человека, а также развитие психической бодрости.
  6.                Состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней и/или физических дефектов, но и полным душевным, физическим и социальным благополучием.
  7.                Чрезмерное употребление алкоголя может привести к … печени.
  8.                Чрезмерное употребление алкоголя, приносящее ущерб физическому и психическому здоровью человека.
  9.                Признаки сильного отравления чем-либо.
  10.            … курение — нахождение человека в непосредственной близости с курящим человеком, в результате чего некурящий человек против своей воли вдыхает табачный дым.
  11.            Вид наркомании, при котором человек употребляет несколько видов наркотических веществ.
  12.            Многократное повторение упражнений и приемов, направленных на развитие физических способностей и поддержание себя в форме.

По вертикали:

  1.                Курительная смесь из трав, употребление которой приводит к необратимым деструктивным процессам в центральной нервной системе.
  2.                Форма деятельности, в процессе которой участвующие имеют своей целью превзойти друг друга.
  3.                С точки зрения этой психологической теории в основе аддиктивного поведения, формирования зависимостилежат внутриличностные конфликты (приобретенные на оральной и/или анальной стадии психосексуального развития) в психосексуальном созревании.
  4.                Одной из основных составляющих здорового образа жизни является правильное ….
  5.                Мощное стимулирующее психоактивное средство, которое получают из южноамериканского растения кока.
  6.                Вид курительного изделия, содержащее никотин и другие вредные вещества.
  7.                Потребность, характеризующееся бесконтрольным употреблением чего-либо; состояние, при котором человек подчиняется кому-либо или чему-либо.
  8.                Совокупность правил приема пищи, устанавливаемых и соблюдаемых человеком для здорового функционирования организма.
  9.                При употреблении любых психоактивных веществ происходит … нервных клеток.

 

  1.                «Напиши другу смс»

Каждой цифре на телефоне соответствует несколько букв. Угадайте какое сообщение здесь зашифровано.

C:\Users\МАРИЯ\Desktop\img.php.jpg

 

Для 1 –ой команды: 2455 5549244–63599 6235644 («Вино полюбил — семью разорил»).

Для 2 –ой команды: 2455 56475346–6683 675346 («Вино приходит — стыд уходит»).


  1.                «Интересные факты»

 

  1.                «Народная мудрость»

К началам пословиц и поговорок подберите их вторые части. Если правильно соедините обе части, то получите еще одну пословицу.

 

Литература:

 

  1.                Ивашиненко Д. М., Ильин И. В. Наркомании и токсикомании (Современная классификация, подходы к диагностике и лечению): учебное пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 128с.
  2.                Исмуков Н. Н. Без наркотиков: Программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001– 384с.
  3.                Кострикова М. В., Ефимова Е. В. Профилактическая программа по наркозависимости среди студентов высших учебных заведенийИнтернет-журнал «Мир Науки»Выпуск 2–2015

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle