Патриот в добровольном изгнании | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Великие имена

Опубликовано в Юный учёный №6 (80) июнь 2024 г.

Дата публикации: 06.05.2024

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Осипова, Т. А. Патриот в добровольном изгнании / Т. А. Осипова, Ю. А. Саитова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 6 (80). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/young/archive/80/4456/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор исследует тему патриотизма в творчестве композитора Сергея Васильевича Рахманинова.

Ключевые слова : патриотизм, творчество С. В. Рахманинова.

Работа посвящена великому русскому композитору Сергею Васильевичу Рахманинову, 150-летию со дня рождения композитора. Рассмотрим жизнь и творчество С. В. Рахманинова в трёх ипостасях: «Человек с большой буквы», «Патриот», «Лирик-романтик».

Рахманинов — человек с большой буквы

С самого детства Сергей Васильевич обладал фантастической памятью (а родился будущий виртуоз в 1873 году в дворянской семье). Он мог легко исполнить по памяти произведение, даже если слышал его всего один раз. Будущий маэстро уже в пять лет начал планомерно заниматься музыкой, в возрасте 9 лет поступил в Петербургскую консерваторию, а спустя еще 3 года перевёлся в Московскую. Пример С. Рахманинова отлично иллюстрирует фразу о том, что великими не рождаются, а становятся. Гениальный музыкант Сергей Рахманинов, произведения которого так технично совершенны, посвятил музыке всю свою жизнь, и в этом кроется его талант. Помимо хорошей памяти композитор обладал еще одной уникальной особенностью, которую отмечали многие исследователи его жизни и творчества. Он мог легко охватывать на рояле сразу 12 белых клавиш, что было не под силу многим известным пианистам. В 1891 году Рахманинов окончил консерваторию как пианист, получив за свои заслуги золотую медаль, и спустя год — как композитор. Его дипломной работой стала опера «Алеко», созданная им всего за семнадцать дней. За свое сочинение он получил высочайшую отметку «5+». Образу человека с большой буквы созвучна его прелюдия до-диез минор. В 1892 году Сергей Васильевич впервые выступил перед публикой как пианист, с Прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества. Высказывание самого Рахманинова: «Я пытаюсь заставить музыку передавать просто и прямо то, что я чувствую во время сочинения. Если в моем сердце находится любовь, или горе, или религия — эти чувства становятся частью моей музыки». Его артистическая деятельность была поистине грандиозной и наложила сильнейший отпечаток на современный исполнительский стиль. Рахманинов всегда сохранял свою ярко выраженную творческую индивидуальность, свой неповторимый, прекрасны, «колокольный» голос. Это был голос России, глубоко и нежно любимой Родины. «Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего воображения, потому — это русская музыка». Эти слова принадлежат самому Сергею Васильевичу Рахманинову. Сказанные по-настоящему просто, прямо, с присущей ему честностью, они в полной мере отражают характер композитора, то, чем жил его гений, и то, что более всего остального волновало его душу.

Рахманинов-патриот

Судьба Сергея Васильевича сложна. В возрасте 44 лет он вынужден был покинуть Россию, и это стало причиной сильных, глубоких страданий. Находясь вдали от Родины, Рахманинов долго молчал как композитор. Глубина причины и трагическая, правда — в его собственном признании: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия не тревожимых воспоминаний»…

Когда началась Великая Отечественная война, Рахманинов крайне тяжело переживал трагедию Родины, стремился хоть чем — то помочь ей в это тяжёлое время. В 1941 году он передал в фонд Красной Армии более четырёх тысяч долларов (на эти деньги был построен самолет для армии) и в дальнейшем неоднократно направлял сбор с концертов в Советский Союз. «Это единственный путь, каким я могу выразить моё сочувствие страданиям народа моей земли» — писал он в советское консульство. «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить! Верю в полную Победу!»- Сергей Рахманинов. Напряжённая концертная и творческая деятельность сильно подорвала здоровье, и композитор, к сожалению, не дожил до победы. Черта, которая невидимой нитью объединяет все произведения Рахманинова — это любовь к Родине и связь с русской культурой. Не секрет, что именно образ родной земли занял центральное место в его творчестве. Самое удивительно, что Рахманинов не сочинял исторические произведения или программные, которые были связаны с исторической тематикой. Но это не помешало ему выразить всю глубину патриотических чувств в своей музыке. Еще одна отличительная черта Рахманинова — это лиричность.

Рахманинов-лирик

По природе дарования Рахманинов — лирик с открытой эмоциональностью. Для него характерно сочетание двух типов глубоко лирического способа высказывания: патетика, взволнованность и утончённость, озвучивание тишины. Лирика Рахманинова выражает любовь к человеку и природе и одновременно страх перед неслыханными переменами и мятежами. К лирическим произведениям композитора, конечно, же, относятся его романсы. Но мы сегодня вспомним его «Этюды-картины», или по-другому «tone pictures» (звуковые картины). Эти, по большему счёту поздние сочинения Рахманинова демонстрируют уже выработанный стиль и неповторимую, индивидуальную манеру художника, соединяя в себе наиболее яркие черты, присущие его музыке. В каждой «картине» очевидно, что Рахманинов пишет предпочтительно для собственных рук и безотказной быстрой аккордовой техники, являющейся столь для него характерной. Он всегда замечал, что получал сильные музыкальные импульсы от зрительных впечатлений. А впечатления эти, как правило, касались непосредственно его любимой Родины и её, удивительной красоты природы. Рахманинов был неразрывно связан с образами тех мест, где вырос и жил. Все семнадцать пьес, две из которых были опубликованы посмертно, наполнены ярчайшей по своей силе образностью. Все сочинения «переживаются» и «проживаются» слушателем непосредственно, проникая глубоко, и преображая его внутренний мир.

Творчество Рахманинова стоит особняком в мировой музыке XX века, его стиль остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве. Через все творчество Рахманинов проносит высокую духовность, верность и неизбывную любовь к Родине, олицетворением которой стало его искусство.

Литература:

  1. Аверьянова О. И. Отечественная музыкальна литература XX- начала XXI века Изд. Новое доп. и перераб. М.: Музыка, 2016
  2. Брянцева В. Н. Фортепианные пьесы Рахманинова. — М.: Музыка, 1966. — 206 с.: нот. ил.
  3. Василенко С. Я. Сергей Васильевич Рахманинов. 1873–1943: Краткий очерк жизни и творчества: Книжка для юношества. — Л.: Музгиз, 1961. — 107 с.: ил., нот. ил.
  4. С. В. Рахманинов на сайте «Музыкальный справочник»
  5. Сергей Рахманинов на сайте Проекта 1917
  6. С. В. Рахманинов по материалам старых газет и журналов
  7. C. В. Рахманинов в передаче «Лица истории»


Ключевые слова

патриотизм, творчество С. В. Рахманинова

Похожие статьи

Поэзия Ю. Друниной как зеркало исторических событий

В настоящей статье показано, что высокий духовный потенциал явился одним из ключевых факторов победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Место иностранного языка в педагогическом наследии А. В. Суворова

В статье рассматриваются основные аспекты педагогического наследия А. В. Суворова и место иностранного языка в системе военной подготовки суворовцев.

Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России

В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.

Тема детства в культуре России: на материале творчества Цезаря Кюи

В статье рассматриваются особенности воплощения темы детства в культуре России рубежа веков на примере наследия Ц.Кюи. В рамках статьи автор отмечает факторы, которые побудили представителей литературы и искусства обратиться к теме детства в своем тв...

Патриотическое воспитание посредством музыки

В статье автор поднимает вопрос патриотического воспитания дошкольников.

Тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина

В данной статье рассматривается тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина. Авторы статьи считают, что для поэта эта тема является одной из самых важных. Внутренние конфликты и терзания С. А. Есенина, касающиеся семьи и дружбы, напрямую отражаются в ...

Воспоминания В. И. Чуйкова: проблемно-тематический анализ

В статье автор, используя методы критического анализа источников личного происхождения, анализирует воспоминания Маршала Советского союза В. И. Чуйкова «Конец Третьего рейха».

Сталинградская битва. Политика памяти в России

В статье автор приводит разбор Сталинградской битвы и анализирует как она увековечена в нашем государстве.

Музыка как важное средство патриотического воспитания

В статье говорится о воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Эффективность исторического подхода в художественном обучении

О важности использования исторического подхода на занятиях академического рисунка. В статье рассматривается методическое наследие выдающихся художников-педагогов и их методические принципы обучения рисунку в вузе.

Похожие статьи

Поэзия Ю. Друниной как зеркало исторических событий

В настоящей статье показано, что высокий духовный потенциал явился одним из ключевых факторов победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Место иностранного языка в педагогическом наследии А. В. Суворова

В статье рассматриваются основные аспекты педагогического наследия А. В. Суворова и место иностранного языка в системе военной подготовки суворовцев.

Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России

В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.

Тема детства в культуре России: на материале творчества Цезаря Кюи

В статье рассматриваются особенности воплощения темы детства в культуре России рубежа веков на примере наследия Ц.Кюи. В рамках статьи автор отмечает факторы, которые побудили представителей литературы и искусства обратиться к теме детства в своем тв...

Патриотическое воспитание посредством музыки

В статье автор поднимает вопрос патриотического воспитания дошкольников.

Тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина

В данной статье рассматривается тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина. Авторы статьи считают, что для поэта эта тема является одной из самых важных. Внутренние конфликты и терзания С. А. Есенина, касающиеся семьи и дружбы, напрямую отражаются в ...

Воспоминания В. И. Чуйкова: проблемно-тематический анализ

В статье автор, используя методы критического анализа источников личного происхождения, анализирует воспоминания Маршала Советского союза В. И. Чуйкова «Конец Третьего рейха».

Сталинградская битва. Политика памяти в России

В статье автор приводит разбор Сталинградской битвы и анализирует как она увековечена в нашем государстве.

Музыка как важное средство патриотического воспитания

В статье говорится о воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Эффективность исторического подхода в художественном обучении

О важности использования исторического подхода на занятиях академического рисунка. В статье рассматривается методическое наследие выдающихся художников-педагогов и их методические принципы обучения рисунку в вузе.

Задать вопрос