Рассмотрены теоретические подходы понимания понятий полноценная жизнь и ассертивность. Определены факторы влияния ассертивного поведения на формирование полноценной жизни личности.
Ключевые слова: полноценная жизнь, ассертивность, ассертивное поведение, личность
В современном мире люди все больше проникаются осознанием ценности собственной жизни, пониманию, что она дается один раз и прожить ее необходимо не «как получится», а по «настоящему». Да, каждого из нас, свои представления, как жить «полноценно, уверенно», и это нормально. Мы все уникальны, являемся симбиозом индивидуальных характеристик, биографий, жизненного опыта, личностных качеств, характеров.
В то же время изучением данного вопроса занимались многие исследователи, что позволяет сформулировать общие, для большинства людей, взгляды на «полноценную, уверенную жизнь» и способах ее достижения. Рассмотрим мнения наиболее авторитетных авторов.
По версии известного психотерапевта Карла Роджерса, «… такие выражения, как «счастье», «удовольствие», «блаженство», «удовлетворенность», не кажутся мне вполне подходящими для описания процесса, который я назвал «полноценной жизнью»». Анализируя свой опыт взаимодействия с клиентами, он рассматривает данное понятие, как «процесс движения по пути, которое выбирает человеческий организм, когда он внутренне свободен развиваться в любом направлении» [3, с.118]. Автор обозначает и характерные качества, которыми должен обладать человек, если он стремится к освоению этого процесса: открытость опыту (способность слышать себя, жить своими субъективными чувствами), стремление жить настоящим (избегать ограничения своего опыта требуемыми рамками, соответствующим предвзятым идеям), доверие к своему организму (избегать опоры на «установленные какой-то группой» принципы и правила поведения, доверять своей цельной организмической реакции на новые ситуации), полноценное функционирование (вовлеченность в процесс бытия). Человек должен сам определять наиболее эффективное направление действий, опираясь на собственные умозаключения. Верить в свои способности, формировать новые отношения, избегать конформизма (соглашательства под «давлением» группы), проявлять конструктивную агрессию в соответствующих ситуациях. Подводя итог, своим рассуждениям, К.Роджерс резюмирует: «Я убежден, что полноценная жизнь — не для малодушных. Она связана с расширением и ростом своих возможностей» [3, с.124].
Эти идеи созвучны и философу, психоаналитику Эриху Фромму, который считает, что человек, именно раскрывая свою самость, реализуя собственные индивидуальные качества, осознает и ощущает полноценность своего бытия. Восприятие каждой жизненной ситуации как возможностей для самореализации и раскрытия своих потенций, позволяет сделать жизнь насыщенной и ощутить себя целостно, быть полностью включенным во взаимодействие с окружающим миром, проживать житейские события осмысленно и полноценно [7, с.446]. Интересны и взгляды Э.Фромм на вопросы бытия и обладания. При «обладании», люди ошибочно предполагают, что самоосуществление тождественно самовыражению через вещи, которые стремятся приобрести, что ведет к саморазрушению и стагнации. Конечно, материальный достаток имеет значение в жизни, но в приоритете должно быть «бытие», когда человек выступает активным субъектом деятельности, продуктивно использует свои человеческие потенции, проживая действительно полноценную жизнь [8, с.400].
С точки зрения психиатра Виктора Франкла, антиподом полноценной жизни может выступать экзистенциальный вакуум, когда человек проживает внутреннюю пустоту в результате отказа от собственных смыслов и ценностей, жизненных целей. В этом состоянии человек закрыт от смыслов и в предоставленных ему возможностях не способен увидеть перспективы [6, с.366]. Люди могут иметь высокий социальный статус, материальное благополучие, но находясь в постоянном внутриличностном конфликте, ощущают пустоту своей жизни и постоянную неудовлетворенность проживаемыми событиями. Также, В.Франкл считает важным для человека, оставлять за собой свободу выбора, избегая конформизма (приспособленческой позиции в угоду «большинству») и тоталитаризма (бессмысленное подчинение другим, навязывающим свою волю). В противном случае, человек становится жертвой обстоятельств и других людей, лишая себя права на самоопределение и возможности нести ответственность за собственные поступки и жизнь в целом.
Аккумулируя ключевые идеи К.Роджерса, Э.Фромма, В.Франкла можем обозначить следующие тезисы: материальное благополучие, высокий социальный статус нельзя считать основой полноценной жизни; полноценная жизнь — это процесс, предполагающий определенные действия человека: жить осмысленно, обладать свободой выбора, проявлять инициативу, ставить цели, быть настойчивым, ощущать ответственность за свои поступки, развивать собственный потенциал, быть в ладу с окружающим миром; для возможности осуществлять выше обозначенные действия, личность должна обладать соответствующими качествами: самостоятельность, терпимость, целеустремленность, настойчивость, ответственность, независимость, толерантность, инициативность, уравновешенность, раскрепощенность и т. д..
Теперь, когда мы определились с понятием «полноценная жизнь», перед нами встает вопрос: Какой тип поведения является оптимальным, чтобы способствовать преображению нашей жизни в полноценную?
На наш взгляд, ответом может быть «ассертивный тип поведения». Рассмотрим данное понятие подробнее для обоснования своего мнения.
Ассертивность (от англ. assertiveness, assert — настойчивость, утверждать), по мнению психотерапевта Мануэля Смита, обозначает способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него [4, с.87]. «Ассертивность» как термин, предложил психолог Эндрю Солтер, который анализировал причины нерешительности своих клиентов. В разработанной им «условно-рефлекторной терапии» основное внимание уделялось необходимости полного и спонтанного выражение личных чувств, желаний и потребностей как условие расширения возможностей для самореализации и личностного развития.
Обычно, ассертивность рассматривается в сравнении с двумя другими формами поведения: пассивным, когда личность не проявляет должной социальной активности, что ведёт к разрушению её отношений с внешним и внутренним миром; и с агрессивным, когда эти разрушения происходят уже по её собственной воле, намеренно [9, с.3].
Клиническим психологом Арнольдом Лазарусом были определены основные привычки, характерные для людей с ассертивным поведением: способность открыто говорить о своих желаниях и потребностях; способность сказать «нет»; способность открыто говорить о своих положительных и отрицательных чувствах; умение устанавливать контакты, начинать, поддерживать и заканчивать разговор.
Исследователей вопроса, настолько увлекла тема ассертивности, что в научных трудах появились декларации прав ассертивной личности. Наиболее популярной, стала версия психотерапевта Мануэля Смита, который опубликовал ее в книге «Тренинг уверенности в себе»: Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия; Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение; Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей; Я имею право изменить своё мнение; Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки; Я имею право сказать: «я не знаю»; Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне; Я имею право принимать нелогичные решения; Я имею право сказать: «я тебя не понимаю»; Я имею право сказать: «меня это не интересует» [4, с.12–33].
Понятно, что у такого подхода появились и критики, которые обозначили необходимость помнить не только о своих «правах», но и знать «обязанности» в отношении окружающих. В противном случае, ассертивный тип поведения, может перейти «границы» и превратиться в агрессивный.
На сегодняшний день, определения ассертивности включают в себя понятия «отстоять свои права» и «уважать права других». Рассмотрим примеры: «Ассертивность — это способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям» [5, с.31]; «Ассертивный человек имеет право на реализацию потребностей своего «Я», но не ущемляя потребностей других людей. Ему не надо заботиться о защите своего «Я», он достаточно свободен в выборе целей и средств, так как ему не надо защищаться или самоутверждаться» [2, с.198]; «Ассертивность — это личностная характеристика, создающая предпосылки для демонстрации индивидом открытого целенаправленного поведения, определяющая возможность выстраивания социального взаимодействия на конструктивной основе, позволяющая смело выражать собственные чувства и убеждения, уверенно отстаивать свои права, осознавая и уважая интересы других людей» [1, с.12].
Резюмируя, отметим, что понятие «ассертивное поведение» отображает такие личностные качества, как уверенность в себе, инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость, толерантность, независимость в суждениях, самоконтроль, самостоятельность, независимость, открытость новому опыту.
Если провести параллели с ранее рассмотренными качествами личности, которые необходимы для полноценной жизни, то можем констатировать, что они идентичны, соответствуют ожиданиям исследователей к субъектам, которые могут преобразить свою жизнь до уровня «полноценная».
Подводя итоги, мы пришли к выводу, что ассертивность может считаться основой полноценной жизни личности, что может стать вдохновляющим мотивом для развития навыков ассертивного поведения. Результаты нашего теоретического анализа научной литературы, предполагают необходимость подтверждения полученных выводов экспериментальными исследованиями.
Литература:
- Воспитание ассертивности подростков: Научно-методическое пособие / Н. А. Медведева, Г. В. Остякова, Г. А. Яркова [и др.]. — Тобольск: ТПИ им. Д. И. Менделеева (филиал) ТюмГУ, 2022. — ISBN 978–5-6049122–0-1. — EDN UAGGNF.
- Прихожан А. М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М.: Тц «Сфера», 2000.
- Роджерс, Карл. О становлении личностью: Психотерапия глазами психотерапевта. Перевод М. М. Исениной под редакцией д. п.н. Е. И. Исениной. C.Rogers. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961. К.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», 1994. Терминологическая правка В.Данченко. К.: PSYLIB, 2004.
- Смит, Мануэль Дж., Тренинг уверенности в себе: [Комплекс упражнений для развития уверенности в себе] / Мануэль Дж. Смит; [Пер. с англ. В. Путяты]. — СПб.: Речь, 2000.
- Современный психологический словарь/под ред. Б. Г. Мещерякова, В. З. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
- Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.
- Фромм Э. Иметь или быть? К.: Ника-Центр, 1998.
- Хохлов А. А., Портнова А. Г. Ассертивный человек. Восхождение к себе. Очерки по психологии пассивного, агрессивного и ассертивного поведения. Екатеринбург: Издательство «Издательские решения», 2019.