«Мы прошли этот маршрут вместе!»
Наше небольшое путешествие обернулось заинтересованностью в изучении озер и их обитателей. Превратив обучение в путь собственного исследования, моя цель, как педагога, помочь ребенку освоить важные и действенные инструменты исследовательской деятельности. Ребенок, вовлеченный в систему учебно-исследовательской деятельности приобретает опыт универсальной деятельности, развивает самостоятельность и устремленность в поставленных перед собой целях. Не стоит забывать и о влиянии природы в пробуждении в ребенке первооткрывателя, исследователя мира полного тайн именно для него. Ребенку необходимо пройти свой, именно свой, путь исследователя. Роль педагога заключена в выполнении функций координатора, партнера и помощника в исследовательском поиске. Неся на себе ответственность педагога стремлюсь раскрывать в ребенке способность видеть «удивительное в обыденном», быть терпимым к ошибкам ученика, допускаемым им в попытках найти собственное решение, организатором «полевых» исследований и наблюдений.
Введение: Любое путешествие будет более увлекательным, если делаешь свои маленькие открытия. Это стало моим девизом в путешествии по замечательным просторам Олекминского района. Материалы, собранные во время поездки послужили основой моего исследования. Сегодня я понимаю, что мой проект потребует от меня достаточно терпения, времени и усилий. Но со мной рядом есть люди, которые меня в этом поддержат.
Актуальность: Я видела трофеи рыбаков. Среди выловленной рыбы была и щука. Но каждый раз рыбаки отмечали, что размеры щуки в разных озерах разные. Где-то можно поймать крупную щуку, а где-то ловится только мелкая рыба. Можно задастся вопросом – «оказывает ли влияние условия жизни в озере на внешний вид и размеры щуки?» Для меня это стало важным, полагаю нужным для людей, и послужило основой моего изучения щуки озер Большой и Малый Сордонох.
Объект исследования: Пойменные озера Большой и Малый Сордонох.
Предмет исследования: Влияние места обитания на рост и развитие щуки.
Цель исследования: Определение продуктивности водоема на примере щуки обыкновенной.
Задачи:
- Выяснить особенности происхождения и гидрологический режим озер.
- Провести маркировку щуки озера Большой и Малый Сордонох.
Новизна: Получение данных о морфологических параметрах и динамике роста щуки оз. Сордонох. Выявление взаимосвязи размеров щуки с условиями местообитания.
Методы исследования: Исследование планируется проводить ежегодно в течение 5 лет для получения достоверных параметров роста и развития рыб, постоянно обитающих в озера Сордонох.Отлов производился с помощью спиннинга на блесну. Маркировка щуки проводилась при помощи пластиковой клипсы (место крепления – жаберная крышка). Фиксирование точек лова по GPS. Измерение размера рыбы при помощи сантиметровой ленты с точностью 0,1 см. Измерение веса щуки с точностью 0,1 грамма. Использование карт с разрешением 1 километрдля изучения общей картины гидрологической сети территории. Выбор озера, изучение особенностей происхождения озера и условия водообеспеченности проводилось во время полевого исследования. Условия позволяющие проводить такие наблюдения – расположение озера в пределах охранной зоны заповедника «Олекминский».
Материалы: Материалом для работы послужили данные, полученные в 2014 г.
Основная часть
Характеристика района исследований: Исследование проводилось в акватории озера Сордонох. Географическое расположение района привязано к территории Приленского плато. Образование озер Большой и Малый Сордонох произошло в результате зарастания старого русла реки и выравнивания основного русла р. Олекма [1].
Общая характеристика озер: Большой и Малый Сордонох находится на левом берегу р. Олекма, в 3 км от метеорологической станции Джикимда.
Рис. 1. Карта района исследования
Озера Большой и Малый Сордонох образованы в результате зарастания старого русла р. Олекма и выравнивания основного русла р.Олекма. Соединение с основным руслом происходит только в период полноводия. Сброс воды, происходит постоянно по малым проточкам. Пополнение воды в озере происходит за счет многочисленных ручейков и просачивания болота, расположенных по всей протяженности озера. Озеро со всех сторон окружено марями и многочисленными, соединяющимися между собой, озерцами.
Жизнь в озере: По первым признакам относится к эвтоторофным, богатое питательными веществами, по берегам заросшее и довольно мелкое, являются источником богатой органической жизни. Озеро достаточно активно выедается его обитателями [7].
Таблица 1
Схема пищевых связей водоема
Схема пищевых связей водоема может также меняться с течением времени: например, в молодом возрасте щука питается зоопланктоном, затем переключается на мальков рыб, а уже во взрослом возрасте взрослую рыбу [6].
Таблица 2
Примеры цепочек питания щуки
Общая характеристика щуки
Систематика:Принадлежит к подотряду «Щуковидные» (Esocoidei), Семейство «Щуковые» (esociaioe), Вид – щука обыкновенная.
Описание щуки: Форма тела ее удлиненно-брусковатая (стреловидная). Спинной и предхвостовой плавники перемещены ближе к хвостовому. Широкий и мощный хвостовой плавник, вместе со спинным и предхвостовым, дают щуке возможность при волнообразных движениях задней части туловища и при ударах хвостом делать мгновенные и сильные броски вперед. Тело ее покрыто мелкой чешуей и большим количеством слизи, также способствующей быстроте передвижения [3]. Голова и пасть крупная, что позволяет щуке заглатывать добычу, составляющую 30-40% от ее собственного размера.Плавательный пузырь однокамерный, приросший. Поведение щуки характеризуется как не стайного хищника. Она живет и охотится в одиночку. Бывает, что пролавливая метр за метром прибрежный тростник не удается даже увидеть выхода хищницы [4].
Размеры щуки оз. Сордонох: Результаты измерения размера и веса щуки представлены в таблице 3 в соответствии с номерами присвоенных меток, и указанием координат вылова. Вылов щуки проводился по всей протяженности озер. Точки отлова щуки фиксировались устройством GPS, и отмечены на схеме (Рис.2). Все отловленные экземпляры рыб, после выполнения измерений и крепления меток, были выпущены в местах лова. Средние значения измерений выловленных рыб представлены в таблице 4.
Рис. 2. Схема GPS отлова щуки
Таблица 3
Результаты маркировки и измерения щуки озера Сордонох
№ маркера |
Вид |
Вес (грамм) |
Длинна (см) |
Координаты помеченных рыб (№ точки отлова по GPS и её координаты) |
1 |
Щука |
250 |
38 |
N59º 04’ 04.5” E121º 49’ 22.7” |
2 |
Щука |
1400 |
60 |
N59º 04’ 25.3” E121º 49’ 01.0” |
3 |
Щука |
1800 |
68 |
N59º 04’ 22.5” E121º 48’ 31.3” |
4 |
Щука |
2050 |
74 |
N59º 04’ 21.4” E121º 48’ 31.2” |
5 |
Щука |
150 |
32 |
N59º 04’ 30.0” E121º 48’ 25.7” |
6 |
Щука |
180 |
40 |
N59º 04’ 30.2” E121º 48’ 26.4” |
7 |
Щука |
1500 |
64 |
N59º 04’ 42.1” E121º 48’ 19.1” |
8 |
Щука |
800 |
52 |
N59º 04’ 47.6” E121º 48’ 16.3” |
9 |
Щука |
1112 |
58,5 |
N59º 04’ 55.6” E121º 48’ 14.4” |
10 |
Щука |
400 |
45 |
N59º 04’ 59.2” E121º 48’ 18.1” |
11 |
Щука |
200 |
40 |
N59º 04’ 46.2” E121º 48’ 22.1” |
Таблица 4
Параметры размеров щуки озера Сордонох
Средние значения |
Минимальные значения |
Максимальные значения |
|||
Длинна (см.) |
Вес (грамм) |
Длинна (см.) |
Вес (грамм) |
Длинна (см.) |
Вес (грамм) |
52 |
894,7. |
32см. |
150г. |
74см. |
2 кг.50г. |
Рис. 3. Рыба выпускается в месте отлова (на фото автор работы)
Выводы первого этапа работы:
- Образование озер Б. и М. Сордонох произошло в результате зарастания старого русла реки и выравнивания основного русла р. Олекма.
2. Водообеспечение оз. Сордонох происходит за счет пополнение воды в период многоводия р.Олекма, впадающих ручьев, дренажа почвы.
3. Щука обитающая в оз.Сордонох определена как щука обыкновенная. Выполнена маркировка 11 экземпляров щуки.
Литература:
- Летопись природы «Книга 1 – 1987год» часть 1.
- Атлас-определитель высших растений, 1985 г.
- Атлас-определитель рыб, 1985 г.
- Жизнь животных, том 4 "Хрящевые и костные рыбы", 1983 г.
- Жизнь растений, том 6 "Цветковые растения", 1982 г.
- Агапов И. Д. Об избирательности питания рыб и рыбоводном значении щуки / И.Д. Агапов, И.Н. Абросов // Вопр. ихтиологии. 1967. – Т. 7.
- http://www.km.ru/referats/E7BCDC43F6304ABEBBE02A6ED97B69F5