Cудоподъёмник, история судоподъёмника, строительство ГЭС.
Данная статья посвящена изучению строительства Красноярского судоподъемника через статьи местной газеты «Огни Енисея» за 1970 год. Были изучены упоминания о строительных бригадах, процесс строительства по фотодокументам, а также проблемы, возникшие во время строительства.
Ship lift, history of the ship lift, hydroelectric power plant construction.
This article is devoted to the study of the construction of the Krasnoyarsk ship lift through the articles of the local newspaper «Ogni Yenisei» for 1970. Mentions of construction crews, the construction process according to photographic documents, as well as problems that arose during construction were studied.
Строительство Красноярской ГЭС было начато в 1955 году и объявлено ударной комсомольской стройкой. Первый гидроагрегат станции был выпущен 1967 году, последний — в 1971 году. На момент завершение строительства Красноярская ГЭС являлась самой мощной электростанцией СССР и крупнейшей гидроэлектростанцией в мире. А для её нужд был построен судоподъемник, который многие считают уже не действующим. Принцип работы судоподъёмника следующий: для погрузки судна в подъёмник, платформа опускается ниже уровня воды, судно заходит в подъёмник, после чего платформа начинает движение вверх по эстакаде. Во время подъёма или спуска судно находится в камере в воде, то есть «на плаву». В верхней точке платформа вместе с судном заезжает на поворотный круг, который перемещает её на другую колею, по которой платформа опускается в верхний бьеф ниже воды, после чего судно может покинуть подъёмник.
Мы нашли множество статей про Красноярскую ГЭС и судоподъёмник, которые разделили на группы. Первую группу назвали «Работники». Десятки тысяч людей принимались строить, практически рассчитывая лишь на собственные руки. Поэтому невозможно не выделить и не написать про них. В статьях редко упоминались имена, эти имена нередко обобщались в названия бригад. Из данной группы можно выделить:
- Передовая работница из бригады Николая Корженевского Екатерина Галиева. Она вместе с товарищами сооружала судоподъёмник.
- Анатолий Смирнов и Владимир Топорков оба сварщика монтажника. Занимались монтажом арматур балок.
- Валерий Баранчиков был начальником участка основных сооружений.
- Борис Шмаглий был старшем прорабом участка Гидромонтажа. Его люди монтировали оборудования, которое ни где, и никто раньше не монтировал.
- Степан Яровог являлся помощником и заместителем Баранчикова.
- Галиев, Отроцевич и Федосеев вели стыковку труб водоводов. Над ними нависала бадья со скальным грунтом, кран уносил её наверх.
Вторая группа получила название «Фотографии со строительства». Мы нашли достаточно много фотографий со строительства Красноярской ГЭС и судоподъёмника. По этим снимкам можно визуально увидеть процесс стройки, ощутить весь её масштаб.
Третья группы называется «Проблемы на стройке». Самая большая проблема была — недостаток строительных материалов, таких как цемент. Так как в этот период параллельно велись стройки на других участках. Один завод мог поставлять материал сразу на три участка проведения строительных работ. Этот завод нёс своё гордое имя «Ангарский завод КВОиТ». Рабочие строительного участка ГЭС и судоподъёмника торопились закончить заливку цементных балок до наступление осенне-зимнего периода. Так как если заливать зимой, то конструкции из цемента будут не прочными. Если они не успеют до этого периода, то работы прекратятся до наступления тепла. Задержка в пуске судоподъёмника отрицательно сказывалась прежде всего на экономической стороне. Из-за отсутствия сквозного судоходства между Красноярском и Абаканом на транспортировке каждой тонны груза железнодорожным транспортом дополнительные затраты (в сравнение с водными) составляли 1 рубль, автотранспортом — 14 рублей 45 копеек. При грузообороте два миллиона тонн в год (установленного институтом «Гипроречтранс» для судоподъёмника на 1970 год) ежегодные потери в народном хозяйстве страны от перевозок грузов по железной дороге и при перевозках грузов автотранспортом составляли огромные суммы. Всё это настоятельно требовало широким фронтом развернуть работы на этом гидротехническом сооружении.
Строительство судоподъёмника было долгим и сложным. В его постройке участвовало огромное количество людей разных возрастов.
При строительстве не раз возникали сложности. Одной из основополагающих причин необходимости завершения строительства — это большие затраты на транспортировку грузов. Без судоподъёмника ежегодные потери в народном хозяйстве страны от перевозок грузов по железной дороге и при перевозках грузов автотранспортом составляли огромные суммы.
С начала работы судовозной камеры эти затраты очень сильно сократились. Старание рабочих и их упорная работа над судоподъёмником помогает ему работать даже спустя многие годы. Ведь это чудесное и удивительное сооружение служит нам и посей день.
Литература:
- Матюшин Г. Н. Историческое краеведение //М.: Просвещение. — 1987. — С. 2.
- Огни Енисея. — 1970. — № 1–44.
- history.wikireading.ru Великие стройки [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://history.wikireading.ru/325936
- cruiseinform.ru Красноярский судоподъёмник [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://cruiseinform.ru/places/rekaenisey/krasnoyarskiy-sudopodemnik/