Две ипостаси иеромонаха Антония | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №5 (8) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 02.08.2016

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Бондаренко, И. А. Две ипостаси иеромонаха Антония / И. А. Бондаренко, А. В. Бондаренко, О. Л. Шлыкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 5 (8). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/young/archive/8/521/ (дата обращения: 19.11.2024).



Недавно я прочитала рассказ о моем земляке старшем корабельном священнике минного заградителя «Прут» иеромонахе Антонии (Смирнове), который служил на минном заградителе Черноморского флота «Прут» в годы Первой мировой войны. 16 октября 1914 года он геройски погиб вместе со своим кораблём в бою с германским линейным крейсером «Гебен», который совершил нападение на главную базу Черноморского флота — город боевой славы русских моряков Севастополь. Его корабль — бывший гражданский транспорт «Москва», переоборудованный для установки морских мин, отказался сдаться — поднял сигнальные флаги «Погибаю, но не сдаюсь!», и был расстрелян тяжёлыми орудиями немецкого рейдера.

Рис. 1. Иеромонах Антоний (Смирнов)

Когда по приказу командира минного заградителя «Прут» его моряки открыли кингстоны и корабль начал погружаться в воду, отец Антоний вышел на палубу в пасхальной ризе с Крестом в правой руке и Евангелием. Он стоял под развевавшимся над кораблём большим Андреевским флагом и осенял Святым Крестом свою паству — 296 матросов, 9 офицеров и доктора команды, боровшихся в морских волнах со смертью. Ему предлагали сесть в шлюпку, специально для него выделенную по боевому расчёту. Но чтобы не отнять место у ближнего своего, он отказался. С пением «Спаси Господи, люди твоя» он осенял Святым Крестом и благословлял своих подопечных. Как и надлежит настоящему русскому моряку, он остался на своём горящем от взрывов вражеских снарядов корабле и погиб, ушёл на дно морское вместе с ним. Матросы, глотая слезы, провожали глазами любимого пастыря, офицеры поднесли руки к козырькам фуражек, отдавая доблестному священнику воинскую честь. За свой героический подвиг самопожертвования и примерного пастырского поведения в бою престарелый 71-летний иеромонах Антоний стал первым из 13 священников Русской армии и флота, который в ходе Первой мировой войны был удостоен высокой награды — военного императорского ордена Святого Георгия 4-й степени (посмертно).

К 90-летию этого подвига редакция альманаха Самарской епархии «Духовный собеседник», главным редактором которого тогда являлся священник Михаил Мальцев, опубликовала большую статью «Пастырь. Трудник. Герой. Подвиг жизни и смерти иеромонаха Антония (Смирнова)». Автором исследования стала заместитель главного редактора альманаха Винникова Мария Ивановна. Из статьи я узнала, что Василий был сыном самарского церковнослужителя. После окончания Самарского духовного училища Василий Смирнов он в возрасте 19 лет решил посвятить себя служению в монашестве. Прошёл через пять монастырей Самарской, Казанской и Астраханской епархий. Начал своё служение послушником и трудником в самарском Мойском Свято-Троицком монастыре под Бузулуком. В 1879 году был пострижен в монахи в Седмиозёрной пустыни Казанской епархии. Получил чин иеродьякона, затем иеромонаха, стал ризничим, был назначен казначеем Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря, духовником при Казанской духовной академии, экономом Астраханского архиерейского дома. Затем вновь вернулся к монастырской жизни в Чуркинской Никольской пустыни Астраханской епархии, а с 1906 года — в самарском Бугульминском Александро-Невском монастыре. Отсюда в 1909 году перешёл на службу по военно-морскому духовному управлению и был назначен старшим корабельным священником минзага «Прут».

А к 100-летию с начала Первой мировой войны в московском издательстве «Благовест» вышла книга «Ратные подвиги православного духовенства» известного русского писателя протоиерея Николая Викторовича Агафонова, священника Петропавловского собора Самарской епархии. В большом очерке «Жизнь иеромонаха Антония (Смирнов) как непрестанный подвиг во имя Церкви и Отечества» он изложил другую версию биографии иеромонаха Антония, который в миру звался Иваном Смирновым. Родился он в 1843 году в семье бедного крестьянина в деревне Николаевке Могилёвского уезда. В 7 лет он стал сиротой. Но в жизни своей встретился со многими известными людьми старой России. Был принят и воспитан в семье морского офицера Бутакова (одного из знаменитой морской династии Бутаковых, в которой было 19 адмиралов и 14 капитанов 1-го ранга). Срочную службу прошёл в Варшаве гвардейским унтер-офицером в лейб-гвардии Уланском полку. Окончил Кронштадтскую школу юнг, Кронштадтское мореходное училище. Работал штурманом на судах Российского общества пароходства и торговли. В 1876–1878 годах служил морским офицером на вооружённом пароходе «Великий князь Константин» под командой капитан-лейтенанта Степана Осиповича Макарова, будущего великого адмирала России. Участвовал в первых торпедных атаках турецких кораблей. Был удостоен трёх боевых орденов. Женился в Сербии, в городе Белграде на сестре милосердия Юлии, дочери известного киевского профессора медицины Михаила Ивановича Стуковенкова. Посаженным отцом на свадьбе был главнокомандующий сербской армией легендарный русский генерал Михаил Григорьевич Черняев, под началом которого был завоёван и освоен русский Туркестан. После трагической смерти любимой жены по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского стал монахом Бугульминского Александро-Невского монастыря Самарской епархии, приняв в постриге имя Антония. Окончил Самарское духовное училище, был рукоположен в иеромонахи. В 1899 году флагман Балтийского флота вице-адмирал С. О. Макаров рекомендовал его на службу по военно-морскому духовному управлению корабельным священником на Балтике. А с началом Русско-японской войны он вместе со своим командиром поехал в русскую военно-морскую крепость Порт-Артур. И провёл всю его героическую оборону в составе морской пехоты Порт-артурского гарнизона. После капитуляции крепости мог свободно уехать в Россию, но не оставил вверенной ему паствы и прошёл с ней все тяготы японского плена. После освобождения из неволи был в 1909 году направлен на Черноморский флот. И назначен для духовного окормления военных моряков на минный заградитель «Прут» (командиром корабля был капитан 2-го ранга Георгий Александрович Быков).

Подвиг героя Русского императорского флота и Русской православной церкви — воспитанника Самарского духовного училища, иеромонаха Бугульминского Александро-Невского монастыря Самарской епархии очевиден. Осталось определить личность героя: какое мирское имя носил — Иван или Василий Смирнов, был он из крестьян Могилёвской губернии или сыном церковнослужителя Самарской епархии? С помощью родителей я постаралась разобраться в этой непростой истории.

Для этого мы сделали запрос наместнику Бугульминского Александро-Невского монастыря игумену Родиону Былину. Получили сообщение, что архива монастыря не сохранилось. Обратились к директору Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя Александру Александровичу Рудометову. Он ответил, что, к сожалению, подтвердить или опровергнуть сведения об офицере минного транспорта «Великий князь Константин» И. И. Смирнове и корабельном священнике минзага «Прут» иеромонахе Антонии, содержащиеся в двух вариантах его биографий, не может, так как в фондах музея отсутствуют необходимые документы.

После этого мы отправили письмо-запрос в белорусский город Могилёв — главному редактору газеты «Вестник Могилёва» Новичонку Василию Степановичу. В этом издании впервые 10 февраля 2012 года появилась публикация с версией о могилёвском происхождении героя. Также письменно обратилась за помощью к правящему архиерею Могилёвской епархии епископу Могилевскому и Мстиславскому преосвященнейшему Софронию, высказав надежду, что для священнослужителей епархии немаловажен тот факт, что могилёвская земля воспитала будущего пастыря-героя. И попросили благословения владыки сотрудникам епархии с поручением выяснить документальные источники, подтверждающие факты в отношении их земляка, героя Русской православной церкви и Русского императорского флота. Но ответа не пришло.

Вначале расстроил и ответ из Российского государственного военно-исторического архива от начальника отдела научно-справочногоаппарата этого федерального архива Чистякова Олега Вячеславовича: «Награждение иеромонаха Антония орденом Святого Георгия 4-й степени до настоящего времени документами Российского государственного военно-исторического архива и Российского государственного архива Военно-Морского Флота не подтверждено». Утешило недавнее открытие профессора кафедры русской истории Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, доктора исторических наук, Иванова Андрея Александровича, который выяснил, что отец Антоний был посмертно удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени согласно приказу протопресвитера военного и морского духовенства Русской армии и флота Шавельского Георгия Ивановичаот 4 ноября 1914 года. И стал первым русским военным и единственным флотским священником в годы Первой мировой войны, удостоенным этой высокой награды.

Затем мы обратились к главному библиографу Самарской областной универсальной научной библиотеки Завальному Александру Никифоровичу. С его помощью в отделе редкой книги нашей главной областной библиотеки был найден том «Самарских Епархиальных Ведомостей» ноябрьского номера № 22 за 1914 год. В публикации «Геройская смерть пастыря» однозначно названо мирское имя героя — Василий Смирнов. Его характеристики удалось увидеть в читальном зале Государственного архива Самарской области в фонде № 32 «Самарская духовная консистория» — ведомостях Мойского Свято-Троицкого и Бугульминского Александро-Невского монастырей Самарской епархии.

Поэтому пока при всём моём уважении к трудам заслуженного православного литератора протоиерея Николая Агафонова склоняюсь к проверенным мною лично документам и печатным свидетельствам, которые подтверждают выводы статьи из «Духовного собеседника» Марии Ивановны Винниковой «Пастырь. Трудник. Герой», что подвиг на корабле «Прут» совершил уроженец земли Самарской, выпускник Самарского духовного училища, послушник и иеромонах самарских монастырей Антоний, в миру Василий Смирнов. Имя этого старшего корабельного священника Русского императорского флота сверкает нам в ореоле великой истины: «Нет больше той любви, какктодушу свою положит задрузейсвоих» (Евангелие от Иоанна, 13, 15).

Литература:

  1. Агафонов Николай, протоиерей. Ратные подвиги православного духовенства. — Москва, Благовест, 2013.
  2. Байбаков А. В., Православное духовенство русской армии и флота: Вторая половина XIX — начало XX века. — Москва, 1997.
  3. Духовный собеседник. Альманах Самарской епархии. № 2 (38), 2004.
  4. Жукова Л. В. Военное духовенство в период русско-японской войны 1904–1905 гг. // Мое Отечество. 2001. № 1.
  5. История флотского духовенства: Сборник статей. — Москва, 1993.
  6. Поляков Георгий, протоиерей. Военное духовенство России. Москва: Творческое информационно-издательский центр, 2002.
  7. Православие, армия и флот России: Сборник статей. — Санкт-Петербург, 1996.
  8. Самарские Епархиальные Ведомости. — 1914, № 22.
Основные термины (генерируются автоматически): Самарская епархия, Самарское духовное училище, минный заградитель, мировая война, Георгия, Русский императорский флот, Черноморский флот, старший корабельный священник, Бугульминский Александро-Невский монастыря, Астраханская епархия.


Задать вопрос