В статье авторы пытаются проследить как социальный эксперимент Марины Абрамович смог повлиять на перфоманс. В качестве примера представлены перфомансы: «Ритм 0», «Балканское барокко», «В присутствии художника».
Ключевые слова: перфоманс, эксперимент, Марина Абрамович, искусство, футуризм.
С развитием современного искусства, многие его жанры находились под пристальным вниманием и тотальным исследованием со сторон прессы, общественности и науки. По поводу многих жанров до сих пор идут споры: «является ли это искусством?» Не исключение и перфоманс, отделившийся как самостоятельный жанр лишь во второй половине ХХ века. Этот жанр трудно поддается изучению, так как негласные правила выступления создает сам художник. Наиболее привычной формой данного жанра принято считать перфоманс, в котором наравне с чувствами и эмоциональным настроем творца ставятся социальные проблемы, касающиеся автора и общества. Ключевой фигурой, сыгравшей роль в истории развития донесения такой формы представления данного жанра, по праву можно считать Марину Абрамович. Благодаря её вкладу, перфоманс приобрел вид не простого «провокационного искусства», а представления, главная суть которого была в проведении социального эксперимента не только над собой, но и над обществом. В этой статье методом исследования мы докажем, что Марина Абрамович внесла кардинальные изменения в искусство перфоманса.
Актуальность: в наше время перфомансы с каждым днем набирают свою популярность. Люди осуществляют их в разных формах и посвящают их разной тематике. На данный момент наиболее актуален перфоманс, отсылающий к военной тематике, он также известен как акционизм.
Гипотеза: благодаря новшествам, которые привнесла Марина Абрамович в современное искусство, перфоманс приобрёл вид социального эксперимента.
Цель: изучить новый вид перфоманса как социального эксперимента.
Задачи:
- Изучить понятие перфоманса;
- Рассмотреть истоки перфоманса;
- Изучить социальные эксперименты Марины Абрамович.
Перформанс — самая неоднозначная и провокационная форма искусства на сегодняшний день. Она ценится, в основном, в очень узких кругах знатоков, в то время как некоторая часть общества данный жанр до сих пор порицает и не признаёт. Так происходит потому, что перфоманс это не простой привычный зрительскому взгляду театральный скетч. В нём основную роль играет не продукт-результат творения, а процесс, место, время и замысел художника.
Сам перфоманс образовался в искусстве как отдельный жанр лишь в ХХ веке, однако предпосылками его появления, можно считать начало развития направления футуризма, документ, содержащий основную идеологию, которого впервые был опубликован в газете «Фигаро» Маринетти и имел название «Манифест футуризма». Основная суть: отвержение традиционного старого искусства, не способного вносить какие-либо изменения в мировое искусство, и создание нового и обновленного, которое создает новую историю, впитывает в себя начало эпохи индустриализации и прогрессирует.
Благодаря данному направлению, можно сделать вывод, что именно футуризм считался началом появления такого жанра как перфоманс. Изначально общественность не воспринимала живопись, стихи и другие виды искусства поколения футуристов, так как оно отображало не «прекрасное прежде всего», а «реальные чувства и формы восприятия и мировоззрения». Вследствие появления перфоманса, само представление соответственно считали сумасшествием, а не искусством.
Плодом развития футуризма и отдаленно напоминающего форму представления перфоманса, является появление дизайнерской школы и театра Баухаус в Германии, в котором объединились все жанры и формы искусства. Там впервые воочию можно было лицезреть танцевально-музыкальную постановку, у которой не было определенной концепции, идеи и результата. «Актеры не танцевали заученные движения, а выполняли их свободно, опираясь на собственные чувства. Данной техникой в будущем вдохновлялись сами творцы и создатели перфоманса» [1].
Характерной особенностью этого театра являются неординарные костюмы, больше похожие на случайный набор абсолютно не сочетающихся предметов. Реакция зрителей была ожидаема, когда вместо изящных костюмов, люди видели непонятные для зрителя того времени вещи, отражающие начало нового этапа в мировом искусстве, уходя и критикуя представления.
Переходя к творчеству Марины Абрамович стоит сказать, что для неё искусство — это постоянное движение вперед и создание новых форм перфоманса, а также пробы себя в чем-то новом [4]. В своей книге «Пройти сквозь стены. Автобиография» Марина Абрамович писала, что вместе с Улаем, своим мужем, она написала целый манифест, идею которого мы описали выше. Если переходить к зрительским реакциям, стоит отметить, что реакции и впечатления о перфомансах Марины Абрамович были неоднозначные. Сразу нельзя определить, что чувствовали люди, испытывали ли они симпатию, или же наоборот.
В её работе «Ритм 0», в которой ключевую роль сыграли сами зрители, побывав в роли участников, был вложен огромный смысл, местами не воспринятый общественностью. Благодаря этим факторам, можно сказать, что это был самый настоящий социальный эксперимент, проведенный не только над собой, но и над общественностью. Марина Абрамович привлекла внимание к таким темам как свобода человека, обнажение человеческого нутра и превращение человека в животного. Эксперимент был проведен в Неаполе в 1974 году. На стол было выложено 72 предмета от розы до кухонного ножа, тем самым зритель мог подойти, взяв любой предмет, и сделать с Мариной, как с объектом, всё, что захочет. Эксперимент начался доброжелательно: кто-то обнимал Марину, кто-то гладил по спине, но чем дольше длился перфоманс, тем больше люди чувствовали свою потребность в проявлении неограниченной свободы. После того как эксперимент закончился, она дала много интервью, где рассказала об атмосфере на площадке.
Еще одну работу «Балканское барокко» Марина посвятила антивоенной тематике. Эта тема её касалось особенно сильно, так как сама художница родом из Югославии. Во время перфоманса, который длился около 7 часов, Марина сидела на груде сырых костей, которые она маниакально отчищала, напевая песни бывшей Югославии и крича. Зрители проникались художнице и начинали сопереживать ей. Запах гнилой плоти, разносившийся на площадке, как никогда смог перенести зрителя в атмосферу фронта, который заполнен гнилыми трупами и телами еще живых людей. «Балканское барокко» стало одним из самых громких и репрезентативных перфомансов современности. «Марина Абрамович сумела посредством прямого и кровавого символизма объединить прошлое и настоящее и представить войну конца ХХ века в истории Европы и её ужасы» [3]. Стоит сказать, что искусство её перфомансов подвергли огромному сомнению, как профессионалы, так и любители, из-за поднятия подобных тем, а также формы представления самой работы.
В социальном эксперименте под названием «B присутствии художника» приняли участие около 11–15 тысяч посетителей музея, которым Марина смотрела на протяжении минуты в глаза. Этим перфомансом художница хотела погрузить зрителя в свою реальность и показать, что нужно жить не прошлым, не будущим, а сейчас. У всех наблюдателей была абсолютно разная реакция на происходящее: кто-то находил во взгляде Марины нечто удивительное, что ставило в тупик, некоторые плакали, находя в её глазах ответ, на так давно трогающий душу вопрос.
Марина Абрамович является одним из самых известных людей в сфере современного искусства, и искусства в целом. Её работами вдохновляются многие начинающие художники и простые люди. Один из них Александр Гамбаров, снимающий социальные эксперименты на свой ютуб-канал. В одном из своих видео Александр повторил эксперимент Марины «Ритм 0», назвав его «Делай со мной все, что захочешь». В процессе данного перфоманса люди также принимали участие, вновь обнажая свою животную натуру.
Сделаем вывод, что Марина Абрамович затрагивает такие важные для себя темы, что зритель начинает не только перенимать состояние автора на себя, но и переживать подобные ощущения вместе с творцом, если не в его теле. Как было сказано, Марина Абрамович всегда показывала такие сферы жизни, которые касались не только её как автора, но и как обычного человека, находящегося в обществе, соответственно зрителей данные проблемы тоже касались. Художница полностью стирала грань между зрителем и создателем на своих перфомансах. Это проявлялось как в духовном плане, когда человек на подсознательном уровне сопереживал автору, так и в практическом плане, когда тот же зритель мог выразить свои эмоции и проявить свою волю в выступлении художника. Тем самым она полностью изменила мир перфоманса, который имел вид не простого провокационного выступления, поменяв его в форму социального эксперимента, где главной функция зрителя заключалась не только в наблюдении, но и в психологической поддержке, и непосредственном участии в самом акте самовыражения, то есть перфомансе.
Литература:
- Берзанская М. Марина Абрамович в Лондоне: в чем смысл нового перфоманса художницы. «ZIMA Magazine»- [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://zimamagazine.com/2019/02/performans-mariny-abramovich/ (дата обращения: 10.10.2022) 1
- Бутеноп О. Абрамович Марина. «ARTУЗЕЛ»- [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://artuzel.com/content/abramovich-marina (дата обращения: 14.11.2022)
- Епифанова Е. Баухауз. История самого смелого учебного заведения ХХ века «LOSKO»- [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://losko.ru/bauhaus-history/ (дата обращения: 06.12.2022)
- Карась Л. Театральный перфоманс и перфомативный театр: где грань между двумя видами искусства. «Theory&Practice»- [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/18832-teatralnyy-performans-i-performativnyy-teatr-gde-gran-mezhdu-dvumya-vidami-iskusstva (дата обращения 04.11.2022)
- Первый манифест футуризма (1909) // Литературная газета.- 1909.- 20 февраля.- с. 1. (дата обращения 04.11.2022)
- Пределы контроля: Гид по опасному перфомансу. «LOOK AT ME»- [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.lookatme.ru/mag/archive/experience-interview/140445-predely-kontrolya-performans-na-grani (дата обращения 16.11.2022)
- Саймова В. «Балканское барокко» Марины Абрамович: история страны, рассказанная через перфоманс. «DEL’ARTE»- [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://delartemagazine.com/art/balkanskoe-barokko-mariny-abramovich-istoriya-strany-rasskazannaya-cherez-performans.html (дата обращения: 10.10.2022)