Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Эволюция идеи избранности: от теории Раскольникова к теории Ницше о сверхчеловеке и идеологии нацизма

Обществознание
Препринт статьи
16.12.2025
8
Поделиться
Аннотация
В данной статье автором исследуется философская эволюция понятия «избранности» — идеи о том, что определенные индивиды или группы обладают уникальным интеллектуальным, экзистенциальным или физиологическим статусом, который освобождает их от обычных этических ограничений. Начиная с теории Раскольникова, изложенной в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, прослеживается, как концепция моральной исключительности развивается в учении Ф. Ницше о «сверхчеловеке» и достигает кульминации в идеологических искажениях нацистской мыслью. Опыт 20 века показал, что идеи, оправдывающие превосходство одних людей над другими, способны привести к глобальным катастрофам и гибели всего человечества. Осознание их деструктивного потенциала и того, как философские концепции могут быть внедрены в опасные социальные и политические практики, важно для того, чтобы избежать повторения подобного в будущем.
Библиографическое описание
Фомина, А. И. Эволюция идеи избранности: от теории Раскольникова к теории Ницше о сверхчеловеке и идеологии нацизма / А. И. Фомина, С. Н. Симоненкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2026. — № 1 (97). — URL: https://moluch.ru/young/archive/97/5297.


Актуальность темы

Современное общество сталкивается с многочисленными вызовами, связанными с радикальными идеологиями, культом силы и оправданием насилия во имя «высших целей». В связи с этим обращение к сопоставлению идей Раскольникова («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского), философских концепций Ф. Ницше (учение о сверхчеловеке) и идеологии нацизма приобретает особую значимость.

Теории, обосновывающие право «избранных» на преступление или власть над «слабыми», в разные исторические периоды приводили к катастрофическим последствиям: от отдельных трагедий (как в художественном произведении) до миллионов человеческих жертв (как в политической практике XX века).

Объект и предмет исследования:

Объектомисследованиявыступает теория Раскольникова, теория Ницше о сверхчеловеке и идеология нацизма.

Предметом изучения является сравнительный анализ теории Раскольникова с теорией Ницше о сверхчеловеке и идеологией нацизма.

Цель статьи — проследить, как идея «избранности» претерпевала смысловые трансформации.

Задачи включают:

– анализ концепции «права на преступление» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;

– рассмотрение учения Ф. Ницше о сверхчеловеке и его философских границ;

– исследование искажения и политизации идеи «избранности» в национал-социалистической идеологии.

Методология: Работа опирается на метод обобщения, а также на литературный и сравнительный анализ.

Теория Раскольникова о «право имеющих»

В «Преступлении и наказании» (1866) Ф. М. Достоевский поднимает проблему деструктивного влияния на личность идеи «избранности» и опасности такой идеи для общества. Он создаёт героя, желающего возвыситься над «массой». Теория Раскольникова заключается в том, что люди делятся на две категории — «обыкновенных», «тварей дрожащих», которые существуют только для продолжения рода и служат материалом для «необыкновенных» и, соответственно, «необыкновенных», тех, кто способен сказать «новое слово» человечеству и имеет право на «кровь по совести». Примером «особенного» человека Родион Романович считает Наполеона. Он утверждает, что таким людям всё прощается за их гениальность и что «единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша» 1. Руководствуясь своей теорией, студент, погрязший в нищете, идёт на отчаянный шаг — он убивает старуху-процентщицу согласно своему плану и, непреднамеренно, лишает жизни и её сестру Лизавету. Делает он это не ради денег, а чтобы понять, может ли он причислить себя к «необыкновенным». Но его замысел терпит крах — герой оказывается «слабым звеном» в собственной концепции и испытывает душевные муки. Достоевский раскрывает трагическую ошибочность его теории: попытка Раскольникова выступить в роли человека, не зависимого от общепринятых моральных устоев и способного возвыситься над толпой, в роли того, кто сам себя судит, приводит к его отчуждению от близких людей и психологическим страданиям. Таким образом, Достоевский критикует нигилизм и идею «исключительности», оделённую от сострадания к другим.

Сверхчеловек Ницше и переоценка ценностей

В центре философии Ницше стоит идея «рессентимента» — чувства зависти, обиды и бессилия, которое возникает у «слабых» людей перед «сильными» 2. Этот «рессентимент» становится источником так называемой «морали рабов», противопоставленной «морали господ». «Мораль господ» исходит из силы, творчества, активности. «Мораль рабов» же рождается из слабости, она культивирует смирение, покорность и страдание, превращая бессилие, по мысли философа, в нравственную добродетель. Эта борьба двух нравственных начал ведёт к кризису ценностей и к необходимости их переоценки. Мыслитель предлагает новый идеал — «сверхчеловека», творца собственных ценностей, свободного от рессентимента, того, кто утверждает жизнь во всей её полноте. Путь к сверхчеловеку, по Ницше, — путь внутреннего преображения. Он описывает его в качестве «трёх превращений духа»: сначала человек подобен верблюду, который несёт тяжесть требований и догм; затем становится львом, символом бунта и отрицания старых ценностей; наконец, превращается в ребёнка — невинного творца, начинающего всё заново, способного создавать собственные смыслы без страха и зависимости от прошлого. Так завершается путь к истинной свободе духа. Книга Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» (1883–1885) расширяет — и в то же время трансформирует — представление об экстраординарной личности 3.

«Избранность» по Ницше носит не наследственный или политический, а экзистенциальный характер: его «сверхчеловек» — это не биологически лучший, а духовно более сильный, способный к самопреодолению индивид. Он наделён «волей к власти», но не как стремлением доминировать над другими, а как умением справляться с собственными ограничениями и слабостями. В целом, «сверхчеловек» — это концепция, которая направлена на внутренний мир индивида, она призывает к самосовершенствованию, переосмыслению своих взглядов на всё сущее, а не к насилию и дискриминации. Однако эта теория всё же имеет некоторые опасные аспекты. Аллегорический язык Ницше даёт большой простор для интерпретаций и, в связи с этим, многие мысли философа могут быть неправильно истолкованы. Также, идея «морали рабов» и «морали господ», деления людей на «высших» и «низших» может привести к оправданию элитаризма и социального неравенства. Исторически концепцию Ницше часто искажали, придавая ей черты идеологии превосходства 4.

От философской избранности к политическому мифу: нацистское присвоение

Национал-социалистическое движение в Германии превратило ницшеанскую философию в доктрину расового неравенства. Нацисты переосмыслили «избранность» как биологическую исключительность. Объединив псевдодарвинистские представления о борьбе за существование с извращённой интерпретацией философских концепций Ницше, они создали политическую идеологию, оправдывающую геноцид и насилие. Провозглашалась идея групповой иерархии, где немцев (арийцев) считали «высшей расой», а другие народы (евреев, славян и т. п.) — «неполноценными». Истребляя «недочеловеков», нацисты хотели освободить «жизненное пространство» для себя, стремились перекроить карту Европы и изгнать негерманское население с оккупированных территорий, чтобы получить доступ к природным ресурсам других стран. Национал-социалисты перенесли идею «исключительности» с индивидуума на группу, исказили ницшеанскую теорию о «сверхчеловеке», подменив метафору духовного и культурного преодоления личностью своих ограничений концепцией «расы господ». Существенную роль в этом искажении сыграла сестра философа, Элизабет Фёрстер-Ницше, которая после смерти мыслителя редактировала и публиковала его рукописи, вырывая фразы из контекста и адаптируя их под националистические цели 5. Благодаря её деятельности произведения философа стали использоваться для оправдания идеологии нацизма, хотя сам он был противником антисемитизма и национализма.

Психологические механизмы самооправдания в теории Раскольникова и идеологии нацизма

Анализируя данные концепции, можно выделить общий для них психологический механизм оправдания насилия через апелляцию к «высшим ценностям». В случае Раскольникова это иллюзорное благо будущего человечества, в случае нацистской идеологии — «расовая чистота» и «жизненное пространство». Этот механизм позволяет исполнителям насилия сохранять позитивный образ себя, несмотря на совершаемые деяния. Характерно, что Раскольников, несмотря на теоретическое обоснование права на убийство, не может морально вынести совершённого преступления. Это свидетельствует о том, что герой Достоевского не лишён человечности в отличие от нацистов.

Проблема критерия «избранности»

Ключевой проблемой всех трех концепций является отсутствие объективных критериев для определения «избранности». Раскольников произвольно причисляет себя к «необыкновенным», основываясь лишь на субъективном ощущении. Ницшеанский сверхчеловек — это скорее метафора и горизонт развития, чем конкретный социальный тип. А нацистская концепция расового превосходства опирается на теории, не имеющие реального научного обоснования. Таким образом, право определять, кто относится к «высшим», а кто к «низшим», присваивается теми, кто обладает властью или стремится к ней.

Трансформация идеи «исключительности»

Теория Раскольникова, учение Ницше о «сверхчеловеке» и идеология нацизма имеют как схожие черты, так и различия. Во всех представленных концепциях прослеживается желание лица или группы лиц выйти за рамки традиционной морали, возвыситься над окружающими и былыми нормами. Однако, в то время как Достоевский через крах теории своего героя раскрывает её ошибочность и критикует «мораль господ», показывая психологическую цену самообожествления, Ницше считает «сверхчеловека» идеалом будущего, ведь такой индивидуум преодолел злобу, зависть, слабость и прочие людские пороки, став совершенным духовно. Нацизм же полностью уничтожает индивидуальность, превращая идею «избранности» в инструмент для оправдания геноцида и насилия. Таким образом, концепция «исключительности» трансформируется из морального эксперимента (у Раскольникова) в экзистенциальный идеал (по Ницше) и, в конечном счете, в тоталитарную догму (у нацистов) 6.

Губительные последствия для человечества

Идеология нацизма показала, к каким разрушительным последствиям может привести идея «избранности», когда она выходит за рамки философских дискуссий и литературных произведений. Холокост, в результате которого было уничтожено 6 миллионов евреев, около 60 миллионов погибших во Второй мировой войне, страшные пытки, которым подвергались люди, расовая сегрегация и другие проявления дегуманизации отдельных групп населения являются прямым следствием идеологии, основанной на разделении людей на «высших» и «низших».

Заключение

Концепция «избранности» была и остается притягательной для многих людей, но, тем не менее, опасной идеей, символизирующей стремление человека «расширить» границы морали, разрушая при этом этические устои. История двадцатого века наглядно демонстрирует то, что может произойти, когда индивидуум начинает считать себя выше других, руководствуясь догмами, оторванными от гуманистических ценностей. Таким образом, концепции, направленные на оправдание элитаризма, неизбежно ведут к дискриминации определённых людей или групп людей и могут стать причиной для экстримистских и противоправных действий. Человечность — то качество, которое необходимо развивать в себе каждому из нас, ведь это основа мирного сосуществования в многообразном обществе.

Литература:

  1. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. — Москва: МИФ, 2024. — 640 с.
  2. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. — Москва: АСТ, 2018. — 320 с.
  3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. — Москва: АСТ, 2020. — 416 с.
  4. Рубцова А. А. Концепция сверхчеловека в философии Фридриха Ницше // Научный журнал — 2016 , № 7 (8).
  5. Урсул В. И. Социально-политический анализ идеологии германского нацизма первой половины XX века. // Социально-гуманитарные знания — 2023 — № 9 — с. 96–100.
  6. Холокост: энциклопедия: [пер. с англ.]/ Ин-т толерантности Всерос. гос. б-ки иностр. лит, Рос. полит. энцикл.; рук. проекта Е. Ю. Гениева; ред. Б. Ю. Иванов, И. С. Ряховская, В. А. Скороденко. — М.: РОССПЭН, 2008.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Юный ученый №1 (97) январь 2026 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный