Автор: Темирова Зарина Николаевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 23.09.2016

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Темирова З. Н. Возрастные характеристики, повышающие риск употребления наркотиков в наше время // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 326-329.



Сегодня всем известно, какие необратимые последствия для физического здоровья наносит употребление наркотических веществ в период интенсивного роста организма. Не менее серьезную травму наркотики наносят личности растущего человека, ведь именно в этот период происходит становление самосознания человека, формируются жизненные ценности, идеалы, убеждения. Основной моральный вред наркотизации — возникновение социально индифферентной или антиобщественной системы мотивов поведения и ценностей человека, употребляющего психоактивные вещества.

Ключевые слова: физическое здоровье, подрастающее поколение, наркотические вещества

Сегодня среди самых распространенных факторов, способных подорвать как физическое, так и психическое здоровье подростков, стоит назвать раннюю наркотизацию. Под наркотизацией следует понимать стремление к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) при отсутствии психической зависимости от них.

Когда организм интенсивно растет и развивается, употребление наркотиков может нанести непоправимый ущерб и привести к необратимым последствиям. Но не менее пагубным образом ранняя наркотизация может сказаться на развитии личности молодого человека, потому что именно юный возраст — период становления самосознания, формирования жизненных ценностей, идеалов, убеждений, планов на будущее. Самый большой вред заключается в том, что вследствие употребления ПАВ личность разрушается, появляется социально индифферентная или антиобщественная система мотивов поведения и ценностей личности.

Курение, употребление алкогольных напитков, эксперименты с токсическими веществами и наркотиками приняли среди молодых людей масштабы эпидемии и грозят подорвать стабильность социума уже в ближайшее время.

Многие специалисты говорят о возникновении нового социально опасного явления, которое получило название «семейная наркомания» — ситуация, когда один из членов семьи начинает употреблять наркотики и втягивает постепенно остальных [2; 3]. Чаще всего такое можно встретить в молодых семьях, которые живут в больших городах. Результаты соцопросов показывают, что подобных семей насчитывается уже около нескольких десятков тысяч. Бывает и такое, что родители сами привлекают детей к употреблению наркотиков.

Ситуацию усугубляет тот факт, что еще совсем недавно раннюю наркотизацию приходилось наблюдать в неблагополучных семьях, где родители вели асоциальный образ жизни. Дети из таких семей составляли группу риска, в связи с чем с ними проводилась активная профилактическая работа [8]. По последним же данным, социальный статус подростков, которые начинают употреблять психоактивные вещества, изменился [7]. Приходится констатировать, что на сегодняшний день наркоманами становятся и дети из вполне благополучных семей. Среди возможных причин — излишняя опека со стороны старших, доступность материальных благ и так далее. У таких детей одной из главных ценностей становится доступность любых удовольствий, включая такие сомнительные, как наркотики. [6].

На формирование личности ребенка также огромное влияние оказывают внутрисемейные отношения. С одной стороны, подростковый период развития личности ведет за собой снижение эффективности и изменение характера и методов взаимодействия с членами семьи, нарушаются установленные внутри семьи правила поведения. С другой же стороны, как пишут в своих трудах ученые К. Хаггерти, Г. В. Латышев, Д. Д. Речнов, С. М. Яцишин, несмотря на публикации в СМИ (сообщающие, что в подростковом возрасте ребенок считается в первую очередь с мнением сверстников, а не родителей), подросток считает влияние родителей на его жизнь определяющим [5]. Это относится в первую очередь к принятию ребенком важных решений касательно целей в жизни, ценностей и перспектив. При этом сами родители утверждают, что едва ли могут оказать влияние на то, пристрастится ли их ребенок к курению, наркотикам или алкоголю.

В подростковом возрасте организм полностью перестраивается, происходит половое созревание. И несмотря на то, что психическое и физиологическое развитие происходит самостоятельно, трудно очертить границы этого этапа в жизни ребенка. У одних он наступает раньше, у других позднее. Пубертатный кризис может проявиться и в 11, и в 13 лет. Как правило, это очень сложный период и для самого подростка, и для его родителей. В статье «Педология подростка» Л. С. Выготский пишет, что, с одной стороны, в этот период в ребенке сворачивается и умирает прежняя система интересов, а с другой — увеличивается самостоятельность при принятии решений, подростки становятся более настойчивыми, двигаясь к своей цели, взаимоотношения их в друзьями и взрослыми приобретают более содержательный и многосторонний характер [4].

Проходя эту стадию развития, подросток приобретает качественно новую позицию в обществе.

Э.Штерн считает, что в подростковом возрасте формируется не только особый образ чувств и мыслей, но и особый способ действий [1]. Он говорит, что такой способ — нечто среднее между ребяческой игрой и значимой, ответственной деятельностью взрослого. Штерн назвал этот способ «серьезная игра». Все, за что берется подросток, является для него очень серьезным, включая его отношение к этому делу и его намерения. Однако то, чем он занимается, является всего лишь пробой. Подобный образ действий очень важный в развитии личности: ребенку необходимо пытаться подыскивать новые способы действия, осознавать, что достижение им чего-либо — это не предел совершенства.

Ст.Холл [9] считает, что подростковый этап развития личности во многом перекликается с эпохой романтизма в истории человечества. Это этап, когда личность оказывается между детством — эпохой охоты и собирательства — и взрослостью — эпохой развитой жизни и цивилизации. Это обуславливает и основные характеристики этого этапа жизни человека: нестабильность, энтузиазм, смятение и закон контрастов. Также Холл говорит об амбивалентности и парадоксальности характера ребенка в этом возрасте, выделяя некоторые противоречия, свойственные данному этапу. К примеру, чрезмерная активность ребенка может стать причиной изнурения, уверенность в себе может смениться застенчивостью и трусостью, на смену безумной веселости приходит уныние и так далее.

Как считал Л. С. Выготский [4], в этом возрасте центром сознательной деятельности становится мышление. Появляется и получает развитие теоретическое мышление, которое опирается на научные факты и понятия. Именно с появлением такого мышления, полагает Выготский, формируется новый вид познавательных интересов — интерес не только к факту, но и к закономерности — и появляется рефлексия, т. е. умение «направить мысль на мысль», а также на постижение своих личных психических процессов и особенностей личности.

Д. Б. Эльконин [9] связывает подростковый возраст с новообразованием, которое возникает из главной деятельности предыдущего этапа. Учебная деятельность способствует перемене направленности ребенка от внешнего мира к самому себе. Центральным новообразованием этого периода, согласно Д. Б. Эльконину [9], является «чувство взрослости». Ребенок начинает ощущать себя взрослым, ему хочется им быть, так же, как хочется, чтобы остальные видели и признавали его таковым. Чувство взрослости является переходной формой самосознания, социальной по происхождению и определяющей оценку ребенком своей личности и остальных. По словам А. Н. Леонтьева, основная деятельность в подростковом периоде — это общение, которое подразумевает наличие другого человека — сверстника или взрослого, с которым подросток устанавливает определенные отношения [3]. В общении ребенком осваивается та сфера моральных норм, которые определяют взаимоотношения в социуме. Это период формирования у личности индивидуальных форм самосознания: с одной стороны, чувство взрослости, а с другой — «Я-концепция».

Взросление ребенка подразумевает его готовность вступить во взрослую жизнь, получив равные со всеми права. Конечно, в этот период подросток далек от реальной взрослой жизни. Он не может стать ее частью, хотя очень к этому стремится. Некоторые ученые говорят о том, что подростками ниспровергаются авторитеты, и взрослые, в особенности значимые, должны снова завоевать авторитет.

Истины, существующие в социуме, подросток ставит под сомнение — ему необходимо убедиться в их значимости на личном опыте. Ему нужны однозначные ответы на все вопросы, что приводит к юношескому максимализму и антагонистическим отношениям со взрослыми, в особенности с близкими.

Подростку хочется ощущать себя взрослым и самостоятельным в своей эмансипации от взрослых, но при этом оставаться ребенком. Поэтому он находится как бы между двумя обществами — детей и взрослых. И вполне естественным является тот факт, что он общается и дружит со своими сверстниками.

Некоторые ученые полагают, что общение со сверстниками помогает подростку удовлетворить потребность в самовыражении. Это общество обеспечивает его эмоциональным теплом и поддержкой, предоставляет необходимую информацию. Также ребенок получает навыки социального взаимодействия, подчинения коллективному требованию, обретает способность вставать на позицию других, соотнося свои собственные интересы с интересами остальных людей, общества в целом — все те навыки, которые необходимы во взрослой жизни.

Формирование ощущения взрослости находится в прямой зависимости от самоотверждения черт характера ребенком. Излишняя самокритика нередко приводит к тому, что и без того заниженная самооценка становится еще более заниженной. Этот факт также может привести к тому, что подросток начнет употреблять психоактивные вещества.

Подростковый возраст — это период, когда у ребенка часто меняется настроение, он становится излишне эмоциональным. Среди причин можно назвать его отчужденность и недостаток понимания со стороны взрослых и сверстников.

Увлечениям подростка необходимо уделить пристальное внимание, тем более что в этом возрасте они, как правило, не связаны с учебой и школой.

Подросткам свойственен информативно-коммуникативный способ увлечений. Им хочется получать новую, пусть и несодержательную информацию, которую не нужно анализировать, при этом они испытывают необходимость в общении со сверстниками — с тем кругом, где можно этой информацией обмениваться.

Отсутствие увлечений у подростка может стать причиной многих проблем — он может пристраститься к алкоголю, наркотикам, курению, может увлечься азартными играми, провоцирующими на противоправные действия.

Степень увлеченности подростка связана с формированием его характера. Интеллектуально-эстетические увлечения характерны для тревожного (сензитивного), застревающего (шизоидного), осторожного (психастенического) и дистимного (астено-невротического) типов.

Эгоцентрические увлечения появляются при демонстративном (истероидном), отчасти возбудимом (эпилептоидном) и гипертимном типах. Таким типам характера свойственны лидерские увлечения.

Телесно-мануальные увлечения говорят о возбудимом типе характера, который называется гипертимным.

Накопительские увлечения характерны возбудимому типу; у подростков с демонстративным типом их проявление связано с желанием обратить на себя внимание. Информативно-коммуникативные увлечения присущи подросткам, у которых неустойчивый тип характера либо смешанные с ним типы.

Естественно, что у подростка появляются новые друзья и знакомые; зачастую они объединяются в неформальные группы. И тут весьма важно понять, что подросток может перенять, вращаясь в таких группах.

Большинство авторов утверждает, что употребление ребенком алкоголя или наркотиков обусловлено тем фактом, что указанные вещества — предмет новой потребности. Нередко подросток входит в компанию, где алкогольные напитки и психоактивные вещества считаются непременным атрибутом времяпрепровождения. В этих компаниях ребенок находит возможность самоутверждаться, получив высокий статус — то, чего он не может обрести ни дома, ни в школе [1].

Обычно у ребенка появляется ощущение демократичности отношений внутри компании, чувство спаянности и теплоты. При этом нередко употребление наркотических веществ становится частью ритуала при посвящении его в члены компании. Это становится своеобразным символом взрослости и мужественности. Впоследствии подросток воспринимает употребление наркотиков как что-то обыденное, он употребляет их перед встречей с друзьями, перед походом на дискотеку и т. д. [2].

Подростковый возраст — критический период в жизни личности. Человек переживает биологическую перестройку всего организма, происходит ярко выраженный эндокринный сдвиг. Все эти факторы повышают риск появления пограничных нервно–психических расстройств и связанных с ними поведенческих девиаций [3].

Наркомания относится к саморазрушающему поведению.

При изучении такого поведения исследователи столкнулись с «ригидным использованием стереотипов, конфликтом между правилами, схематизацией и мифологизацией жизненного опыта» [3].

По мнению Э. Г. Эйдемиллера и С. А. Кулакова [3], саморазрушение противопоставляется личностному росту. Оно становится причиной регресса и появления механизмов личностной защиты.

Для подросткового возраста характерны резкие, порой непредсказуемые элементы саморазрушающего поведения. Подросток принимает свои решения, не считаясь ни с предупреждениями взрослых, ни с возможными пагубными для здоровья последствиями употребления ПАВ. Порой случается, что последствия принятия самостоятельных решений приводят к аномальному развитию подростка. В таком случае склонность к употреблению наркотических веществ свидетельствует не только о личностно-психологическом неблагополучии, но и о саморазрушающем поведении.

Среди причин саморазрушающего поведения можно выделить следующие:

‒ неспособность ребенка найти продуктивный выход из ситуации, запрещающей удовлетворить актуальные, жизненно важные потребности;

‒ несформированные и неэффективные способы психологической защиты ребенка, которые позволили бы ему справиться с эмоциональным напряжением;

‒ психотравмирующая ситуация, из которой ребенок не может найти выхода и не может принять конструктивное решение для ее преодоления.

Объективные (социальные) и субъективные (психологические) факторы, которые оказывают влияние на ребенка, вгоняют его в субдепрессивное, а нередко и в депрессивное состояние. При этом образ идеального «Я«, к которому стремится ребенок, не может быть депрессивным или тревожным: этот образ целеустремленный, уверенный в себе.

Все это приводит к появлению несоответствия чувств и мыслей ребенка в реальности и в идеальных представлениях. Он пытается избавиться от такого несоответствия, прибегая к употреблению ПАВ.

Есть еще одно мнение, объясняющее причины, которые способствуют употреблению ребенком ПАВ. Согласно этому мнению, причины кроются в:

‒ заниженной самооценке;

‒ зависимости ребенка от отношения к нему окружающего общества;

‒ стремлении оценивать свое настроение в зависимости от настроения окружающих;

‒ неспособности попросить о помощи;

‒ экстремальном мышлении.

Подытоживая сказанное, можно прийти к выводу о том, что подростковый период характеризуется нестабильностью психологического состояния ребенка. Взаимоотношения подростка с окружающими — родителями, ровесниками, преподавателями и с самим собой — все время претерпевают изменения. На наш взгляд, залог благополучного преодоления этого этапа кроется в отношениях внутри семьи. Важно не только то, как ведут себя все члены семьи в этот сложный для подростка период, но и родительское воспитание на протяжении всего детства. Ведь именно семья формирует конструктивные способы выхода из трудных жизненных ситуаций, методы психологической защиты ребенка и иные важные психологические свойства личности.

Литература:

  1. Барцалкина В. В. «В фокусе созависимости — семья»// «Учитель, ученик, родитель». М., 2002.
  2. Барцалкина В. В., Шурыгин А. Н. «Семейная команда против команды наркотиков»// Журнал «Техника молодежи». 2002, № 9.
  3. Березин С. В., Лисецкий К.С, Мотынга И. А. «Психология ранней наркомании», Самара, 1997.
  4. Выготский Л. С. «Педология подростка», М. 1984г.
  5. Гогицаева О. У. Динамика межличностных отношений подростков//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С.38–41.
  6. Гогицаева О. У., Кочисов В. К. Поиск смысла жизни в юношеском возрасте // Материалы Всероссийской научной конференции «Развитие психологии в системе комплексного человекознания», посвященной 40-летию Института психологии и 85-летию его основателя Б. Ф. Ломова: в 2 частях. Ответственные редакторы: Журавлев, А.Л., Кольцова, В.А.; Институт психологии РАН. 2012. С. 198–199.
  7. Каландаришвили З. Н., Гогицаева О. У., Кочисов Ч. В. Проблема профилактики употребления психоактивных веществ подростками Северной Осетии//Современные проблемы науки и образования. – 2015. — № 1; URL: http://www.science-education.ru/125–19891(дата обращения: 23.06.2015).
  8. Кондаков Ю. Е., Кочисов Ч. В. Девиации правосознания: теоретический аспект//Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 1; URL: http://www.eduherald.ru/122–11985
Основные термины (генерируются автоматически): психоактивные вещества, употребление наркотических веществ, психологической защиты ребенка, подростковом возрасте, подростковый период, употребления ПАВ, употребление наркотиков, развитии личности, период подросток далек, формирование личности ребенка, развития личности, увлечения характерны, период развития личности, употреблению ребенком ПАВ, парадоксальности характера ребенка, период становления самосознания, употребления ПАВ личность, раннюю наркотизацию, подростковом возрасте ребенок, мотивов поведения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос