Авторы: Матусевич Марина Степановна, Ткачук Виктор Александрович

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 04.03.2014

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Матусевич М. С., Ткачук В. А. Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 795-797.

Ключевые слова: наркотизация, наркокультура, наркотические вещества, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика, ретретизм, антисоциальный образ жизни, интоксикация, психокоррекция.

Проблема наркотизации населения актуализируется сегодня в мировом масштабе, становясь одной из глобальных проблем современности. Так, по данным Международной ассоциации по борьбе с наркоманией сегодня в мире насчитывается примерно 180 миллионов наркоманов, из них ежегодно уходит из жизни 250 тыс. человек. В ряде стран число употребляющих наркосодержащие вещества в немедицинских целях колеблется на уровне 5–8 % от населения этих стран. Вместе с тем, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, если 7 % населения страны употребляет наркотики, то страна находится на грани кризиса.

Самое опасное для общества в этой ситуации — это формирование наркокультуры. Особенно это актуально для молодежно-подростковой среды.

Так, первый опыт наркопотребления россиян приходится на 13–15 лет. Расширение потребления наркотиков осуществляется за счет самых младших возрастных групп, где доля хотя бы раз попробовавших наркотик вплотную приближается к 50 %.

Этому немало способствует толерантное отношение со стороны закона и общества к наркоманам, благодаря чему у значительной части подростков наркотики вызывают интерес, переходящий границы обычной любознательности.

Таким образом, проблема наркотизма, также проблема социальной помощи наркозависимым, в числе которых снижение «возрастного порога» впервые пробующих наркотики также актуализируется с каждым годом.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Известный отечественный педагог А. П. Краковский, сравнивая особенности поведения младших школьников и младших подростков, у которых разница в возрасте составляет всего один год, констатирует следующее. Подростки в сравнении со своими младшими товарищами в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют своими недостатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям.

Наибольшее количество детей со школьной дезадаптацией приходится на средние классы. Так, по данным исследователей, если в младших классах школьная дезадаптация встречается в 5–8 % случаев, то у подростков—в 18— 20 %. В старших классах ситуация вновь несколько стабилизируется, хотя бы уже потому, что многие «трудные» дети покидают школу.

Интерес к заявленной социально-демографической группе не случаен и обосновывается ее специфическими характеристиками, в силу которых именно подростки наиболее подвержены риску «первой пробы», а затем употребления наркосодержащих веществ.

В современной молодежной субкультуре стремительно формируется феномен «наркоманического сознания»: жизненный успех, духовное совершенствование, секс, коммуникация начинают рассматриваться неотрывно от наркотического «кайфа». Степень материального благополучия определяется — помимо марки автомобиля, дорогой одежды, способности посещать престижные увеселительные заведения — еще и возможностью приобретения «дозы» престижного наркотика. Из философских концепций в молодежной среде наиболее модными стали те, которые основаны на описании и анализе духовного опыта, приобретенного посредством употребления наркотиков, некоторые из этих концепций являются идеологическим основанием и оправданием наркотизма. Подростки читают книги Кастанеды, Гроффа, Лири, где воспевается «волшебный мир», открывающийся под влиянием галлюциноенов: ЛСД, псилобицина, мескалина. Наркологическая ситуация среди подростков такова, что можно говорить о наркоманической эпидемии среди молодежи.

Экспериментальные исследования отечественных психологов и социологов показали, что начало отклоняющегося поведения тесно связано с особенностями характера. Каждый тип характера имеет как бы свое «слабое место». «Если психическая травма, эмоциональный стресс или просто трудная ситуация в жизни задевает эту уязвимую черту, то возникают разного рода срывы — от невротических реакций до состояния тяжелой и длительной психической дезадаптации с асоциальным поведением.

Как мы уже отметили, первоначальная тяга к употреблению наркотиков возникает в тех ситуациях, когда человек не может справиться с естественными проблемами своего возраста. Процесс взросления состоит из непрерывных вызовов со стороны общества. Любая задержка в становлении личности, во взрослении затрудняет адаптацию подростка к обществу и тем самым создает фактор риска наркомании.

Часто употребление наркотиков как психостимулирующих средств связано с неосознанным желанием как-то отложить, отодвинуть решение проблем новой, взрослой жизни. Наркоман уходит в мир фантазий и иллюзий, оказываясь неспособным к ответственному и рациональному принятию «взрослых» решений. Иногда такие ситуации, чреватые кризисами личности, возникают в результате потери близкого человека. При этом к приему психоактивных средств подталкивает не только желание заглушить горе, но и страх перед эмоциональной пустотой, боязнь самостоятельности, одиночества. В такие периоды требуется повышенная чуткость и забота со стороны окружающих людей.

По мнению специалистов-неврологов, в развитии наркомании немаловажную роль играют психологические черты личности, нарушения или поражения центральной нервной системы. По наблюдениям врачей, у лиц с такими нарушениями отмечается ускоренное формирование наркозависимости. Однако вопрос о психической предрасположенности к наркомании еще недостаточно изучен специалистами.

Толчком к приему наркотиков могут послужить стрессы, неприятности или конфликты в семье, со сверстниками, т. е. ситуации, требующие быстрой и правильной адаптации. Наиболее частым мотивом первого приема наркотика были: желание забыться, снять внутренний дискомфорт, любопытство на фоне вялости и пассивности. Таким образом, атипичность начала наркотизации, выявляющаяся уже в побудительных тенденциях, направлена, скорее, на «самолечение», а не на поиск эйфории, являющейся обязательным и неотъемлемым условием начала наркотизации, а главное — повторением приема наркотика. Исследования показывают, что у значительной части взрослых наркоманов «наркотический старт» как раз относится к несовершеннолетнему возрасту.

В таких условиях возникает необходимость построения системы профилактических действий, под которой будет пониматься совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению нежелательного явления, а также разработка мер по его предупреждению.

Основной акцент должен ставиться на меры первичной, превентивной профилактики, которая является наиболее массовой и эффективной. Она основывается на комплексном системном исследовании влияний условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения. К мероприятиям первичной профилактики относятся меры защиты, которые могут воздействовать либо на пути неблагоприятного влияния провоцирующих факторов, либо на повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным факторам.

Повышение устойчивости к изменяющимся условиям в широком смысле понимается многими исследователями как повышение адаптивных способностей организма, что сказывается на качестве приспособительных навыков в течение определенного времени и вариативности применения (2). Если организм обладает ограниченным репертуаром адаптивных способностей и навыков, то это, в свою очередь, может явиться уже не фактором защиты, а фактором риска. Только изменяющийся организм способен реагировать на изменяющиеся условия среды.

Направления профилактики

Задачи и пути их реализации

Психологическое

Коррекция неправильного воспитания и ранних аномалий развития личности. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с «трудными» подростками, уязвимыми в отношении отклоняющегося поведения.

Педагогическое

Последовательное антиалкогольное, антиникотиновое и антинаркотическое воспитание в школе с I по XI класс. Формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Санитарно-гигиеническое

Повышение санитарной грамотности и культуры населения. Антиалкогольная, антиникотиновая и антинаркотическая пропаганда среди широких слоев населения. Искоренение вредных для здоровья привычек.

Медико-социальное

Комплексная работа с группой риска — лицами, злоупотребляющими алкоголем, табачными изделиями, наркотическими, и токсиманическими средствами. Санирование биологической почвы. Работа по индивидуальным планам медико-педагогических мероприятий.

Здравоохранительное

Развитие и совершенствование наркологической службы. Осуществление мер по уменьшению распространенности пьянства, алкоголизма, никотиномании, наркомании, токсикомании и их последствий. Широкая антинаркотическая работа всей общемедицинской сети.

Административно-правовое

Правовое регулирование с целью преодоления пьянства и алкоголизма, минимизации курения, повышения ответственности за потребление наркотиков; строгое соблюдение

Законодательства об уголовной ответственности за приобщение к употреблению наркотиков (особенно детей и подростков)

Экономическое

Государственные мероприятия по уменьшению экономической зависимости бюджета от продажи любых алкогольных изделий (включая пиво), а также табачных изделий, что позволит реализовать наступательные меры против пьянства, алкоголизма, отравления табачным дымом не только курящих, но и пассивных курильщиков). Финансирование программ борьбы с любым наркобизнесом.

Организацию широкой профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ необходимо начинать с разработки целевых программ, направленных на снижение спроса на наркотики и на подготовку специалистов, способных реализовать эти программы.

Литература:

1.      Бахтин Ю. К. Факторы формирования здоровья человека и их значение// Молодой ученый. 2012. № 5.С. 397–400.

2.      Бахтин Ю. К., Соломин В. П., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете//Молодой ученый. 2012. № 6. С. 372–375.

3.      Бахтин Ю. К., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Формирование культуры здоровья- ответственная задача учреждений народного образования. Молодой ученый. 2012. № 4. С. 445–447.

4.           Буйнов, Л. Г. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

5.           Буйнов, Л. Г. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, М.И, Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33–36.

6.           Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010

7.           Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010

8.           Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010

9.      Макарова Л. П. Методологические основы превентологии (профилактика социальных отклонений) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 145. — С. 44–54.

10.  Макарова Л. П., Буйнов Л. Г., Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. — С. 242.

11.  Макарова Л. П., Плахов Н. Н., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. 2012. № 2. –С. 286–289.

12.  Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). — С. 494–496.

13.  Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья. Известия Российского педагогического университета им.А. И. Герцена.2012.№ 145.С.90–96.

14.  Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета// Молодой ученый. 2013. № 6.С. 730–732.

15.  Сорокина, Л. А. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.

16.  Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

17.  Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.

18.  Станкевич П. В., Макарова Л. П., Матусевич М. С. «Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений)»// Журнал «Молодой ученый» (№ 10 (57), октябрь 2013 г.).

19.  Сыромятникова Л. И., Шпет И. Н., Буйнов Л. Г. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников, Молодой ученый. 2013. № 11. С. 660–662.

20.  Хвеженко С. П., Матусевич М. С. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009.№ 1.С.222–226.

Основные термины (генерируются автоматически): Молодой ученый, повышения умственной работоспособности, умственной работоспособности человека, работоспособности человека патент, Л. Г. Способ повышения умственной, государственный педагогический университет, активизации познавательной деятельности, Л. А. Сорокина RUS, жизни студентов педагогического, изучении курса «естествознание», приема наркотика, подростковом возрасте, Организация профилактики наркозависимости, научно-практической конференции, профилактики употребления наркотических, профилактики наркомании старшеклассников, адаптивных способностей, здоровья школьников, «дозы» престижного наркотика, начала наркотизации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос