Семейные ценности в эпоху Александра Невского | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Самые юные ученые Высокая теоретическая значимость

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №11 (85) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 18.11.2024

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Утяшев, Рафаэл Адам. Семейные ценности в эпоху Александра Невского / Рафаэл Адам Утяшев, А. А. Вацуева, В. С. Назаркина, Л. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 11 (85). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/young/archive/85/4688/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается вопрос эволюции семейных ценностей в эпоху Александра Невского, т. е. в первой половине XIII в.

Ключевые слова: семейные ценности, семья, Русь, Александр Невский.

Прежде чем перейти к рассмотрению понимания семейных ценностей в эпоху Александра Невского, т. е. в первой половине XIII в., следует определить значение самого понятия семейных ценностей [5 C.14].

Семейные ценности — это принципы, идеи и убеждения, которые важны для членов одной семьи и определяют их взаимоотношения, поведение и решения. Они включают в себя любовь, уважение, доверие, поддержку, ответственность, честность, традиции, а также стремление к совместному развитию и благополучию. Семейные ценности помогают укреплять связи между членами семьи, создавать гармоничную атмосферу и передавать культурные и нравственные ориентиры от поколения к поколению [2, C. 27].

Эпоха жизни и правления Александра Невского явилась рубежной для древнерусской культуры, которая после монгольского нашествия перешла из «Софийского» в «Троицкий» период [3, C. 38]. Этот переход повлиял на переоценку духовной жизни человека и переосмысление многих прежних социальных практик, в том числе и на укрепление семейных ценностей.

Семья в представлении Древней Руси существенно отличалась от современного концепта [4, C. 156]. Прежде всего, в понимании древнерусского человека понятие семьи предполагало гораздо больший круг лиц, чем современная секулярная семья, состоящая из родителей и одного, двух и редко большего количества несовершеннолетних детей. Древнерусская семья гораздо ближе к понятию рода, является лишь его ветвью во главе со старшим из мужчин. Как правило, семью возглавлял старший мужчина из наиболее раннего поколения. В семью включались женатые сыновья со своими жёнами и детьми. Соответственно, глава рода и его наследники определяли ключевые параметры жизни, которые зависели от социальной принадлежности семьи. Женщины имели второстепенное значение, однако в то же время более независимое, чем во времена написания «Домостроя», т. е. в XVI в.

Пример того, как соотносились семьи и роды в Древней Руси можно проследить на династии Рюриковичей. Некогда единый род правящих князей Киевских распался на множество отдельных семей, называвшихся по старшему представителю: Мстиславичи, Ольговичи, Ярославичи и т. д. В межкняжеских усобицах коалиции складывались именно по принципу кровного родства. Это было связано с лествичной системой наследования политической власти.

Монгольское нашествие помимо всего прочего привело к масштабным демографическим изменениям. Гибель большого количества людей, массовые миграции из разорённых регионов в относительно спокойные регионы привёл к тому, что семьи стали более партикулярными, возросла роль отдельно взятого союза мужчины и женщины.

Пример этого нового подхода к семейным ценностям можно увидеть на судьбе семьи Александра Невского. Его дедом был Всеволод III Большое Гнездо, умерший ещё до рождения Александра в 1212 году. Его многочисленные сыновья вступили в ожесточённую борьбу за владимиро-суздальский престол. Ярослав, отец Александра Невского, будучи третьим сыном (или четвёртым) по старшинству, не имел сильных прав на наследование киевского престола. Александр по рождению был его вторым сыном и стал наследником своего отца только после смерти своего старшего брата Фёдора в 1236 г. Однако до монгольского нашествия Ярослав и его сыновья находились в тени Юрьевичей: клана великого князя Георгия Всеволодовича, утвердившегося во Владимире после смерти его брата Константина. Нашествие ордынцев на Владимир привело к полному истреблению этого клана, в результате чего Ярослав Всеволодович получил дорогу к великому княжению. Ему удалось установить дипломатический контакт с Монгольской империей, однако по дороге из её столицы Каракорум в 1246 г. он скончался, предположительно будучи отравлен в Орде.

Соответственно Александр Невский уже в 26 лет, гораздо раньше своих предшественников, получил право на великое княжение и фактически возглавил древнерусские княжества на правах великого князя. Однако достаточно ранняя смерть князя (в 42 года) привела к тому, что единый род Александровичей так и не сложился, и далее уже каждый из его сыновей возглавил собственную ветвь Рюриковичей (наибольшее влияние приобрели Даниловичи– князья Московские и Шуйские– потомки Андрея Александровича).

Следует иметь ввиду, что политическая история освещает только семьи правящих особ и за редким исключением семьи приближённых лиц. Семейные ценности, распространённые в среде остальных слоёв населения как будто остаются нераскрытыми. Для того, чтобы выделить основные факторы, разрушающие принятые христианские семейные ценности следует обозначить главные угрозы для их укрепления. Из «Поучения Серапиона Владимирского», написанного в XIII в. можно сделать вывод о том, что главной угрозой семейным ценностям считались пережитки язычества.

Для того, чтобы более детально представить отличие семейных ценностей язычества от христианских семейных ценностей следует обратиться к «Повести временных лет», где были зафиксированы бытовавшие на Руси семейные обычаи в эпоху язычества. В частности, практиковались полигамия, похищение жён, проведение языческих праздников с неограниченными половыми связями. Все эти обычаи уже в XI в. признавались абсолютно греховными и подлежащими искоренению. Однако в отдалённых регионах Руси преодоление рудиментов язычества происходило гораздо медленнее [8, C. 78].

Следует отметить, что в эпоху XIII в. кодификация семейных ценностей ещё была далека от завершения. В частности, классические произведения, посвящённые канонам семейной жизни, тот же «Домострой» и «Повесть о Петре и Февронии Муромских» были написаны много позже, в XVI в. [2, C. 98] Также не было принято венчание в среде простонародья, т. е. фактическое проживание мужчины и женщины уже означало наличие у них брачного статуса. В то же время из дидактической и художественной литературы не было известно о таких проблемах, свойственных семьям современности, таких как супружеская неверность, разводы и тому подобное.

Таким образом, семейные ценности эпохи Александра Невского характеризуются следующими параметрами:

  1. Установление христианских норм, начиная от правящих слоёв населения к подвластным.
  2. Расширенное представление о семье, незавершённость выделения партикулярной семьи из рода.
  3. Наличие языческих рудиментов как угрозы для распространения христианской модели семейных ценностей, предполагающей моногамию при сохранении традиции многодетности.
  4. Отсутствие проблематики семейных ценностей как таковой в связи с принципиально иными мировоззренческими установками.

Эволюция семейных ценностей в средневековой Руси является малоизученной до сих пор темой и требует дальнейших исследований.

Литература:

  1. Дементьева Т. Прекращение и расторжение брака по древнерусскому праву // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2013. № 2. 1
  2. Домострой. СПб., 2013. 1
  3. Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв.. М., 1976. 1
  4. Ключевский В. Русская история. М., 2012. 1
  5. Кобрисева А. Влияние христианства на различные стороны жизни общества Древней Руси // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014. № 11. 1
  6. Огородникова О. Брак и семья в Средневековой Руси // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 3. С. 58–63. 1
  7. Омельянчук С. Расторжение христианского брака в Древней Руси // История государства и права. 2011. № 1. С. 13–17. 1
  8. Омельянчук С. Формы и процедура заключения языческих браков в Киевской Руси // История государства и права. 2014. № 8. С. 14–
  9. Павлова И. Некоторые аспекты регулирования института брака в Древней Руси // Вестник Ивановского государственного университета. № 1. С. 28–31. 1
  10. Смоленские уставные грамоты // Российское законодательство X–XX вв. Т. I. М., 1984. 1
  11. Соболевский А. Роль правящей династии русского централизованного государства в утверждении патриархального типа семьи в XVI–XVII веках // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 3 (144). С. 12–14. 1
  12. Устав князя Ярослава. Пространная редакция // Российское законодательство X–XX веков. Т. I. М., 1984. 1


Задать вопрос