В статье автор исследует возможность признания искусственного интеллекта (нейросети) быть автором изображения.
Ключевые слова: нейросеть, искусство, изображение, авторство.
Современный мир стремится использовать искусственный интеллект (ИИ) во всех областях. По мнению Барщевского Е. Г. (2023), современный искусственный интеллект находится на первой ступени развития данной технологии и создан решать конкретные задачи. [1] Одна из таких задач — эстетическое наполнение контента, то есть создание изображений по запросу пользователя. Уже существует несколько платформ: Шедеврум, Bing Image Creator, Kandinsky, PicFinder, которые позволяют создавать изображения по различным запросам. Но может ли он заменить человека в искусстве? Ещё в 2004 году в фильме режиссёра Алекса Пройаса «Я робот» главный герой (Уилл Смит) говорил о том, что искусство — это единственное, что отличает человека от робота, робот никогда не сможет из холста сделать шедевр.
В 2016 году Тайваньскими инженерами был разработан робот Taida, который умеет мастерски писать картины в стиле импрессионизм, особенность этого робота в том, что картины он рисует не из заложенной в памяти картины, а собственные, которые видит специальными зрительными датчиками. Робот берёт наиболее выделяющиеся объекты и срисовывает их со своего угла зрения.
Данная проблематика позволила нам сформулировать гипотезу: возможно, искусственный интеллект можно считать автором созданного им изображения. На основании данной гипотезы мы поставили цель: определение возможности искусственного интеллекта быть автором при создании изображения по запросу. Для решения поставленной цели были применены методы поиска и анализа информации в сети Интернет, систематизации данных и эксперимент.
Согласно ГК РФ, Статья 1255. Интеллектуальные права гражданина РФ на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Глава 70 ГК РФ регулирует авторское право. В Статье 1262. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных, можно по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Произведение выступает результатом творческого труда, из чего следует оригинальность произведений как условие охраноспособности.
В отечественной правовой литературе преобладает точка зрения, в соответствии с которой «авторским правом в равной степени охраняются как высокохудожественные произведения, так и те произведения, художественные достоинства невысоки». [3]
Процесс создания изображения человеком — дело многоэтапное. Начинается оно с замысла, проходит стадии эскизов, этюдов и непосредственного написания полотна. В основе замысла художника лежит воплощение в материале художественного образа. Образ является средоточием идейно-эстетического содержания и словесной формы его воплощения.
Гончарова Н. Ю. (2012) в своей статье упомянула, что Платон предложил понимать под эйдосом (образом) не просто облик объекта, не только внешнюю, но и внутреннюю форму, то есть внутренний способ бытия объекта. Но добавляя к образу прилагательное «художественный» — мы получаем уже другое содержание объекта, и по словам Л. С. Выготского — «Художественный образ — это всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Для Ю. Б. Борева художественный образ — форма мышления в искусстве, а по мнению Чернец Л. В. (учебное пособие для студентов УВПО, 2011) художественный образ не является фотографической копией отображаемого объекта, в нем проявляется субъективное отношение творца к предметному миру, к тому же всякий художественный образ обладает эстетической ценностью для других.
ИИ же реализован в виде программы — нейросети, которую запускают на компьютерах или с чипов, встроенных в мобильные устройства, где формируется запрос от пользователя и выводится результат запроса, и серверах, где располагаются большие объёмы данных. Изучив материал по ИИ, мы пришли к выводу, что реального ИИ не существует, а само словосочетание «Искусственный интеллект» — больше маркетинговое название, используемое в СМИ, чем воплощённая реальность. Но даже в научных статьях этот не научный термин часто применяется.
Порождающие состязательные сети (generative adversarial networks) — это нейросеть, которая состоит из обучающей выборки и двух систем: генератора и дискриминатора. Задача генератора — создавать новые объекты, похожие на объекты из выборки, а дискриминатор решает, принадлежит ли сгенерированный объект к классу объектов из доступной ему выборки, и даёт соответствующий сигнал генератору.
Получается, что нейросеть работает на определенной базе данных. Её мышление ограничивается только информацией, к которой у неё есть доступ. Это значит, что при написании произведения нейросеть будет опираться лишь на стилистику, форму и сюжеты, которые содержатся в базе данных, т. е. были созданы людьми. Значит, возможность принятия индивидуальных творческих решений отсутствует, есть только возможность случайного набора чисел. Получается, что нейросеть — это скорее инструмент, с помощью которого её создатели предлагают запечатлеть пользователям свои идеи, как фотокамерой.
Для проведения эксперимента по получению цифровых изображений нами были рассмотрены нейросети: Шедеврум, Bing Image Creator, Kandinsky, PicFinder, PicFinder Microsoft Edge. И на основании исследованных возможностей, по простоте доступа для проведения эксперимента, мы выбрали нейросеть «Kandisky». Она имеет возможности работы в Fusion Brain, Telegram, Vk. Если у вас есть аккаунт Vk или Telegram, то страница подгружается мгновенно, и мы можем приступать к работе по формированию изображения.
Мы формировали различные запросы (техническое задание) на получение изображения и проверяли результат согласно нашему представлению. В течение эксперимента мы получали тридцать изображений, из которых соответствовали нашему представлению о требуемом результате всего два. Таким образом мы тестировали программу нейросети шесть раз в различных функциональных возможностях и получали схожий результат.
Произведение нейросети рождается не с помощью вдохновения, а с помощью сложного алгоритма математических последовательностей цифровых индикаторов.
В результате исследования наша гипотеза не подтвердилась, нейросеть нельзя считать автором изображений — художником. И даже использовать словосочетание «Искусственный интеллект» в научной литературе — не корректно, так как не соответствует технологической действительности.
Анализ литературы и экспериментальная часть нашего исследования позволили сделать следующие выводы.
- Законодательство закрепляет авторское право за человеком и регулирует его в споре только между людьми.
- Художник для получения авторского изображения использует художественный образ, опираясь на всю базу собственных знаний об объекте изображения, иногда изучая его досконально, а иногда приписывая ему что-то или что-то преувеличивая, исходя из собственного отношения к объекту, используя память и воображение.
- Получается, что нейросеть — это инструмент, с помощью которого его создатели предлагают реализовать пользователям свои планы и идеи, прямо как фотокамера.
- Пока нейросеть не может идеально работать с требованиями к изображению. Так как нейросеть может генерировать случайные параметры, чаще, чем заданные, то лучше всего у нейросети будут получаться фотографичные или фантастические изображения.
У нейросети нет потребности в творчестве, а человек-художник не видит своего существования без создания новых произведений, он может самостоятельно привносить в этот мир своё творчество, то, что он видит и как, что волнует его и о чём ему так хочется рассказать этому миру. Нейросеть поможет человеку выполнить художественный образ, возникающий в мыслях художника в цифровом изображении, а робот сможет выполнить и в материале. Нейросеть в будущем может стать наиболее совершенным инструментом, чем существующие программы для цифрового творчества, такие как: фотошоп, иллюстратор и другие, в которых сегодня работают художники цифровых изображений, то есть возможно появится новое направление в искусстве.
Литература:
- Барщевский Е. Г. Использование искусственного интеллекта // Восточно-европейский научный журнал, 2023г., с. 56–58;
- Морковкин Е. А., Новичихина А. А., Замулин И. С. Искусственный интеллект как инструмент современного искусства // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2021г., с. 55–59;
- Моргунова Е. А. Охраноспособность результатов художественного творчества, созданных с использованием искусственного интеллекта // Журнал «Пермский юридический альманах», 2019г., с.264–272;
- Пушкарёв А. В. Творчество и искусственный интеллект: постановка проблемы // журнал ВАК «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки», 2014г.,
- Хатамова Д. А. К вопросу о термине «художественный образ» // Журнал «Интернет-пространство как вызов научному сообществу XXI века», 2021г., с.43–45.