В свете обозначенной темы, в первую очередь, необходимо определиться с тем, кто является несовершеннолетним.
Особенности проведения допроса с участием несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего определены Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
При этом обращает на себя внимание то, что именно уголовно-процессуальный закон не устанавливает возраста, начиная с которого несовершеннолетних можно допрашивать в качестве свидетелей. Данный пробел влечет за собой различные суждения ученых-правоведов и правоприменителей.
Обратимся к научной литературе. Так, В. Г. Власенко считает, что «с учетом акселерации минимальным возрастом для несовершеннолетних, когда они могут быть допрошены, является 1 год 7 месяцев» [1, с. 61]. По мнению автора, данный возраст важен тем, что оканчивается переходный период в становлении речи, ребенок уже овладевает значениями слов.
Другой правовед — М. М. Мамайчук утверждает: «Самый ранний возраст детей, участвующих в судебно-следственных действиях, 2 года» [3, с. 136].
Часть авторов еще больше повышают возраст, с которого, по их мнению, вообще возможно вести речь про допрос. По мнению Е. И. Цымбала, «значимые для дела показания могут быть получены у здоровых детей старше 3 лет» [4, с. 26]. При этом, автор акцентирует внимание на том, что для проведения допроса таких детей необходимо формирование специальных условий при проведении допроса и привлечение имеющих требуемую подготовку психологов.
Изучив научную литературу, а также открытые для доступа материалы уголовных дел, я считаю, что детей можно допрашивать с 3 лет, потому что именно с этого возраста малолетнее лицо может правильно воспринимать обстоятельства, окружающие его, и воспроизводить их.
Определившись с возрастом, перейдем к рассмотрению непосредственно особенностей, отличающих допрос несовершеннолетнего от допроса совершеннолетнего лица.
Первое отличие касается порядка вызова на допрос. В силу ч. 4 ст. 188 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) лицо, не достигшее возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его учебы. Согласно ч. 2, 6 ст. 113 УПК РФ несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не могут быть доставлены к следователю или в суд принудительно. При этом, фактически следователь зачастую использует право, предоставленное ему УПК РФ на проведение допроса в месте нахождения допрашиваемого, например, в школе или дома (ч. 1 ст. 187 УПК РФ). По моему мнению, привычная обстановка помогает допрашиваемому несовершеннолетнему не нервничать из-за неизвестного места и легче вспомнить фактические обстоятельства, которые него спрашивают.
Крайне важно, что при проведении допроса несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, либо более старшего возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие педагога или психолога. Для иных лиц старше 16 лет педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя [ч. 1, 4 ст. 191 УПК РФ]. Все приводимые мной положения уголовно-процессуального законодательства очень важны при допросе несовершеннолетних, поскольку именно они, с одной стороны, обеспечивают соблюдение прав несовершеннолетних, с другой — позволяют правоохранительным органам получить ту информацию, которая им необходима для раскрытия преступлений.
Как мы помним, до момента совершеннолетия у лица имеются законные представители. Чаще всего ими являются родители либо опекуны/попечители. Каков же их статус при допросе? В силу п. 12 ст. 5, ч. 1, 3 ст. 191 УПК РФ при проведении допроса несовершеннолетнего вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего свидетеля, однако следователь вправе не допустить его к участию, если это противоречит интересам несовершеннолетнего, при этом обеспечив участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего свидетеля. Это значит, что если есть предположения, что, например, родитель будет каким-то образом влиять на то, что будет рассказывать несовершеннолетний на допросе, то следователь вправе не допустить этого родителя.
По общему правилу, законному представителю несовершеннолетнего свидетеля предоставляются, в частности, следующие права: заявлять ходатайства (в том числе о применении мер безопасности для несовершеннолетнего), приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и иных уполномоченных лиц и органов [ч. 4 ст. 56 УПК РФ].
Изучив законодательство о допросе несовершеннолетних свидетелей, я обратила внимание на то, что законодателем не решен вопрос о том, кто может быть приглашен в качестве психолога или педагога.
Считаю, что применительно к участию психолога в допросе несовершеннолетнего необходимо, чтобы соответствующее лицо обладало специальными знаниями и профессиональными практическими навыками работы с той возрастной группой, к которой принадлежит допрашиваемый. То есть для приглашения для участия в допросе ребенка 6 лет недопустимо приглашать психолога, пусть и имеющего профильное психологическое образование, но специализирующегося, допустим, на проблемах взаимодействия работников и работодателя, не имевшего опыта работы с малолетними детьми.
При допросе психически здоровых несовершеннолетних, считаю, может быть приглашен специалист в области педагогической или возрастной психологии. Если же допрашиваемый обнаруживает признаки отставания в психическом развитии или страдает сенсорными недостатками, в качестве специалиста следует приглашать медицинского психолога, сурдопсихолога или тифлопсихолога. Именно эти специалисты как нельзя лучше понимают психологические особенности отдельных категорий несовершеннолетних, могут оказать существенную помощь при проведении их допроса. Такой психолог способен грамотно подготовить подростка к предстоящей процедуре допроса, которая, безусловно, является малоприятной, а иногда и травмирующей его еще не сформировавшуюся психику, сконцентрировать внимание на событиях, о которых будут расспрашивать.
Равно как и совершеннолетние лица, свидетели, не достигшие 18-летнего возраста, вправе пользоваться помощью адвоката и переводчика [ст. ст. 49, 53, 59, ч. 5 ст. 189 УПК РФ].
Что касается продолжительности допроса несовершеннолетних свидетелей, то она существенно отличается от продолжительности допроса взрослых. Допрос совершеннолетних свидетелей не может длиться непрерывно более четырех часов, при этом для допроса несовершеннолетних установлено сокращенное время.
Ч. 1 ст. 191 УПК РФ устанавливает, что в возрасте до семи лет допрос не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день.
Ограничение продолжительности допроса имеет большое значение для защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего свидетеля. При этом, действуя в рамках закона, следователю не стоит относиться к приведенным временным интервалам формально, а стоит учитывать рекомендации психолога, что также определяется возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Экспериментальными исследованиями психологов установлено, что дети 5–7 лет могут быть сосредоточенными около 15 минут, 7–10 лет — 20 минут, 10–12 лет — 25 минут, старше 12 лет — 30 минут. Пренебрежение этими данными может дезорганизовать допрос, привести к недостоверным показаниям.
Важно, что свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, однако им разъясняется необходимость давать правдивые показания [ч. 2 ст. 191, ч. 5 ст. 280 УПК РФ].
При проведении следственных действий с участием несовершеннолетних указанной категории обязательно применение видеозаписи или киносъемки за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель, либо его законный представитель против этого возражает.
Считаю, что тема, раскрытая мной в статье, важна для ознакомления всем старшеклассникам, ведь, даже при обычной поездке домой из школы, ученик может стать невольным свидетелем преступления и в этом случае понимание своих прав поможет не только не переживать при проведении процессуальных действий, но и максимально помочь правоохранительным органам раскрыть преступление. Я согласна с Е. В. Кушпель, которая указывает, что при правильной организации и проведении следственных действий от них [несовершеннолетних] можно получить вполне надежную информацию, обеспечивающую успех расследования. [2, с. 77].
Литература:
- Власенко, В. Г. Психологические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших / В. Г. Власенко. — Текст: непосредственный // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. Вопросы техники, тактики и методики расследования. — Саратов, 1982. — С. 61
- Кушпель, Е. В. Методика расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних Учеб. пособие / Е. В. Кушпель. — Волгоград: М-во внутр. дел Рос. Федерации, Волгогр. акад., 2001. — 89 с. — Текст: непосредственный.
- Мамайчук, И. И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике: Учеб. пособие / И. И. Мамайчук. — СПб: Речь, 2002. — 256 с. — Текст: непосредственный.
- Цымбал, Е. И. Проблемы правового регулирования использования психологических познаний при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних / Е. И. Цымбал. — Текст: непосредственный // Психолого-криминалистические проблемы раскрытия преступлений. Тезисы научно-практической конференции. — М., 2002. — С. 26.

