Знание — сила (Scientia potentia est) на примере фильма «Интерстеллар» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №9 (72) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 10.09.2023

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Килин, И. И. Знание — сила (Scientia potentia est) на примере фильма «Интерстеллар» / И. И. Килин, А. А. Санников. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 9 (72). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/young/archive/72/3908/ (дата обращения: 17.12.2024).



Научные знания формируют фундамент человеческой цивилизации и обеспечивают её развитие. Благодаря научным исследованиям человек получает возможность решать актуальные вопросы современности, ставить новые задачи, направленные на улучшение жизни. Наука — это не самопроизвольная область, открытия делают люди, которые создают наукоемкую технологическую реальность. На заседании школьного дискуссионного клуба мы обсуждали проблему знаний, науки и для характеристики образа ученого и исследователя определили такие черты как: гениальность, трудолюбие, изобретательность, дальновидность, мечтательность, нетривиальность.

Сегодня мы наблюдаем интенсивное развитие массовой культуры, где широко представлена деятельность ученых, что способствует формированию представлений, ценностных суждений о научном знании, их значении для мира, развития человека. При этом научные деятели стали активно участвовать в производстве продуктов массовой культуры. Фильм «Интерстеллар» (Межзвездный) связан с Кипом Торном, нобелевским лауреатом по физике, исследующего гравитационные волны. Этот фильм, с одной стороны, является художественным произведением, а, с другой, полностью соответствует теории и законам современной астрофизики, поэтому с большим интересом был воспринят профессиональными физиками и астрофизиками, включая таких популяризаторов знания как Стивен Хокинг и Митио Каку, что подтверждает его научность. Отметим ещё такую деталь: доступ к трейлеру фильма «Интерстеллар» требовал показать некоторые знания со стороны зрителя, на официальном сайте фильма требовалось ввести комбинацию цифр, получив её, глядя на созвездие в звездном небе. После выхода фильма в 2015 г. издательство «Манн, Иванов и Фербер» выпустило перевод книги К. Торна «The Science of Interstellar» под названием «Наука за кадром: Интерстеллар» (тираж 3000 экземпляров). В книге объясняются такие понятия как: гравитация, черные дыры, пятое измерение и др. Получается обратный процесс, обычно экранизируют уже готовые книги. Это не первый научно-популярный труд К. Торна, но именно она в результате выхода фильма стала более популярной у читателей. В 1994 г. Под его авторством вышла книга «Black Holes and Time Warps: Einstein's Outrageous Legacy», на русском языке вышла в 2009 г. в издательстве физико-математической литературы под названием «Черные дыры и складки времени: Дерзкое наследие Эйнштейна» небольшим тиражом (700 экземпляров) и не стала известной широкой аудитории. Прокат фильма «Интерстеллар» вызвал волну интереса к этой давней опубликованной работе. После прочтение у людей появляется желание пересмотреть фильм, как пишет в кратком отзыве один из читателей: «Теперь думаю, где бы пересмотреть сам фильм».

«Интерстеллар» пример классической научной фантастики, представляющий взгляд в будущее, в котором, по словам свидетелей этих событий, планета словно устала терпеть присутствие людей — гибнут посевы злаков, пока не остаётся только кукуруза, повсюду грязь и пыль, да так, что без масок на улицу мало кто выходит, в воздухе увеличивается концентрация азота [1]. Человечество оказывается на грани выживания. Известно, что человек оказавшийся в критической ситуации, начинает проявлять определенные моральные качества своей личности. Перед нами будут делать выбор несколько ученых, решение которых будут иметь разные последствия.

Таким образом, Кип Торн — ученый-физик, который в современных условиях естественно-научное знание сделал достоянием большого числа неспециалистов, включая тех, кто вовсе не интересовался наукой. Качественная медиатизация естествознания без погони за ложными сенсациями и нужна для того, «чтобы такие гуманитарии, как я, наконец-то поняли что-то в теории относительности и астрофизике», как пишет в отзыве один из зрителей и читателей произведений К. Торна. На наших глазах происходит размывание границ между специальным и универсальным знанием, соединение элитарной и массовой и культур [11].

Первый аспект знаний связан с экологией и решением возникших проблем:

— с одной стороны отказ от технологий в пользу развития аграрного сектора, с другой тайная работа над проектом спасения;

— общество должно отказаться от технологий во имя спасения или медленной смерти (главный герой рассказывает в школе о смерти жены, которую можно было спасти при наличии оборудования; школа это уже не место поиска и открытий, так Мёрфи получает отстранение за обсуждение космоса);

— Том обрекает свою семью на смерть, отдав решение принимать стихии, отказываясь от спасения из рук ученых. Ценно не знание само по себе, а осознание себя транслирующей силой.

Таким образом, с одной стороны наука направляет все свои силы на сохранение природы и биоразнообразия на планете, осуществляет практическое применение знаний для снижения загрязнения окружающей среды и климатических изменений, осуществляет поиск возможных альтернатив, с другой берет на себя удар общественного осуждения и неприятия даже при условии благого намерения [2].

Именно знание позволяет выживать в экстремальных условиях, управлять ресурсами и развивать устойчивые системы для обеспечения продовольственной безопасности, совершенствовать технологии и новые знания для преодоления глобальных вызовов, таких как голод, бедность и пандемии.

Рассмотрим отношение героев к знанию.

«Мёрф, хочешь научный подход? Не говори мне, что боишься призраков, копай глубже, собери данные, проанализируй их, разберись что к чему и представь своё заключение».

Бывший пилот, живущий фермером, не скрывает свою страсть к технике, а называет себя инженер. Купер ценит практическое знание и умение решать реальные проблемы. Он далёк от религиозных речей отца и также близок к науке, а дочь называет в честь физического закона, надеясь, что его мир по-прежнему существует.

«Нам всегда было свойственно преодолевать невозможное... Мы вспоминаем эти моменты. Моменты, когда мы осмеливаемся стремиться к невыполнимому, сокрушать барьеры, дотягиваться до звёзд, объяснить необъяснимое. Мы гордимся этими достижениями. Но мы всё растеряли. Может, мы просто забыли, что значит быть первооткрывателями, что мы лишь в начале пути, что наши величайшие свершения ещё впереди, что наша судьба — стремиться ввысь».

Мёрфи Купер — очень умная и талантливая девочка. Она увлекается наукой, особенно астрономией и физикой, и стремится понять законы вселенной. Мёрфи полагает, что знание является ключом к выживанию и спасению человечества. Она изучает высшую математику, чтобы понять теорию гравитации, что играет важную роль в фильме. «Ты говорил, что наука признаёт, что мы многого не знаем».

Томас — сын Купера, который не проявляет особого интереса к научным знаниям. Он скептически относится к работе отца и выбирает более практический подход к жизни. Томас считает, что знание может быть полезным, но в конечном итоге важнее действовать и обеспечить свое выживание сейчас, а не полагаться на теории и эксперименты.

Не уходи смиренно, в сумрак вечной тьмы,

Пусть тлеет бесконечность в яростном закате.

Пылает гнев на то, как гаснет смертный мир,

Пусть мудрецы твердят, что прав лишь тьмы покой.

И не разжечь уж тлеющий костёр.

Не уходи смиренно, в сумрак вечной тьмы.

Do not go gentle into that good night,

Old age should burn and rave at close of day;

Rage, rage against the dying of the light.

Though wise men at their end know dark is right,

Because their words had forked no lightning they

Do not go gentle into that good night.

НАСА как организация — ученые НАСА понимают, что знание и научные исследования необходимы для радикально новых открытий и разработки спасательных миссий. Они основывают свои действия на теориях и предсказаниях, чтобы найти новые планеты для переселения человечества и разработать планы спасения. От их знаний и научных расчетов зависят судьбы миллиардов людей.

«Человечество родилось на Земле, но не обязано здесь умирать».

Мнение героев отражается на их жизнях, так как формируют их цели, приоритеты и способы принятия решений. Отношение к знанию влияет на пути развития персонажей и их выборы в критических ситуациях. Пересечение различных точек зрения на знание создает конфликты и раскрывает разные аспекты философии науки и значения знания в обществе.

В фильме «Интерстеллар» знание представлено как двойственное явление. Одновременно оно может быть спасительным фактором и губительным. Знание влияет на отношения героев, создавая противоречия и конфликты. Купер пытается воспитать свою дочь Мёрфи в области науки, внушая ей веру в спасение человечества через знания. Знание в данном случае является не только данностью и талантом, но и приобретенным качеством Мёрфи, которое она развивает и применяет в дальнейшей жизни. Однако герои фильма также сталкиваются с противоречивостью знаний и их ограничениями, ведь далеко не всегда наука и знания могут предугадать и решить все проблемы.

Фильм «Интерстеллар» показывает, что знание является мощным инструментом, способным как спасти, так и уничтожить. Он поднимает актуальные темы экологии, выживания и важности знаний. Через героев фильма авторы показывают различные взгляды на знание, его ценность и влияние на жизнь и судьбу людей. Фильм вызывает задуматься о том, какое значение придаем знаниям в нашей жизни и как они могут повлиять на будущее нашего общества и планеты. Поэтому можно сделать вывод, что знание — действительно сила, которая имеет огромное значение для человечества.

Литература:

  1. «Интерстеллар» с точки зрения науки // Мир фантастики. — URL: https://www.mirf.ru/kino/interstellar-nauchnyfilm (дата обращения: 10.09.23).
  2. Кондаков И. В. Массовая культура: опыт теории относительности // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 5. С. 516–523.
  3. Соколова И. С. Естественные науки как часть повседневности: книги и фильмы// Текст. Книга. Книгоиздание. 2018. № 17. С. 5–17.


Похожие статьи

Модель концепта «мода» (на примере романа Э. Золя «Дамское счастье»)

Концепт «цвет» на примере философской категории У-син (черный и белый цвета)

Интертекстуальность на примере крылатых выражений из произведения Гёте «Фауст»

Время и Вечность как категории гностического учения в романе А. Старобинец «Первый отряд. Истина»

Тело — разум (Т. Нагель. «Что значит быть летучей мышью?»)

Образное содержание концепта «Женщина» (на материале произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди»)

Реальность сквозь призму фантастического как особенность рецепции детского сознания в книге А. Андерсона «Элизиум Аликс и монеты»

Концепт «цвет» на примере философской категории У-син (желтый, зеленый и красный цвета)

Концепт «智慧» (мудрость) в китайской лингвокультуре

Важность интертекстуальных элементов при анализе стихов (на примере стихотворения Риты Дав «Петрушка»)

Похожие статьи

Модель концепта «мода» (на примере романа Э. Золя «Дамское счастье»)

Концепт «цвет» на примере философской категории У-син (черный и белый цвета)

Интертекстуальность на примере крылатых выражений из произведения Гёте «Фауст»

Время и Вечность как категории гностического учения в романе А. Старобинец «Первый отряд. Истина»

Тело — разум (Т. Нагель. «Что значит быть летучей мышью?»)

Образное содержание концепта «Женщина» (на материале произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди»)

Реальность сквозь призму фантастического как особенность рецепции детского сознания в книге А. Андерсона «Элизиум Аликс и монеты»

Концепт «цвет» на примере философской категории У-син (желтый, зеленый и красный цвета)

Концепт «智慧» (мудрость) в китайской лингвокультуре

Важность интертекстуальных элементов при анализе стихов (на примере стихотворения Риты Дав «Петрушка»)

Задать вопрос