XIX век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В первые десятилетия XIX в. происходит постепенный отход от идей классицизма. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг, становится побудительным источником его поступков. Основное направление в художественной литературе — романтизм.
«Романтизм усилил в искусстве лирическое начало, сориентировав автора главным образом на изображение неповторимого и изменчивого внутреннего состояния личности» [3, с. 117]. Характерные особенности лирики — стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя, близость к одухотворенной и целительной природе, использование образов-символов.
На рубеже XVIII — XIX вв. в русской поэзии среди символических образов, связанных с миром природы, особо выделяется образ птицы, взяв на себя центральные темы — любви, смерти, свободы, творчества. В данной работе мы будем рассматривать образ ласточки.
Ласточка — близкая к человеку птица. Она «домовитая», потому что вьет гнезда под крышей человеческого жилья. «Ласточка посредница между землей и небом, она вестница и гостья, иногда как вместилище души усопшего — все эти ее черты и свойства закрепились в восприятии поэтов и повлияли на поэтическую символику образа» [3, с. 117].
Многогранность образа ласточки вызывает большой круг ассоциаций:
Ласточка как символ прихода весны.
В русской поэзии образ ласточки метафорически соотносился с весенним пробуждением природы и юностью. Это ярко выражено в стихотворениях Н. И. Гнедича «Ласточка».
Ласточка, ласточка, как я люблю твои вешние песни!
Милый твой вид я люблю, как весна и живой и веселый!
Пой, весны провозвестница, пой и кружись надо мною;
Может быть, сладкие песни и мне напоешь ты на душу.
и А. А. Дельвига «Что вьешься, ласточка, к окну»:
Что вьешься, ласточка, к окну,
Что, вольная, поешь?
Иль ты щебечешь про весну
И с ней любовь зовешь?
В этих произведениях ласточка является главным персонажем, именно с ней связаны надежды на скорейший приход весны. Весна и ласточка не отделимы друг от друга. Ее живой и веселый вид сравнивается с самой весной.
Ласточка как символ воли и свободы.
Рассматривая образ ласточки как символ свободы и воли, нельзя не остановиться на стихотворении В. К. Кюхельбекера «Счастливицы вольные птицы».
Счастливицы вольные птицы:
Не знают они ни темницы,
Ни ссылки, ни злой слепоты.
Зачем же родился не птицею ты?
Да! ласточкой, легкой касаткой!
Глядел бы на мир не украдкой,
Весь видел бы вдруг с высоты.
Зачем же родился не птицею ты? [5, с. 47]
Автор, обращаясь к лирическому герою, задается вопросом: «Зачем же родился не птицею ты?». Именно ласточка воспринимается как легкая, способная взлететь на недосягаемую высоту птица. Идеал свободы для В. К. Кюхельбекера — это свобода в передвижении, свобода от людской молвы и возможность заниматься своим любимым делом. Именно такому идеалу полностью соответствует образ ласточки.
Ласточка как предвестник надвигающейся беды.
Иногда образ ласточки используется поэтами-лириками как символ надвигающейся беды. Скорее всего, это вытекает из народных примет и поверий. Так, низко летающие ласточки — к дождю, а ласточка, влетевшая в окно — к скорой смерти.
В стихотворении «Итальянская villa» Ф. И. Тютчевым нарисована идеалистичная картинка. Все статично — тихое журчание фонтана, благосклонность неба к земле, глубокий сон героини:
И мы вошли… всё было так спокойно!
Так всё от века мирно и темно!..
Фонтан журчал… Недвижимо и стройно
Соседний кипарис глядел в окно.
Не происходит никакого движения, кроме легкого дуновения ветерка и ласточки, которая «влетает и щебечет». Щебетание ласточки никоим образом не разрушает эту гармоничную картинку. Но вдруг судорожный трепет пробежал по ветвям кипариса и «та злая жизнь, с её мятежным жаром, через порог заветный перешла». Анализируя это стихотворение, понимаешь, что именно после появления ласточки происходят роковые перемены. Сам образ ласточки не несет в себе какой-либо угрозы, Ф. И. Тютчев использует его как символ надвигающейся беды.
Так же и Н. И. Гнедич в стихотворении «Ласточка» подмечает ее способность предупреждать о надвигающейся беде.
Птица любови и мира, всех птиц ненавидишь ты хищных.
Первая, криком тревожным — домашним ты птицам смиренным
Весть подаешь о налете погибельном коршуна злого,
Криком встречаешь его и до облак преследуешь криком,
Часто крылатого хищника умысл кровавый ничтожа.
Любимая птица поэта не только предупреждает о грозящей опасности, тем самым руша «кровавый умысел» хищника, но и преследует его. На наш взгляд, это утверждение поэта довольно спорно. В большинстве своем образ ласточки всегда мирный.
Ласточка как символ уюта.
Ласточка во все времена воспринималась как символ домашнего уюта. Она в отличие от других птиц живет с человеком под одной крышей. Особенно ярко этот образ представлен у Н. И. Гнедича в стихотворении «Ласточка».
Птица, любезная людям! ты любишь сама человека;
Ты лишь одна из пернатых свободных гостишь в его доме;
Днями чистейшей любви под его наслаждаешься кровлей;
Дружбе его и свой маленький дом и семейство вверяешь,
И, зимы лишь бежа, оставляешь дом человека.
Н. И. Гнедич в очередной раз любуется ласточкой. Верно подмечает, что ласточка единственная птица, которая строит свой маленький домик под крышей человеческого жилья. Являясь главным персонажем в этом стихотворении, ласточка наполняет его теплом и заботой.
Ласточка как символ жизни и души человека.
Ласточка всегда воспринималась как божья птичка. Ей доступно то, что недоступно человеку, — она способна подниматься высоко над землей и видеть с высоты «всю вселенну». Близость к богу дает поэтам возможность проводить параллель между образом ласточки и душой человека. Так в стихотворении Г. Р. Державина «Ласточка» образ-символ птицы соотносится и с самим лирическим героем — ласточка сравнивается с душой поэта — и с миром человеческих чувств в целом.
Душа моя! гостья ты мира:
Не ты ли перната сия? –
Воспой же бессмертие лира!
Восстану, восстану и я, –
Восстану, — и в бездне эфира
Увижу ль тебя я, Пленира?
Так же, как и душа, ласточка всего лишь «гостья мира». Наступает время, и «хладея зимою, как лед, во мраке лежишь бездыханна». Но поэт верит в бессмертие души, в то, что она также, как ласточка, встанет «от смертного сна». Тема бессмертия, нежное отношение к «птичке», «касаточке», «певичке» не может не натолкнуть на мысль, что для поэта тождественны образ ласточки и образ души.
Ласточка как образ умершего человека.
Ласточку, живущую с человеком, но имеющую возможность улетать в далекий неизведанный мир, часто сравнивают с душой умершего человека.
Такое сравнение прослеживается в стихотворении Г. Р. Державина «На смерть Катерины Яковлевны, 1794 году июля 15 дня приключившуюся», где идет обращение к ласточке, как к образу трагически умершей супруги.
Уж не ласточка сладкогласная,
Домовитая со застрехи,
Ах! моя милая, прекрасная
Прочь отлетела, — с ней утехи.
Поэт скорбит. «Все опустело! Как жизнь мне снести?». Он понимает, что ласточка вернется весной домой в отличие от любимой «милой супруги». У Г. Р. Державина время как бы движется по кругу, смерть в этом свете — неизбежный этап перед воскрешением, новой жизнью.
Так и А. И. Одоевский в своих строках «Матери» упоминает ласточку в контексте перехода из этого мира в «лучший»:
Когда же ласточкой взовьюся
В тот лучший мир,
Растаю и с тобой сольюся
В один эфир…
Не случайно полет ласточки поэт характеризует глаголом «взовьюся». Как душа человека стремительно покидает этот мир, взвившись в небесную высь, так и ласточка у А. И. Одоевского стремительно покидает эту землю.
Ласточка — болтушка.
Вызывает удивление сравнение ласточки с болтливой женщиной. Упоминание об этом мы находим в стихотворении А. А. Дельвига «К ласточке», поэт называет ее болтливой и докучной.
Что мне делать с тобой, докучная ласточка!
Каждым утром меня — едва зарумянится
Небо алой зарей и бледная Цинтия
Там в туманы покатится, —
Каждым утром меня ты криком безумолкным
Будишь, будто назло!
Погрузившись в сладкий сон, где есть «образ милых» и мечтательное счастье, автор совсем не рад слышать «болтливую» предвестницу утра — ласточку. Символично, что не сладкоголосый соловей пытается разбудить ото сна своим пением, а маленькая щебетунья.
Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать следующие выводы.
Основным направлением литературы начала XIX века является романтизм. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Романтик создавал мир, в котором являлись необычные характеры и потрясающие страсти, жизнь героев протекала в сюжетах, насыщенных драматическими событиями, их окружала одухотворенная и целительная природа. Среди символических образов, связанных с миром природы, особо выделяется образ птицы.
Познакомившись с лирическими произведениями первой половины XIX века, мы пришли к выводу, что образ ласточки довольно часто встречается в творчестве поэтов-классиков. Многие поэты-лирики обращаются к образу этой легкой весенней птички.
Перечитав стихотворения о ласточках, мы видим, что ласточка — заветная птица в русской поэзии. Ей поверяются главные темы, она — подруга поэтов, она их уносит на своих легких крыльях туда, откуда сама родом, — в те сферы, где живут вдохновение, любовь, вера, душа.Она приносит в наш дом весну и надежду на лучшее.
В лирических произведениях первой половины XIX века образ ласточки довольно разнообразен. С ее образом устойчиво связан образ прихода весны, надежда на грядущие перемены, он символизирует волю и свободу. От образа ласточки веет душевностью и теплотой.
Литература:
- Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. — Л.: Художественная литература, 1973.
- Веневитинов Д. В. Стихотворения. Проза. — М., 1980.
- Гура А. В. Ласточка // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М.: Международные отношения, 2002.
- Жуковский В. А. Лирика. Русская литература XIX века. — М., 1997.
- Кюхельбекер В. К. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. — М., 1967.
- Павлович Н. В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. — М.: ИРЯ РАН, 1995.