Вода доставляет в клетки организма питательные вещества (витамины, минеральные соли) и уносит отходы жизнедеятельности. Кроме того, вода участвует в процессе терморегуляции и дыхания. Для нормальной работы всех систем человеку необходимо как минимум 1,5 литра воды в день. Парадоксальный факт: вода необходима для жизни, но она же является и одной из главных причин заболеваемости в мире. Опасность употребления некачественной воды может быть микробиологической: вода в природе содержит множество микроорганизмов, некоторые из которых вызывают у человека тяжелые заболевания, такие, например, как холера, тиф, гепатит или гастроэнтерит. Загрязнение воды может быть и химическим. При этом последствия употребления грязной воды могут наступить как немедленно, так и через несколько лет. Кроме того, вода должна быть не только чистой, но и вкусной. Напрашивается вывод, что без воды наше существование невозможно. А без хорошей воды невозможно хорошее существование.
Но какую воду мы с вами пьём? Я выбрал эту тему потому, что мне стало интересно какую воду лучше использовать для питья без вреда для своего здоровья.
Цель: Изучение физических свойств воды, химических показателей.
Задачи:
- Овладеть простейшими методами анализа воды.
- Освоить навыки ведения экспериментальных наблюдений и оформление результатов.
- Научиться анализировать полученные данные и делать выводы.
Изучив литературу по данной проблеме, мне стало очевидно то, что все авторы не рекомендуют использования озерной воды без предварительной очистки. Так ли это?
Гипотеза: использование озерной воды без предварительной очистки может нанести вред организму.
При выполнении данной работы нами были использованы следующие методы:
Наблюдение даёт возможность описать физические объекты и явления. Были проведены наблюдения за постановкой опытов для определения свойств воды.
Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. Проводилось сравнение разных образцов воды.
Опыт — воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Проводились опыты, с помощью которых мы выявляли изменение свойств воды в зависимости от образца.
Анализ — исследование путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей свойств воды. Был проведён сравнительный анализ опытных образцов воды.
Индукция — способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Данные, полученные в ходе опытов и наблюдений, анализировались и обобщались.
Обобщение — общий вывод, выражение основных результатов в общем положении. Мы обобщили полученные данные о свойствах воды и сделали соответствующие выводы.
Воздействие качества воды на здоровье человека
Качество воды определяется с помощью показателей, которые подразделяются на: физические, химические и санитарно-бактериологические.
К физическим показателям воды относятся: температура, запах, привкус, цветность, мутность, прозрачность, электропроводность.
К химическим показателям относятся: водородный показатель (рН), окислительно-восстановительный потенциал, общая минерализация (сухой остаток), жесткость, кислотность, щелочность, окисляемость, микроэлементы, ионный состав, радиоактивные вещества.
К санитарно-бактериологическим показателям относятся: микробиологические и паразитологические.
Мы взяли три разных образца воды и попробовали выяснить, какая вода в озерах лучше:
- Озеро «Мадан»
- Озеро «Эльгэн».
- Озеро «Даркылаах».
Опыт № 1. Определение цвета воды
Берём пробирку и наливаем в неё по очереди каждый из образцов и с обратной стороны приложим к ним лист бумаги.
|
Мадан |
Даркылах |
Эльген |
|
бесцветная |
бесцветная |
Мутная, при нагревании окраска стала желто-бурого цвета |
Вывод: образцы озера Мадан и Даркылах прошли это испытание, а вот вода из озера Эльген непригодна для питья.
Опыт № 2. Определение запаха воды
Необходимо определить запах воды. Для этого нужно будет нагреть воду до 50–60С, для этого нам понадобится термометр. Когда вода будет нагрета, при помощи вращательных движений определили запах.
|
Мадан |
Даркылах |
Эльген |
|
Запах имеется (запах болота) |
Нет запаха |
Запах имеется |
Опыт № 3. Определение РН-фактора воды
Определить PH-фактор воды. Мы налили в банки образцы воды и опускали лакмусовые бумажки. Потом оценили их цвет
|
Мадан |
Даркылах |
Эльген |
|
Цвет не изменился |
Цвет не изменился |
Лакмусовая бумажка посинела и на белой бумаге оставляет синий цвет, это значит, что в воде присутствует щёлочь. |
Вывод: 1,2,3 образец прошли испытания, а вот 4-тый нет.
Опыт № 4. Определение кислорода в воде
Определение кислорода в воде. Мы взяли 3 баночки и налили в каждую воду и оставили на сутки. На стенках ёмкости появились пузырьки, что означает наличие кислорода в воде, чем больше кислорода в воде, тем больше пузырьков
|
Мадан |
Даркылах |
Эльген |
|
Есть, но мало |
много |
нет |
Вывод: образец 3(Эльген) воды не содержит кислорода.
Опыт № 5. Наличие в воде органических примесей
Определение в воде органических веществ. В каждый образец нужно добавить раствор перманганата калия (марганцовки), и если окраска останется прежней, значит, что органических веществ воде не содержиться.
|
Мадан |
Даркылах |
Эльген |
|
Без изменений |
Без изменений |
Чуть-чуть посветлела. |
Вывод: 1,2 образец прошли испытание, а в 3-ом образце были обнаружены органические вещества.
Опыт № 6. Определение жёсткости воды
Определить жёсткость воды. У нас нет в наличии приборов, поэтому мы будем воду кипятить. При воздействии высоких температур будут осаждаться соли кальция и магния и будет образовываться накипь.
|
Мадан |
Даркылах |
Эльген |
|
Накипь отсутствует |
Накипь отсутствует |
Накипь присутствует |
Вывод: 3й образец не прошёл проверку.
Вывод
В результате проделанной нами работы мы делаем вывод, что лучше всех вода из озера Даркылаха. Она прошла все испытания, но такую воду постоянно употреблять нельзя т. к. в ней нет солей, которые нужны человеку. Лучше всего пить воду, очищенную через фильтр.
Литература:
- Ахметов Н. С. Неорганическая химия. Учеб.пособие для учащихся 8–9 кл. шк. с углубл. изуч. химии. В 2 ч. Ч.1.-2 — е изд.-М.:Просвещение,1990.
- Большая энциклопедия школьника. Оксфорд/Пер. с англ. У. В. Сапциной, А. И. Кима,Т. В. Сафроновой и др.-М.:ЗАО»РОСМЭН-ПРЕСС»,2007.
- Гальперштейн Л. Я. Моя первая энциклопедия: Науч.-поп. издание для детей/Оформл. обложки А. М. Ефремова; Ил. М. Ф. Аверьянова, Ю. Г. Алутиной, К. Р. Борисова и др.-М.:ЗАО «Росмэн-Пресс», 2006.

