Влияние книги «Над пропастью во ржи» на подростка | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №5 (8) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 05.10.2016

Статья просмотрена: 2683 раза

Библиографическое описание:

Зайцева, К. В. Влияние книги «Над пропастью во ржи» на подростка / К. В. Зайцева, С. Н. Ширяева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 5 (8). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/8/559/ (дата обращения: 16.11.2024).



Книга «Над пропастью во ржи» Джерома Дэвида Сэлинджера нацелена на подростковую аудиторию, а почему не на взрослую? В центре романа находится подросток Холден Колфилд — «Я», от лица которого и ведется повествование. История не рассказывает нам о чем-то необычном или захватывающем, по крайней мере, слегка необычные будни школьника, в то время их не назовешь занимательными. Предисловие гласит, что эта книга: «Вдохновляла многие молодежные поколения начиная от битников и хиппи до представителей современных радикальных молодежных движений». И сразу же назревает вопрос, чем эта книга могла покорить подростков в Америке на долгие поколения?

Начав ее читать, я думала, что она поможет мне разобраться в себе. Изначально я полагала, если эта книга предназначена для подростков, то вмещает какие-нибудь поучения, наставления или вообще меняет взгляды на мир. Сэлинджер открыл всему миру главную проблему подростков, самую актуальную: нежелание мириться с тем, чего от них хотят взрослые. Холден — отчаянный бунтарь, который не собирается мириться с общепринятыми правилами и нормами, типичный подросток. Холден понял некую закономерность: если ты рассуждаешь или ведешь себя, как ребенок, взрослые начинают тебя поучать. А если ты говоришь сдержанно, по теме, то взрослые тебя и не замечают, как будто «ты уже большой, и нечему уже тебя учить, сам познал жизнь», из этого он сделал вывод, что взрослые «…вообще ни черта… не замечают» [1, с. 16].

Если сравнивать два поколения: Сэлинджера и нынешнее, то, несомненно, подростки не изменились, несмотря на разное время и местоположение. XX или XXI век, подростки или взрослые, они в каждом времени, но у каждого поколения будет что-то свое, особенное. Возможно, сначала ничем непримечательное, но затем поразительное. Например, хиппи — это люди, пытающиеся жить по собственным правилам, жить своей жизнью, а не по модели, заготовленной родителями. Стать тем, кем ты видишь себя, а не тем, кем был твой отец. Стать не консультирующим юрисконсультантом, а личностью. Человеком, который добьется всего сам, не полагаясь на чужие силы.

Сэлинджер открыл главную подростковую проблему, и пусть о ней все знали, но все же не подозревали, что она настолько глубока. Каждый родитель сталкивался с проблемой того, что его ребенок не хочет то или иное делать и понятия не имеет, чем будет заниматься по жизни. Но поверьте, что ребенок мучается так же, как и родитель. Только его борьба связана не с вами, а с ним самим. Внутри его дерутся два хищника, и как бы вы не старались помочь ему, пока он не скажет «СТОП» своей борьбе, она не остановится. Подросток сам не способен принимать рациональные решения, и доколе он не станет осознавать, что он не справляется, ему не помочь. Мне, как подростку, очень это знакомо. Сколько раз родители пытались помочь мне с выбором, и я все равно поступала по-своему, хотя и прислушивалась к их советам. Сэлинджер в своем романе тоже ведет эту борьбу, но у него она проявляется не только внутри его самого. С одной стороны, Колфилд, как мальчишка, безбашенный и импульсивный, но с другой стороны, он глубоко чувствующая натура. Он умеет любить, но боится ошибиться в людях. Поэтому он всегда при знакомстве с людьми показывает себя не с лучшей стороны — мальчиком, которому наплевать на всех. Но больше всего в нем меня поразило, то, как он любит сестренку: нежно и чутко, жизнь за нее отдаст, это совершенно не подходит под его роль бунтаря, но именно мысли и диалоги с Фиби наполняют этот роман чем-то необычайно милым и сглаживают все «плохие» поступки Колфилда.

Что помогло Сэлинджеру добиться максимального сходства подростка в реальности и подростка в романе? Мне кажется, что, во-первых, Сэлинджер основывался на собственно опыте, а во-вторых, он добавлял некоторые моменты, которые могли совершить только подростки. Порой в романе происходит что-то иррациональное, и это странное взрослые ни за что бы ни сделали, а вот подростки запросто. Возникает ощущение, что взрослые не способны действовать спонтанно, это для них запрещено. Все должно идти по расписанию − по уставу. А вот подросткам все равно на устав и, если что-то запрещено, то это еще не проверено. Ведь на один запрет найдется человек десять, которые проверят этот запрет на прочность, и если он выдержит, то может быть, они послушаются, но навряд ли. Каждый подросток будет рад проверить любое правило, не в смысле придерживаться, а наоборот опровергнуть, сделать «шиворот- навыворот». Для взрослых правила предполагают строгий и ответственный вид, а для подростков шанс показать себя более «крутым» или важным, похвастаться перед девчонками.

Сначала у меня была неприязнь к главному персонажу, ведь зачем Колфилд все время пьет и курит? И хотела высказать собственную точку зрения на этот вопрос, что это отвратительно выглядит и плохо влияет на организм, но если посмотреть на это со стороны, пусть даже со стороны философии, то я могу даже привести некоторые ЛОГИЧЕСКИЕ оправдания:

‒ чем взрослее ведет себя ребенок, тем меньше на него обращают на него внимания и, соответственно, он может делать все, что ему хочется без надзора взрослых.

‒ доказать окружающим, что владеет своею жизнью, и он распоряжается её, как хочет он.

‒ для мальчиков быть грубым, настойчивым, рискованным и уверенным − нормально, этим они и привлекают девочек. Но порой они могут переходить черту, тем самым отталкивая людей вокруг себя. Сложно, правда? С одной стороны, они должны придерживаться имиджа, но также нельзя переусердствовать, ведь это может обидеть или даже оскорбить человека.

Как личность, Холден разнообразен, если так можно сказать о человеке. Я начала понимать Холдена лишь к концу произведения, когда произошел диалог между ним и его сестренкой Фиби. Их разговор меня затронул за живое настолько сильно, что я была готова перечитывать эту главу снова и снова. Это было настолько искренне, настолько с любовью, что я вам признаюсь, прослезилась, было это от избытка эмоций или просто от счастья за них, я даже не знаю. Колфилд, когда укладывал Фиби спать, заплакал, это был именно тот момент, когда любовь настолько сильна, что появляется ощущение, что вот ты выйдешь из этой комнаты и все, твое сердце «остановится». Любовь между братом и сестрой строится не на авторитете, а на искренних чувствах и эмоциях, на пережитых моментах радости и горя. Дружба и любовь сестры и брата проверяется на долгих годах проживания вместе, возможно, даже в одной комнате. И эта проверка серьезней проверки друзей на «прочность». Брат всегда поддержит сестру, независимо от того, что думают родители. Я полагаю, что этот диалог меня так растрогал, потому что когда я была младше, намного младше, я не находила общего языка со старшим братом, ведь ему приходилось нянчиться с сестрой в то время, как он мог погулять с друзьями или поиграть в компьютер. С течением времени, я осознала, что буду рада ему, как маленький ребенок, ведь это мой старший брат, который такой взрослый, но все равно не забывает меня и готов отложить свои дела, чтобы помочь мне с какой-то незначительной вещью. Расстояние открывает глаза и усиливает чувства. Мне кажется, что именно поэтому Холден Колфилд, находясь в разных школах далеко от своего дома и от своей сестры, так нежно и трогательно любил ее, ведь она была единственной, кто не лгал ему, и кого он по-настоящему любил и не скрывал этого. Ради нее он готов горы свернуть, открыть ей весь мир, чтобы она шла по жизни, ничего не боясь и не падая, ведь он идет впереди и прокладывает ей путь.

Этот роман принадлежит к жанру реализм, значит, что все происходящее могло быть на самом деле. Представьте, что жил мальчик в 50-х годах XX века, который проживал точно такую же жизнь, как Холден Колфилд. Он был странным по сравнению с остальными мальчиками, ведь ему были важны чувства, ощущения людей вокруг него, ему было не все равно. Он замечал некоторые детали в людях, на которые бы никто не обратил внимание, если ему не было дела. Как, к примеру, мальчик, который был неряхой или на пропажу уток на зиму из Нью-Йоркского парка, ведь на такие мелочи никто и никогда не обращает внимание. Он чуток, сдержан, любопытен. Но все же есть в нем что-то противоречивое, то, что его подталкивает подшучивать над другими, ругаться с другом и даже драться! Хотя это не противоречие, а скорее инстинкт мальчика, так как чуткость больше свойственна девочкам, чем мальчикам. У него есть сестра, которую он любит больше всех, кажется, для мальчика-брата немного было бы стыдно за это, но ему это не важно, ведь это его сестра, тем более у неё после смерти младшего брата Алли осталась лишь одна надежда − на старшего брата, и она не будет напрасна. Мальчики только с возрастом осознают, как дороги могут быть родные. Ведь когда учишься и находишься в школе, всегда найдутся люди, которые могут навредить тебе.

До того, как я стала сравнивать себя и Холдена, прошло множество глав и борьбы во мне, я поначалу даже и не думала об этом, но потом решила поискать и в себе минусы, и они нашлись. Вот еще одна проблема подростков, что они всегда сопоставляют себя с окружающими и не думают о том, что этот человек мог сделать для того, чтобы поменять свое мировоззрение или перестать обращать внимание на людей, которые его не стоят. Зачем рассуждать разумно, если можно просто сделать это. Да, мы бываем вспыльчивы, несносны, порой даже и нам надоедает быть такими, временами нам тоже необходима ласка, нежность и чуткость. Это сглаживает все острые углы, образовавшиеся во время перемен настроений, проблем в школе и предательствами друзей, а от мысли, что в этом и заключается смысл жизни, становится еще хуже. Вот именно этот «подростковый период» можно считать одним из самых спонтанных, бесстрашных моментов в жизни каждого человека. Бывает, что этот момент затягивается. Даже проявляется зависть, что мальчики постоянно поступают, как им вздумается, а девочкам приходится все обдумывать, а иногда хочется бросить все и пойти погулять вместо уроков, но «голос разума» внимает к совести.

Прочитав эту книгу, вы можете и не понять смысл, но только лишь с годами, когда вам придет в голову мысль перечитать ее, вы поймете, что она все-таки повлияла на вас, и пусть вы этого не ощутили. Эта книга может, и не помогла мне, но она точно сделала меня ближе к моему брату, послужила опорой в борьбе с негативными мыслями, связанными со словом-подросток и выходящими из него последствиями.

Сэлинджеру удалось захватить сердце каждого подростка, который прочитал этот роман. Возможно, он не смог помочь подросткам с проблемами, но зато вдохновил нас на то, чтобы мы не стыдились и не боялись быть подростками. Каждый был таким, и каждый став взрослым, необязательно пошел по стопам отца, а все же он нашел в себе силы и отправился долгой трудной дорогой, которая, к счастью, приведет его в лучший мир, существующий исключительно для него. И это значит, что Холден Колфилд все-таки пошел тем путем, которым он хотел, и теперь сторожит у пропасти во ржи, чтобы каждый подросток шел за своим сердцем, а не за деньгами или властью.

Литература:

  1. Над пропастью во ржи/ Дж.Д. Сэлинджер; [пер. с англ. Р. Я. Райт-Ковалевой].- Москва: Издательство «Э«, 2016.- 272с.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, взрослый, жизнь, мальчик, эта, старший брат, борьба, время, книга, родитель.


Задать вопрос