Великие святые — защитники земли Русской | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №2 (65) февраль 2023 г.

Дата публикации: 05.01.2023

Статья просмотрена: 1821 раз

Библиографическое описание:

Охременко, И. А. Великие святые — защитники земли Русской / И. А. Охременко, Л. А. Кобзарева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 2 (65). — С. 177-180. — URL: https://moluch.ru/young/archive/65/3314/ (дата обращения: 24.11.2024).



Ключевые слова: православная вера, Русь, канонизация, защитники земли русской

С давних лет встать на защиту родной земли — это великая честь. В наше неспокойное время становятся актуальными вопросы: каким должен быть православный воин? Какими качествами он должен обладать? Что он может позволить себе по отношению к врагу, а что ни при каких условиях не должен допускать? Как сочетается православное мировоззрение и реальная жизнь защитников русской земли?

«Когда святой Иоанн Предтеча проповедовал крещение покаяния во оставление грехов, тогда он дал ответ представителям нескольких групп иудейского общества (…) Спрашивали его также и воины: “А нам что делать?” И сказал им: “Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем”" (Лк. 3, 10–14)» [1].

Таким образом, тема нашего исследования «Великие святые — защитники земли Русской». Цель исследования − выявить общее и различие в биографии святых воинов, чтобы понять причины канонизации.

Что может быть общего и между религией и войной? Одним из первых священников в истории, который сопровождал воинов, был Моисей, участвовавший в битве между израильтянами и племенами, населявшими Землю обетованную. Когда Моисей поднимал руки, то побеждали его войска, а когда опускал — враги. На Руси же всегда воинское братство сопровождали иконы со святыми, флаги с изображением Христа, а вместе с полками шли военные священники.

Чаще всего именно на войне люди приходят к осознанию веры, ведь считается, чем больше скорби, тем ближе Бог. «Студент института кинематографии Владимир Мокренко вспоминает: «Мой дядя видел во время войны Матерь Божию (…). Причем дядя был неверующим. Богородицу видела вся рота. Все упали на колени. Все уверовали. И дядя стал верующим»». [2].

Святые воины жили во все времена: начиная от Святого мученика Лонгина сотника (I век) до Преподобного Варсонофия Оптинского (1913). Моя работа посвящена нескольким из них: Илье Муромцу, Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Дмитрию Ушакову. Выбор не случаен: я постарался взять для анализа жизнеописание русских канонизированных воинов, которые жили в разное время, чтобы понять, что же их объединяет.

С детских лет мы знакомы с былинным героем Ильей Муромцем. Он охранял наши земли от половецких и татарских набегов, его подвиги прославлены в искусстве, но из моих знакомых никто не знал, что Илья Муромец внесен церковной властью в список святых в 1643 году, т. е. канонизирован. Видимо, в памяти людей он прочно закрепился в качестве героя фольклора. «Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец — это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в XII веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры» [3]. «В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: “Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом — яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением”» [4].

Родился Илья в 1143 году в центральной Руси, во Владимирской области, вблизи Мурома, в селе Карачарово. Точная дата его жизни не является исторически достоверной: приблизительно 12–14 века. «В документальных источниках имя Ильи Муромца впервые упомянуто в 1574 году» [5].

По былинам и антропологическим данным, Илья Муромец страдал параличом нижних конечностей, поэтому примерно до 30 лет не мог ходить. Одно из чудес, связанных с его именем, — исцеление. Трое старцев или странников подошли к нему и попросили испить воды, именно они и предсказали ему, что «смерть ему на бою не писана» [6]. Почувствовав силу в ногах, Илья отправился служить на благо Руси, став непобедимым защитником Земли Русской. При этом богатырь отпускал побежденных врагов, то есть был благородным и милосердным.

Самый знаменитый подвиг богатыря описан в былинах о Соловье-Разбойнике, который нападал на торговцев. Под предводительством легендарного богатыря была освобождена дорога к Киеву. Собирательный образ всех врагов-кочевников — Идолище Поганое, тоже был повержен Ильей.

«В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи, исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45–55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги» [6]. Но в то же время, есть версия, что погиб Илья не в монастыре, где провел свои последние годы, приняв постриг, а в сражении от колотой раны в сердце, когда защищал Киев от половцев, то есть он был воин-монах. Когда Илья принял постриг, а так делали часто воины, принимая сражения духовные, то поклялся не брать в руки оружие, но во время нападения половцев на монастырь, ему пришлось сражаться против врагов. «В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Умер он в возрасте 45–50 лет в результате «удара в сердце» [5].

В настоящее время он является заступником и святым покровителем ракетных войск стратегического назначения и войск специального назначения Российской Федерации, также преподобному Илии Муромцу молятся пограничные войска.

«Не в силе Бог, а в правде» — одна из известных фраз А.Невского, великого полководца. Эта фраза дает ответ на вопрос: «Почему был канонизирован великий князь Новгородский, Владимирский, Киевский, проживший часть жизни под именем Александр Ярославович, а вошедший в историю как Александр Невский, в отличие от других русских князей, снискавших немалую славу в борьбе против внешних врагов?»

Князь родился 13 мая 1221 года. Самые известные воинские подвига этого полководца: 15 июля 1240 года — Невская битва (оборона территорий северо-западной Руси от шведских войск), 5 апреля 1242 года — Ледовое побоище (битва с войсками Ливонского ордена). Получается, что главные победы были одержаны им до 22 лет.

«…было бы очень хорошо, если бы наши современные воины, по крайней мере те, кто задумывается о смысле жизни, о смысле защиты страны, о смысле боя за истину, чтобы они почитали все-таки в первую очередь тех, кто духовно противоборствовал неизмеримо сильнейшему и побеждал тем, что не отступал и являл Божью правду», — сказал профессор Свято-Филаретовского православного института Александр Копировский. Эти слова характеризуют А.Невского: благодаря ему Русь сохранила не только самостоятельность и государственность, но и православную веру. Как и многие народы Восточной Европы Русь могла бы быть поделенной на части и оказаться под влиянием других государств или исчезнуть с лица земли, так как после разорительных набегов монголо-татарами наше государство испытывало тяжелейший период. В этот момент Папа Римский и попытался насадить католическую веру, так как обещал оказать помощь против татар. Но князь был не только полководцем, но и искусным дипломатом: он не только отстоял православную веру, но и в 1261 году в Золотой Орде была создана епархия Русской Православной Церкви, первая за территорией Руси.

Вера в православие как духовную опору народа позволила ему добиться невероятного: благодаря дипломатическим данным он помог оправиться стране против разорений татарами, выплачивая огромную дань, освобождая взбунтовавшихся князей, пленных… Почти два года он провел на территории Золотой Орды, постоянно рискуя собой. Его дипломатия и мудрость позволила жестким образом отстоять веру перед католиками, а мягкость в переговорах с Золотой Ордой сохранила целостность Руси, не рискуя жизнью своих соотечественников. «Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром» [7], — так писал историй Г.Вернандский. Благодаря Александру Невскому в мире православия сложилась русская духовная культура: религиозная философия, русская литература, основанная на православии, уникальные храмы и иконы, богословские и исторические школы …

Он прожил немного более 40 лет, но сумел сделать многое для своего Отечества, для православной веры в целом. Мощи святого находятся в Александро-Невской Лавре в г. Санкт-Петербурге. У него ищут покровительства воины и дипломаты. Его просят о смелости и стойкости перед выполнением государственных дел.

«Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал, Божественное писание всегда со умилением слушал и о церквах Божиих имел большое попечение», — так гласит «Слово о житии и представлении великого князя Дмитрия Ивановича», воспитанного святым митрополитом Алексием. В качестве основной черты характера в документах говорится о его необыкновенной любви к Богу. Великий князь строго соблюдал посты, каждодневно присутствовал на службе, благ благословение перед каждым делом.

Велики его заслуги перед православной верой. Он учредил праздник Димитриевской родительской субботы, день поминовения воинов, сложивших головы свои на поле боя. Также с его именем связано обретение святых мощей Александра Невского: ночью, перед выступлением войска из Москвы, служители церкви увидели, как у гробницы А.Невского зажглись свечи, а затем появились два старца, которые просили у Святого, чтобы он помог своему правнуку (Дмитрий Донской является потомком А.Невского). Очевидцы видели, как благоверный Александр встал, а потом все эти три человека стали невидимы.

Великий князь отличался великодушием, мудростью, благотворительностью. Редким исключением становился уход от него служивых людей, хотя в его время бесчестные и грубые приемы были нормой. Также благодаря этому человеку мы имеем множество храмов и монастырей. Он заложил каменный кремль. Также великий князь явился покровителем христианского брака, женившись в 15 лет, был верен своей жене, которая родила от него 12 детей.

Родился Димитрий Иванович 12 октября 1350 года, а умер в 39 лет. Донским он стал именоваться после разгрома хана Мамая на Куликовском поле. Он сумел убедить русских князей, что сила в единстве, заставив всех покориться Москве. «Причисления к лику святых он удостоился не только как вооруженный защитник православной веры, победитель Куликовской битвы, но и как ревностный христианин, правивший своим княжеством по заповедям Христовым» [8].

Его кончина — чудо: он был абсолютно здоров, но сам почувствовал приближение смерти, поэтому и послал за Сергием Радонежским, который совершил над ним все необходимые обряды. «В день и час кончины святого преподобный Димитрий Прилуцкий, находившийся далеко от него, вдруг встал и сказал братии: “Мы, братия, строим земные, тленные дела, а благоверный великий князь Димитрий уже не печется о суетной жизни…”» [9].

Захоронен великий князь под каменными сводами Архангельского собора Московского Кремля. У икон Димитрия Донского просят помощи в урегулировании конфликтов, разрешении дел государственной важности, также к нему обращаются за помощью в создании крепкой семьи, недаром его жена также причислена к лику святых под именем Ефросиния Московская.

За годы службы на флоте адмирал Ушаков не допустил ни пленения личного состава, ни гибели судов. Он одержал 43 морские победы, за что на Востоке его называли непобедимым Ушак-пашой. Но за свои полководческие данные благодарил Бога, а не приписывал заслуги лично себе. Это, конечно, не было случайностью: он родился в семье благочестивых и набожных родителей, а его родным дядей был Феодор Санаксарский — известный подвижник. В доме будущего флотоводца окружала атмосфера добра, дух милосердия, любви; в семье строго чтили религиозные законы. Отец Федора был военным, поэтому и своего ребенка определил в морской кадетский корпус, где ученик с увлечением постигал все науки.

Благодаря этому человеку тактика приобрела важную роль в морском бое: он сумел доказать, что важна не только артиллерия, но и точные попадания в корабли противника, что можно менять утвержденные схемы и планы, исходя из конкретных ситуаций. Он внес огромный вклад в развитие тактики флота, прославился как мудрый флотоводец, но «неизменным оставалось его упование на Провидение. Адмирал всегда утверждал, что не тактика играет решающую роль (хотя ей он уделял огромное внимание), а помощь Божья. Он чувствовал себя в ответе за каждого подчиненного и понимал, что в сражении все равны перед страшным лицом смерти, так же, как равны перед Богом, имеющим все в Своей власти» [10].

Самым главным во все времена для него оставались забота о ближнем, благочестие, счастье и здоровье вверенных ему людей.

Во время чумы в Херсоне он действовал разумно и мудро: ни один человек из его команды не умер, благодаря его решениям. А за период с мая по октябрь в Севастополе умерло 12 тысяч человек. Он разбил своих сослуживцев на артели. Строго приказал запретить общаться, организовал постоянный медицинский осмотр. Изолировал заболевших, сжигал их вещи, то есть, действуя жестко, но мудро, спас жизнь своим людям. При этом он молился всегда, перед началом и окончанием дела осенял себя крестным знамением, напоминал о том, что все благополучно с ними только стараниям Господа. Первый городской храм в Севастополе был построен фактически на деньги Ф.Ушакова.

Все свою жизнь Федор Ушаков посвятил служению Богу и Отечеству, но был отстранен от службы. Когда в России сменилась власть, Александр I решил развивать сухопутные силы, поэтому перевел адмирала на заурядную должность. Но он продолжал заботиться о моряках, нуждавшихся в помощи, а потом переехал на Родину.

Когда Ф.Ушакову было 67 лет, ему предложили возглавить тамбовское ополчение, так как шла Отечественная война 1812 года. Он отказался, потому что годы не позволили, но на собственные деньги устроил госпиталь для раненых, а часть средств передал на формирование пехотного полка.

«Великий сын России умер 2 октября 1817 года, проведя последние годы жизни в посте и молитве. По воспоминаниям все того же игумена Нафанаила, адмирал проводил время «крайне воздержанно и окончил жизнь свою, как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви, <...> и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же» (имеется в виду дядя флотоводца — старец Федор Санаксарский)» [10].

Адмирала Ушакова уважали во все времена, при любой власти его именем называли улицы, корабли, предприятия. И признавали его не за заслуги перед государством. А за евангельское смирение, почитание Божьих законов. Во время Великой Отечественной войны был учрежден орден Ушакова, тогда и возник вопрос о перезахоронении великого человека, так как его могила была осквернена безбожниками в 1930 годы. При вскрытии были обнаружены нетленные останки Феодора Феодоровича (имя в монашестве). В 2001 году Феодор Ушаков был канонизирован как праведный воин. Случай беспрецедентный: в мероприятии принимали участие не только представители духовенства, но и военные чиновники. К его мощам приходят моряки, для которых он всегда будет служить примером истинной доблести.

В настоящее время он считается покровителем Военно-Морского флота РФ и стратегических военно-воздушных сил.

Евангельской мудростью, христианскими законами пронизана жизнь святых: Ильи Муромеца, Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Ушакова. Помимо их заслуг перед церковью, они являлись героями-защитниками русской земли. Все ли они исполняли наказ Иоана: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем»?

В результате проделанной работы сделаны следующие выводы:

  1. «Не обижайте» — буквально означает, что нельзя применять оружие против беззащитных. Александр Суворов говорил: «Солдат не разбойник». «Милость превозносится над судом» — христианская установка относится к каждому из всех выбранных мною святых, в описании их жизни есть указание на эту черту характера.
  2. «Не клевещите» — это не только доносительство на других, приписывание себе заслуг, но и использование злоречия, то есть бранных выражений. Все герои шли на поле брани с молитвой и крестным знамением, их сила была не в многословии.
  3. «Довольствуйтесь своим жалованьем» — этот закон означает не грабить простых людей. Это относится ко всем русским воинам. На войне за правое дело можно оставаться человеком.
  4. Всех героев объединяют идеи: борьба с врагами Руси (России), борьба за православие, недаром они являются покровителями русских воинов и дипломатов.
  5. Герои родились в разное время, 2 из них приняли монашество: Илья Муромец и Дмитрий Ушаков. Только Дмитрий Ушаков умер в зрелом возрасте (67 лет), остальные не дожили до 45, не известен точный возраст И.Муромца. Место их рождения — средняя полоса России. Их объединяют такие качества характера, как мужество, смелость, преданность христианским идеалам, милосердие.

Несмотря на то, что эти воины родились в разные периоды, они будто посланы в трудное время, чтобы помочь в защите страны. Сложно сказать, что они родились для особой миссии, времена всегда нелегкие, скорее это была возможность проявить себя. Но многие черты характера у них сходные, также как и заслуги перед Отечеством и Богом.

Проблемы, поднятые в работе, остаются актуальными до сих пор. Весной 2022 года министр обороны С.Шойгу обратился к РПЦ с вопросом канонизации А.Суворова, великого воина и глубоко религиозного человека.

Мне эта работа дала возможность не только прикоснуться к жизни великих людей, но задуматься над вечными вопросами бытия.

Литература:

  1. Студеникин А. К образу православного воина URL: https://reading-hall.ru/publication.php?id=21008 (дата обращения 06.11. 22).
  2. Норкина Г. Как помогала вера на фронте. URL: http://www.trudu-slava.ru/zov-pravoslaviia/kak-pomogala-vera-v-boga-na-fronte.html (дата обращения 06.11. 22).
  3. Илья Муромец (русский богатырь) URL: https://schci.ru/Iliya_Muromec.html (дата обращения 06.12. 22).
  4. Сахно Е. Тайны великого Ильи Муромца. Информационное агентство «Научная Россия». URL: https://scientificrussia.ru/ (дата обращения 06.12. 22).
  5. 5 Илья Муромец (русский богатырь) URL: https://schci.ru/Iliya_Muromec.html (дата обращения 06.12. 22).
  6. День памяти Преподобного Ильи Муромца, покровителя Пограничных войск URL: https://www.peresvet-lavra.ru/article/den-pamyati-prepodobnogo-ili-muromca-pokrovitelya-pogranichnyh-voysk (дата обращения 06.12. 22).
  7. 800 лет Александру Невскому: в чем состоял человеческий и духовный подвиг святого благоверного князя? URL: https://mir24.tv/news/16536638/silnaya-metel-obrushilas-na-bashkiriyu (дата обращения 06.01. 23).
  8. Смиренный правитель и яростный воин: 7 фактов о Дмитрии Донском. URL: https://mir24.tv/news/16536638/silnaya-metel-obrushilas-na-bashkiriyu (дата обращения 06.01. 23) (дата обращения 06.01. 23)
  9. Святой Димитрий Донской: держатель русской земли. URL: https://www.pravmir.ru/svyatoj-dimitrij-donskoj-k-625-letiyu-kulikovskoj-bitvy/(дата обращения 06.01. 23)
  10. Моисеенко А, Святой Федор Ушаков: праведник в адмиральских погонах. Журнал «Фома» URL: https:// https://foma.ru/svyatoj-fedor-ushakov-pravednik-v-admiralskix-pogonax.html (дата обращения 26.12. 22).


Ключевые слова

Русь, православная вера, канонизация, защитники земли русской

Похожие статьи

Борисоглебский культ, страстотерпие и мученичество. Взаимосвязи и параллели

В данной статье рассматриваются вопросы двух понятий ликов святости — страстотерпия и мученичества, осуществляется попытка проследить структуру взаимоотношений между данными понятиями применимо к Русской Православной церкви.

Православные традиции — опора России

Социальная деятельность Русской православной церкви в Ставрополье в 1990–2000-е годы

Миссиологическое наследие преподобного Василия (Кишкина), старца Площанского

Целью данной статьи является анализ миссионерского служения преподобного старца Василия (Кишкина). Делается вывод о многогранности жизненного подвига святого.

Ключевое слово для Российской армии — Победа

Русский патриотизм

Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки и причины церковного раскола

Жития мученика Петра (Царапкина) в контексте современных житий новомучеников и исповедников

Максим Грек: писатель, богослов, переводчик, филолог, святой

Торжественные отзвуки патриотизма

Похожие статьи

Борисоглебский культ, страстотерпие и мученичество. Взаимосвязи и параллели

В данной статье рассматриваются вопросы двух понятий ликов святости — страстотерпия и мученичества, осуществляется попытка проследить структуру взаимоотношений между данными понятиями применимо к Русской Православной церкви.

Православные традиции — опора России

Социальная деятельность Русской православной церкви в Ставрополье в 1990–2000-е годы

Миссиологическое наследие преподобного Василия (Кишкина), старца Площанского

Целью данной статьи является анализ миссионерского служения преподобного старца Василия (Кишкина). Делается вывод о многогранности жизненного подвига святого.

Ключевое слово для Российской армии — Победа

Русский патриотизм

Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки и причины церковного раскола

Жития мученика Петра (Царапкина) в контексте современных житий новомучеников и исповедников

Максим Грек: писатель, богослов, переводчик, филолог, святой

Торжественные отзвуки патриотизма

Задать вопрос