Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №6 (9) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 20.12.2016

Статья просмотрена: 368 раз

Библиографическое описание:

Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. — 2016. — №6.1. — С. 31-33. — URL https://moluch.ru/young/archive/9/635/ (дата обращения: 26.01.2020).



В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность вреализации ФГОС нового поколения.

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной деятельности. Данный метод не является новым в педагогической практике и направлен на то, чтобы обучающие знали, где и как им нужны полученные в школе знания, для решения каких жизненных ситуаций эти знания им могут пригодиться. Данный метод направлен на организацию активной познавательной деятельности учащихся в группе. Под методом проектов понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной цели, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Метод проектов невозможен без постановки проблемы. Наличие проблемы требует исследования ситуации. Групповая и индивидуальная деятельность учащихся направлена на разрешение этой проблемы. Метод проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся. Учащиеся решают проблему на основе активного применения полученных знаний. Тем самым, обучающиеся осознают, как можно использовать приобретенные знания в практической ситуации. Метод проектов неразрывно связан с научно-исследовательской работой учащихся. Этот метод основан на приобретении и развитии учащимися познавательных навыков, умении в группах и самостоятельно применять свои знания, умении пользоваться разными источниками информации, систематизировании полученной информации, умении выдвигать гипотезу и доказывать или опровергать её, развитии логического мышления и умения научно-исследовательской деятельности. Обучение в сотрудничестве является частью метода проектов. Объединяясь в группы, учащиеся выбирают себе определенный вид деятельности, близкий каждому участнику группы: научно- исследовательский, практический, поисковый. Работая над проектом, каждый ученик усваивает информацию на определенном уровне, учится слушать других членов группы и высказывать свое мнение, учится работать с научно-методической литературой. Каждый участник группы несет ответственность за другого члена, понимая, что невыполнение определенной задания может привлечь к разрыву цепочки проекта.

Метод проектов включает наличие и решение поставленной проблемы, предусматривающей применение разнообразных методов и средств обучения, и соединение воедино знаний и умений из различных областей науки и техники.

В результате научно-исследовательской работы учащиеся сами выдвигают гипотезы и в ходе работы над проектом доказывают либо их правомерность, либо ошибочность, подтверждая свои высказывания фактами, расчетами и опытами, четко аргументируя свои высказывания.

Результатом выполненного проекта должно стать решение поставленной задачи с осознанием её практической направленности. Итоги выполненного проекта должны быть материальны. При выполнении проекта учащиеся, владеющие современными компьютерными технологиями, могут и должны использовать компьютерно-информационные технологии. Применение современных технологий способствует активизации познавательного интереса учащегося, развитию их творческих способностей и стимуляции их умственной деятельности. Участники проекта сами выстраивают процесс познания, учитель выступает в роли наставника-консультанта, развивая активность, инициативу и самостоятельность учащихся. Применение метода проектов весьма перспективно при изучении математики. Работа над проектом стимулирует учащихся к научно-исследовательской и творческой деятельности. В ходе работы над проектом у учащихся формируется новые учебные умения по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга и новых личностных качеств. Метод проектов используется при решении городских проблем, проблем экологии района, он приучает учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно. Метод проектов может и должен стать помощником учителю и учащемуся в освоении широкого круга школьных знаний.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Метод проектов — один из методов в обучении детей, стимулирующий интерес учащихся к проблеме. В методологическом аспекте метода проектов важен деятельностный подход; потребность в самоактуализации, самореализации личности. Например, если у ребенка есть задатки, а деятельности нет, то задатки не проявляются. Обучение — это тоже деятельность. Потребность в самоактуализации — это реализация потенциала, заложенного природой. Проектная деятельность — («проектирование» — прорыв) – развивает критическое мышление ребенка.

Как сказал Н. А. Умов, «всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Метод проектов должен быть составной частью деятельности учителей, работающих в условиях реализации ФГОС.

Литература:

  1. Величко В. М. Проектная деятельность учащихся, Волгоград: Учитель, 2007
  2. Морозова Н. Г., Кравченко Н. Г., Павлова О. В. Технология 5–11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, проектная деятельность, знание, учащийся, умение, решение задач, широкий круг, участник группы, выполненный проект, ходя работы.


Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность. Роль проектной деятельности в достижении современных...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося...

Метод проектов как средство формирования исследовательских...

Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике как за рубежом, так и в нашей стране.

русский язык, учебный материал, проект, метод проектов, литература, проектная деятельность, учащийся, Бородинское сражение...

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Метод проектов как эффективное средство развития УУД...

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная

В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г. г

Существуют различные классификации проектов. По доминирующему методу или виду...

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

Практико-ориентированный проект — нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

− Краткосрочные проекты — требуют 4–6 уроков для координации деятельности участников проектных групп.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

- исследовательские проекты подразумевают деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом и

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации... Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Метод проектов представляет собой систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий — проектов.

Цели и задачи проектной деятельности: − контроль знаний и умений по предмету

Проектная деятельность как интерактивный метод обучения

Широкое признание метод проектов получил в трудах Джона Дьюи и его последователей

Грамотное применение метода проектов, совместная деятельность учащихся и учителя

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса...

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность. Роль проектной деятельности в достижении современных...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося...

Метод проектов как средство формирования исследовательских...

Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике как за рубежом, так и в нашей стране.

русский язык, учебный материал, проект, метод проектов, литература, проектная деятельность, учащийся, Бородинское сражение...

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Метод проектов как эффективное средство развития УУД...

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная

В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г. г

Существуют различные классификации проектов. По доминирующему методу или виду...

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

Практико-ориентированный проект — нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

− Краткосрочные проекты — требуют 4–6 уроков для координации деятельности участников проектных групп.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

- исследовательские проекты подразумевают деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом и

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации... Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Метод проектов представляет собой систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий — проектов.

Цели и задачи проектной деятельности: − контроль знаний и умений по предмету

Проектная деятельность как интерактивный метод обучения

Широкое признание метод проектов получил в трудах Джона Дьюи и его последователей

Грамотное применение метода проектов, совместная деятельность учащихся и учителя

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса...

Задать вопрос