История строительства Красноярского судоподъёмника на страницах газеты «Огни Енисея» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Исследование о родном крае

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №8 (60) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 01.09.2022

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Краскова, И. Ф. История строительства Красноярского судоподъёмника на страницах газеты «Огни Енисея» / И. Ф. Краскова, К. А. Марк. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 8 (60). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/young/archive/60/3209/ (дата обращения: 17.12.2024).



Cудоподъёмник, история судоподъёмника, строительство ГЭС.

Данная статья посвящена изучению строительства Красноярского судоподъемника через статьи местной газеты «Огни Енисея» за 1970 год. Были изучены упоминания о строительных бригадах, процесс строительства по фотодокументам, а также проблемы, возникшие во время строительства.

Ship lift, history of the ship lift, hydroelectric power plant construction.

This article is devoted to the study of the construction of the Krasnoyarsk ship lift through the articles of the local newspaper «Ogni Yenisei» for 1970. Mentions of construction crews, the construction process according to photographic documents, as well as problems that arose during construction were studied.

Строительство Красноярской ГЭС было начато в 1955 году и объявлено ударной комсомольской стройкой. Первый гидроагрегат станции был выпущен 1967 году, последний — в 1971 году. На момент завершение строительства Красноярская ГЭС являлась самой мощной электростанцией СССР и крупнейшей гидроэлектростанцией в мире. А для её нужд был построен судоподъемник, который многие считают уже не действующим. Принцип работы судоподъёмника следующий: для погрузки судна в подъёмник, платформа опускается ниже уровня воды, судно заходит в подъёмник, после чего платформа начинает движение вверх по эстакаде. Во время подъёма или спуска судно находится в камере в воде, то есть «на плаву». В верхней точке платформа вместе с судном заезжает на поворотный круг, который перемещает её на другую колею, по которой платформа опускается в верхний бьеф ниже воды, после чего судно может покинуть подъёмник.

Мы нашли множество статей про Красноярскую ГЭС и судоподъёмник, которые разделили на группы. Первую группу назвали «Работники». Десятки тысяч людей принимались строить, практически рассчитывая лишь на собственные руки. Поэтому невозможно не выделить и не написать про них. В статьях редко упоминались имена, эти имена нередко обобщались в названия бригад. Из данной группы можно выделить:

  1. Передовая работница из бригады Николая Корженевского Екатерина Галиева. Она вместе с товарищами сооружала судоподъёмник.
  2. Анатолий Смирнов и Владимир Топорков оба сварщика монтажника. Занимались монтажом арматур балок.
  3. Валерий Баранчиков был начальником участка основных сооружений.
  4. Борис Шмаглий был старшем прорабом участка Гидромонтажа. Его люди монтировали оборудования, которое ни где, и никто раньше не монтировал.
  5. Степан Яровог являлся помощником и заместителем Баранчикова.
  6. Галиев, Отроцевич и Федосеев вели стыковку труб водоводов. Над ними нависала бадья со скальным грунтом, кран уносил её наверх.

Вторая группа получила название «Фотографии со строительства». Мы нашли достаточно много фотографий со строительства Красноярской ГЭС и судоподъёмника. По этим снимкам можно визуально увидеть процесс стройки, ощутить весь её масштаб.

Третья группы называется «Проблемы на стройке». Самая большая проблема была — недостаток строительных материалов, таких как цемент. Так как в этот период параллельно велись стройки на других участках. Один завод мог поставлять материал сразу на три участка проведения строительных работ. Этот завод нёс своё гордое имя «Ангарский завод КВОиТ». Рабочие строительного участка ГЭС и судоподъёмника торопились закончить заливку цементных балок до наступление осенне-зимнего периода. Так как если заливать зимой, то конструкции из цемента будут не прочными. Если они не успеют до этого периода, то работы прекратятся до наступления тепла. Задержка в пуске судоподъёмника отрицательно сказывалась прежде всего на экономической стороне. Из-за отсутствия сквозного судоходства между Красноярском и Абаканом на транспортировке каждой тонны груза железнодорожным транспортом дополнительные затраты (в сравнение с водными) составляли 1 рубль, автотранспортом — 14 рублей 45 копеек. При грузообороте два миллиона тонн в год (установленного институтом «Гипроречтранс» для судоподъёмника на 1970 год) ежегодные потери в народном хозяйстве страны от перевозок грузов по железной дороге и при перевозках грузов автотранспортом составляли огромные суммы. Всё это настоятельно требовало широким фронтом развернуть работы на этом гидротехническом сооружении.

Строительство судоподъёмника было долгим и сложным. В его постройке участвовало огромное количество людей разных возрастов.

При строительстве не раз возникали сложности. Одной из основополагающих причин необходимости завершения строительства — это большие затраты на транспортировку грузов. Без судоподъёмника ежегодные потери в народном хозяйстве страны от перевозок грузов по железной дороге и при перевозках грузов автотранспортом составляли огромные суммы.

С начала работы судовозной камеры эти затраты очень сильно сократились. Старание рабочих и их упорная работа над судоподъёмником помогает ему работать даже спустя многие годы. Ведь это чудесное и удивительное сооружение служит нам и посей день.

Литература:

  1. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение //М.: Просвещение. — 1987. — С. 2.
  2. Огни Енисея. — 1970. — № 1–44.
  3. history.wikireading.ru Великие стройки [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://history.wikireading.ru/325936
  4. cruiseinform.ru Красноярский судоподъёмник [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://cruiseinform.ru/places/rekaenisey/krasnoyarskiy-sudopodemnik/


Похожие статьи

Строительство новых гидротехнических сооружений в Пархаро-Чубекском массиве Республики Таджикистан в послевоенные годы (1946–1970 гг.)

Авторы статьи исследуют проблемы, связанные со строительством гидротехнических сооружений в Пархаро-Чубекском массиве одно из крупных гидротехнических сооружений, а также о вкладе трудящихся всего Советского Союза в строительстве данных гидротехничес...

Дивногорский медицинский техникум в газете «Огни Енисея»

ДМТ, история дивногорского медицинского техникума, жизнь студентов-медиков. Данная статья посвящена изучению истории жизни студентов Дивногорского медицинского техникума через статьи местной газеты «Огни Енисея». В результате исследования мы увидели...

Становление и развитие Павловского автобусного завода в 1929–1991 гг.

В статье описывается становление и развитие Павловского автобусного завода в период с 1929 по 1991 гг. Также в статье рассказывается о людях, внёсших вклад в развитии завода в этот период истории.

Приливные электростанции

В данной статье рассматриваются приливные электростанции как альтернативный экологический источник энергии, показана их история, развитие, достоинства и недостатки. На примере одной из электростанций приводится расчет годовой производимой мощности, в...

Возможные экологические последствия разработки уранового месторождения «Добровольное» Звериноголовского села Курганской области

В данной статье рассматривается основная проблема, касающаяся разработки урановых месторождений. Уделяется внимание последствиям, к которым неизбежно приведет халатное отношение к технике безопасности при реализации проектов по выщелачиванию урана. В...

К проблеме развития железных дорог в Ставропольском крае

В статье рассмотрена проблема развития железных дорог в Ставропольском крае, на примере железнодорожной станции «Благодарное». Активное строительство железных дорог связано с началом строительства Армавир-Туапсинской железной дороги в начале XX века....

«Здесь родины моей начало…»: история зарождения и развития Вяземского района

В статье приводятся основные социальные аспекты образования и развития Вяземского района. Поиск следов истории города и района осложняется тем, что источники изучения в открытом доступе фактически отсутствуют. Приводятся результаты изучения материало...

Организация труда женщин-заключённых Российской империи во второй половине XIX века

Статья посвящена изучению вопроса организации женского труда в пенитенциарных учреждениях Российской империи во второй половине XIX века. В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивалось руководство тюрем в этой сфере, описываются основные ...

Рожденные править: детское правление во Франции в конце XVIII — начале XIX века

Объектом нашего исследования является феномен детского правления. Предметом работы является детское правление во Франции конца XVIII — начала XIX века. Цель работы — проанализировать причины несостоявшегося правления Людовика XVII и Наполеона II. Ист...

Иностранцы об Астрахани XVI–XVII вв.

Статья посвящена истории Астрахани 16–17 вв. — это сложный, интересный и важный период в истории нашего края, более того, в истории Отечества. Работа охватывает период от основания новой Астрахани на правом берегу Волги до конца 17 в. Цель работы — с...

Похожие статьи

Строительство новых гидротехнических сооружений в Пархаро-Чубекском массиве Республики Таджикистан в послевоенные годы (1946–1970 гг.)

Авторы статьи исследуют проблемы, связанные со строительством гидротехнических сооружений в Пархаро-Чубекском массиве одно из крупных гидротехнических сооружений, а также о вкладе трудящихся всего Советского Союза в строительстве данных гидротехничес...

Дивногорский медицинский техникум в газете «Огни Енисея»

ДМТ, история дивногорского медицинского техникума, жизнь студентов-медиков. Данная статья посвящена изучению истории жизни студентов Дивногорского медицинского техникума через статьи местной газеты «Огни Енисея». В результате исследования мы увидели...

Становление и развитие Павловского автобусного завода в 1929–1991 гг.

В статье описывается становление и развитие Павловского автобусного завода в период с 1929 по 1991 гг. Также в статье рассказывается о людях, внёсших вклад в развитии завода в этот период истории.

Приливные электростанции

В данной статье рассматриваются приливные электростанции как альтернативный экологический источник энергии, показана их история, развитие, достоинства и недостатки. На примере одной из электростанций приводится расчет годовой производимой мощности, в...

Возможные экологические последствия разработки уранового месторождения «Добровольное» Звериноголовского села Курганской области

В данной статье рассматривается основная проблема, касающаяся разработки урановых месторождений. Уделяется внимание последствиям, к которым неизбежно приведет халатное отношение к технике безопасности при реализации проектов по выщелачиванию урана. В...

К проблеме развития железных дорог в Ставропольском крае

В статье рассмотрена проблема развития железных дорог в Ставропольском крае, на примере железнодорожной станции «Благодарное». Активное строительство железных дорог связано с началом строительства Армавир-Туапсинской железной дороги в начале XX века....

«Здесь родины моей начало…»: история зарождения и развития Вяземского района

В статье приводятся основные социальные аспекты образования и развития Вяземского района. Поиск следов истории города и района осложняется тем, что источники изучения в открытом доступе фактически отсутствуют. Приводятся результаты изучения материало...

Организация труда женщин-заключённых Российской империи во второй половине XIX века

Статья посвящена изучению вопроса организации женского труда в пенитенциарных учреждениях Российской империи во второй половине XIX века. В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивалось руководство тюрем в этой сфере, описываются основные ...

Рожденные править: детское правление во Франции в конце XVIII — начале XIX века

Объектом нашего исследования является феномен детского правления. Предметом работы является детское правление во Франции конца XVIII — начала XIX века. Цель работы — проанализировать причины несостоявшегося правления Людовика XVII и Наполеона II. Ист...

Иностранцы об Астрахани XVI–XVII вв.

Статья посвящена истории Астрахани 16–17 вв. — это сложный, интересный и важный период в истории нашего края, более того, в истории Отечества. Работа охватывает период от основания новой Астрахани на правом берегу Волги до конца 17 в. Цель работы — с...

Задать вопрос