Искусственный интеллект и изобразительное искусство | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Актуальная тема исследования

Рубрика: Информатика

Опубликовано в Юный учёный №6 (80) июнь 2024 г.

Дата публикации: 02.06.2024

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Данилов, И. А. Искусственный интеллект и изобразительное искусство / И. А. Данилов, Г. М. Юришан. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 6 (80). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/young/archive/80/4475/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор исследует возможность признания искусственного интеллекта (нейросети) быть автором изображения.

Ключевые слова: нейросеть, искусство, изображение, авторство.

Современный мир стремится использовать искусственный интеллект (ИИ) во всех областях. По мнению Барщевского Е. Г. (2023), современный искусственный интеллект находится на первой ступени развития данной технологии и создан решать конкретные задачи. [1] Одна из таких задач — эстетическое наполнение контента, то есть создание изображений по запросу пользователя. Уже существует несколько платформ: Шедеврум, Bing Image Creator, Kandinsky, PicFinder, которые позволяют создавать изображения по различным запросам. Но может ли он заменить человека в искусстве? Ещё в 2004 году в фильме режиссёра Алекса Пройаса «Я робот» главный герой (Уилл Смит) говорил о том, что искусство — это единственное, что отличает человека от робота, робот никогда не сможет из холста сделать шедевр.

В 2016 году Тайваньскими инженерами был разработан робот Taida, который умеет мастерски писать картины в стиле импрессионизм, особенность этого робота в том, что картины он рисует не из заложенной в памяти картины, а собственные, которые видит специальными зрительными датчиками. Робот берёт наиболее выделяющиеся объекты и срисовывает их со своего угла зрения.

Данная проблематика позволила нам сформулировать гипотезу: возможно, искусственный интеллект можно считать автором созданного им изображения. На основании данной гипотезы мы поставили цель: определение возможности искусственного интеллекта быть автором при создании изображения по запросу. Для решения поставленной цели были применены методы поиска и анализа информации в сети Интернет, систематизации данных и эксперимент.

Согласно ГК РФ, Статья 1255. Интеллектуальные права гражданина РФ на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Глава 70 ГК РФ регулирует авторское право. В Статье 1262. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных, можно по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Произведение выступает результатом творческого труда, из чего следует оригинальность произведений как условие охраноспособности.

В отечественной правовой литературе преобладает точка зрения, в соответствии с которой «авторским правом в равной степени охраняются как высокохудожественные произведения, так и те произведения, художественные достоинства невысоки». [3]

Процесс создания изображения человеком — дело многоэтапное. Начинается оно с замысла, проходит стадии эскизов, этюдов и непосредственного написания полотна. В основе замысла художника лежит воплощение в материале художественного образа. Образ является средоточием идейно-эстетического содержания и словесной формы его воплощения.

Гончарова Н. Ю. (2012) в своей статье упомянула, что Платон предложил понимать под эйдосом (образом) не просто облик объекта, не только внешнюю, но и внутреннюю форму, то есть внутренний способ бытия объекта. Но добавляя к образу прилагательное «художественный» — мы получаем уже другое содержание объекта, и по словам Л. С. Выготского — «Художественный образ — это всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Для Ю. Б. Борева художественный образ — форма мышления в искусстве, а по мнению Чернец Л. В. (учебное пособие для студентов УВПО, 2011) художественный образ не является фотографической копией отображаемого объекта, в нем проявляется субъективное отношение творца к предметному миру, к тому же всякий художественный образ обладает эстетической ценностью для других.

ИИ же реализован в виде программы — нейросети, которую запускают на компьютерах или с чипов, встроенных в мобильные устройства, где формируется запрос от пользователя и выводится результат запроса, и серверах, где располагаются большие объёмы данных. Изучив материал по ИИ, мы пришли к выводу, что реального ИИ не существует, а само словосочетание «Искусственный интеллект» — больше маркетинговое название, используемое в СМИ, чем воплощённая реальность. Но даже в научных статьях этот не научный термин часто применяется.

Порождающие состязательные сети (generative adversarial networks) — это нейросеть, которая состоит из обучающей выборки и двух систем: генератора и дискриминатора. Задача генератора — создавать новые объекты, похожие на объекты из выборки, а дискриминатор решает, принадлежит ли сгенерированный объект к классу объектов из доступной ему выборки, и даёт соответствующий сигнал генератору.

Получается, что нейросеть работает на определенной базе данных. Её мышление ограничивается только информацией, к которой у неё есть доступ. Это значит, что при написании произведения нейросеть будет опираться лишь на стилистику, форму и сюжеты, которые содержатся в базе данных, т. е. были созданы людьми. Значит, возможность принятия индивидуальных творческих решений отсутствует, есть только возможность случайного набора чисел. Получается, что нейросеть — это скорее инструмент, с помощью которого её создатели предлагают запечатлеть пользователям свои идеи, как фотокамерой.

Для проведения эксперимента по получению цифровых изображений нами были рассмотрены нейросети: Шедеврум, Bing Image Creator, Kandinsky, PicFinder, PicFinder Microsoft Edge. И на основании исследованных возможностей, по простоте доступа для проведения эксперимента, мы выбрали нейросеть «Kandisky». Она имеет возможности работы в Fusion Brain, Telegram, Vk. Если у вас есть аккаунт Vk или Telegram, то страница подгружается мгновенно, и мы можем приступать к работе по формированию изображения.

Мы формировали различные запросы (техническое задание) на получение изображения и проверяли результат согласно нашему представлению. В течение эксперимента мы получали тридцать изображений, из которых соответствовали нашему представлению о требуемом результате всего два. Таким образом мы тестировали программу нейросети шесть раз в различных функциональных возможностях и получали схожий результат.

Произведение нейросети рождается не с помощью вдохновения, а с помощью сложного алгоритма математических последовательностей цифровых индикаторов.

В результате исследования наша гипотеза не подтвердилась, нейросеть нельзя считать автором изображений — художником. И даже использовать словосочетание «Искусственный интеллект» в научной литературе — не корректно, так как не соответствует технологической действительности.

Анализ литературы и экспериментальная часть нашего исследования позволили сделать следующие выводы.

  1. Законодательство закрепляет авторское право за человеком и регулирует его в споре только между людьми.
  2. Художник для получения авторского изображения использует художественный образ, опираясь на всю базу собственных знаний об объекте изображения, иногда изучая его досконально, а иногда приписывая ему что-то или что-то преувеличивая, исходя из собственного отношения к объекту, используя память и воображение.
  3. Получается, что нейросеть — это инструмент, с помощью которого его создатели предлагают реализовать пользователям свои планы и идеи, прямо как фотокамера.
  4. Пока нейросеть не может идеально работать с требованиями к изображению. Так как нейросеть может генерировать случайные параметры, чаще, чем заданные, то лучше всего у нейросети будут получаться фотографичные или фантастические изображения.

У нейросети нет потребности в творчестве, а человек-художник не видит своего существования без создания новых произведений, он может самостоятельно привносить в этот мир своё творчество, то, что он видит и как, что волнует его и о чём ему так хочется рассказать этому миру. Нейросеть поможет человеку выполнить художественный образ, возникающий в мыслях художника в цифровом изображении, а робот сможет выполнить и в материале. Нейросеть в будущем может стать наиболее совершенным инструментом, чем существующие программы для цифрового творчества, такие как: фотошоп, иллюстратор и другие, в которых сегодня работают художники цифровых изображений, то есть возможно появится новое направление в искусстве.

Литература:

  1. Барщевский Е. Г. Использование искусственного интеллекта // Восточно-европейский научный журнал, 2023г., с. 56–58;
  2. Морковкин Е. А., Новичихина А. А., Замулин И. С. Искусственный интеллект как инструмент современного искусства // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2021г., с. 55–59;
  3. Моргунова Е. А. Охраноспособность результатов художественного творчества, созданных с использованием искусственного интеллекта // Журнал «Пермский юридический альманах», 2019г., с.264–272;
  4. Пушкарёв А. В. Творчество и искусственный интеллект: постановка проблемы // журнал ВАК «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки», 2014г.,
  5. Хатамова Д. А. К вопросу о термине «художественный образ» // Журнал «Интернет-пространство как вызов научному сообществу XXI века», 2021г., с.43–45.


Похожие статьи

Использование товарного знака в аудиовизуальном произведении

В статье автор исследует основные проблемы использования товарного знака в аудиовизуальном произведении.

Искусство искусственного интеллекта

Искусственный интеллект коренным образом преобразовал отрасли человеческой деятельности по всему миру и на данный момент все глубже проникает в сферу искусства. На сегодняшний день важным вопросом является возможность достижения машинным интеллектом ...

Необходимость творчества при применении искусственного интеллекта в образовании

В статье рассматриваются вопросы применения ИИ и необходимость проявления творчества педагога в планировании образовательной деятельности.

Использование нейросетей при разработке видеоигр

В статье автор исследует способы сокращения потребления ресурсов при разработке игр посредством нейросетей-художников.

Правовая охрана объектов промышленной собственности, созданных искусственным интеллектом

В статье рассматривается вопрос признания искусственного интеллекта как субъекта патентного права и практика такого признания.

Искусственный интеллект: потенциал развития на пути создания нового цифрового искусства

Статья посвящена актуальной проблеме внедрения искусственного интеллекта в процесс создания произведений искусства, а также вопросам, которые творчество ИИ поднимает в понимании искусства у художников XXI века. Возможна ли связь между машинным творче...

Киберпанк как феномен трансгуманизма. Философия машины

В статье рассмотрены социальные и философские вопросы трансгуманизма. Данная статья является широким изложением мыслей по теме, волнующей разум людей уже давно.

Архитектурный язык в кино: пространство кадра

В статье исследуется взаимосвязь между архитектурой и кинематографом.

Компьютерная графика – искусство постмодернизма

Роль творчества в сфере обучения с применением искусственного интеллекта: вызовы и возможности

В статье автор исследует важность творческого мышления в контексте использования технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе. Также автор освещает вызовы и возможности, связанные с использованием искусственного интеллекта в образо...

Похожие статьи

Использование товарного знака в аудиовизуальном произведении

В статье автор исследует основные проблемы использования товарного знака в аудиовизуальном произведении.

Искусство искусственного интеллекта

Искусственный интеллект коренным образом преобразовал отрасли человеческой деятельности по всему миру и на данный момент все глубже проникает в сферу искусства. На сегодняшний день важным вопросом является возможность достижения машинным интеллектом ...

Необходимость творчества при применении искусственного интеллекта в образовании

В статье рассматриваются вопросы применения ИИ и необходимость проявления творчества педагога в планировании образовательной деятельности.

Использование нейросетей при разработке видеоигр

В статье автор исследует способы сокращения потребления ресурсов при разработке игр посредством нейросетей-художников.

Правовая охрана объектов промышленной собственности, созданных искусственным интеллектом

В статье рассматривается вопрос признания искусственного интеллекта как субъекта патентного права и практика такого признания.

Искусственный интеллект: потенциал развития на пути создания нового цифрового искусства

Статья посвящена актуальной проблеме внедрения искусственного интеллекта в процесс создания произведений искусства, а также вопросам, которые творчество ИИ поднимает в понимании искусства у художников XXI века. Возможна ли связь между машинным творче...

Киберпанк как феномен трансгуманизма. Философия машины

В статье рассмотрены социальные и философские вопросы трансгуманизма. Данная статья является широким изложением мыслей по теме, волнующей разум людей уже давно.

Архитектурный язык в кино: пространство кадра

В статье исследуется взаимосвязь между архитектурой и кинематографом.

Компьютерная графика – искусство постмодернизма

Роль творчества в сфере обучения с применением искусственного интеллекта: вызовы и возможности

В статье автор исследует важность творческого мышления в контексте использования технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе. Также автор освещает вызовы и возможности, связанные с использованием искусственного интеллекта в образо...

Задать вопрос