Государственная политика социальной защиты семей военнослужащих в 20–40 годы ХХ века и в современный период (на примере Мурманской области) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №3 (6) май 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 423 раза

Библиографическое описание:

Пенькова, П. Д. Государственная политика социальной защиты семей военнослужащих в 20–40 годы ХХ века и в современный период (на примере Мурманской области) / П. Д. Пенькова, Ю. А. Пенькова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 3 (6). — С. 70-74. — URL: https://moluch.ru/young/archive/6/350/ (дата обращения: 19.11.2024).



В последнее время в мире выросло число локальных войн, усилилась террористическая угроза. Недалеко от границ Российской Федерации проходят цветные революции, гражданские конфликты, НАТО расширяет границы на Восток, что чревато военными угрозами. Для того, чтобы противостоять всему этому, России нужна профессиональная армия нового типа. Конституция РФ в ст.7 провозгласила Российскую Федерацию социальным государством. Право гражданина на достойное существование является одним из основных прав личности в демократическом государстве. В 38 статье Конституции также говориться: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». В представленной работе анализируются возможные пути решения социальных проблем семей военнослужащих современный период российской истории на основе исторического опыта Советского государства.

Актуальность темы связана с тем, что эффективная государственная политика по повышению социальной защиты военнослужащих и членов их семей, конкретизация их правового статуса способствуют формированию у россиян готовности к военной службе, выполнению конституционной обязанности по защите Отечества. Российскому государству для создания современной армии нужно учитывать опыт органов государственной власти и военного управления в сфере социального обеспечения военнослужащих и членов их семей, в различные периоды истории, в том числе и период войны. Таким образом, изучение особенностей социальной защиты семей военнослужащих интересно как с практической, так и с научной точки зрения.

Автор ставит целью сравнительный анализ государственной политики в сфере социальной защиты семей военнослужащих в 20–40 годы ХХ века и на современном этапе исторического развития Российской Федерации.

Объектом исследования стала совокупность общественных отношений, возникающих в связи с совершенствованием социальной защиты семей военнослужащих в 20–40-е годы ХХ века и в современный период. Предмет исследования — меры социальной поддержки военнослужащим и их семьям, предоставляемым со стороны государства в динамике их развития.

Методологию исследования составляют: общенаучный диалектический метод познания общественных явлений и процессов; частно-научные методы познания: историко-правовой, формально-юридический. Теоретической основой исследования служат данные Государственного архива Мурманской области, материалы юридической прессы, законодательные акты. Эмпирической основой исследования стали нормативно-правовые акты федеральных органов и органов исполнительной власти Мурманской области.

В 20–30 годы ХХ века правовой базой льгот военнослужащих составлял Кодекс законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии и Рабоче-крестьянского Красного флота Союза ССР и их семей от 29 октября 1924 г. Еще один подобный кодекс был утвержден в апреле 1930 года. Кодекс 1930 г. предусматривал разнообразные льготы во всех важнейших сферах: сельского хозяйства, труда, налогообложения, государственного страхования, здравоохранения, образования, денежные пособия для тех, кто служил на Крайнем Севере. Он устанавливал, что прокурор, получивший сведения о нарушении законных интересов военнослужащих, имеющих право на льготы, был обязан устранить выявленные нарушения, а самих нарушителей привлечь к ответственности. Обязанность защиты интересов военнослужащих возлагалась на районные исполнительные комитеты, сельские и городские советы [5, с.15]. Благодаря принятым законам благосостояние военнослужащих и членов их семей улучшилось, но этом процесс прервался с началом Великой Отечественной войны. Когда в стране было объявлено военное положение.

В 1941–1945 годы работа с семьями военнослужащих, призванных на фронт, была поручена отделам социального обеспечения и органам социальной защиты. Президиум Верховного Совета СССР 26 июня 1941 г. издал Указ «О порядке назначения и выплат пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В 1942 году в составе Финансового управления Народного комиссариата обороны СССР существовал отдел, отвечающий за обеспечение семей фронтовиков денежными средствами. Указ от 26 июня 1941 г. определил размеры пособий членам семей фронтовиков, которые назначались по месту жительства комиссиями районных и городских исполнительных комитетов. В трехдневный срок со дня подачи заявления вопрос о назначении пособия решался, его размер зависел от количества нетрудоспособных членов семьи, к которым относились дети младше 16 лет; учащиеся до 18 лет; родители военнослужащего пенсионного возраста; супруга и родители — инвалиды. Размер пособия составлял сумму около 200 рублей. При наличии несовершеннолетних детей, пособие выплачивалось в размере от 100 до 150 руб. Пособия выплачивались ежемесячно [1, с.10].

К примеру, в 1941 г. в Мурманске были созданы комиссии по начислению пособий членам семей, призванных в ряды Красной Армии и флота. К концу 1941 г. по Мурманску сумма выплат составила 621430 руб. Кроме ежемесячных пособий, семьям фронтовиков полагались единовременные выплаты, сумма которых составляла от 100 до 300 рублей [2, с.19]. Денежную помощь семьям военнослужащих оказывали предприятия и учреждения, где создавались комитеты, анализирующие условия жизни семей военнослужащих. На основе собранных сведений составлялись списки нуждающихся. Так, Рыбный порт г. Мурманска выделил семьям фронтовиков 8910 рублей, а ГОРОНО — 5600 рублей. Советы депутатов и органы социальной защиты проводили встречи с семьями фронтовиков и узнавали их первоочередные нужды. Семьям воинов помогали устроиться на работу, получить жилье взамен разрушенного; передавали одежду и обувь, дрова и другие необходимые вещи. При распределении помощи использовался принцип индивидуального подхода. Для детей и подростков организовывали детские площадки, лагеря отдыха. Например, в 1942 г. в Мурманске в 1942 г. было трудоустроено 850 членов семей военнослужащих. В Мурманске, Кандалакше, Кировске Райкомы ВКП (б) и ВЛКСМ работники прокуратуры и судов поводили консультации по юридическим вопросам, члены семей военнослужащих узнавали о причитающихся им льготах [3, с.49].

Прокуратура Мурманской области исполняла Приказ Прокурора СССР от 3 февраля 1943 года «О постоянном надзоре за неуклонным выполнением законов, охраняющих интересы семей защитников Родины». Она возбуждала дисциплинарные производства по отношению к работникам бухгалтерий и отделов кадров за проволочки, допущенные при отправке справок о заработной плате и трудовом стаже семьям погибших фронтовиков, необходимых для начисления пособий. Так, в марте, 1943 г. было возбуждено три производства: в Княжегубском поселковом совете, на Мурманской судоверфи, на судоремонтном заводе «Главсевморпуть». Некоторых нетрудоспособных родителей фронтовиков определяли в дома инвалидов или прикрепляли к ним социального работника, который оказывал посильную помощь. Проводились декады по сбору средств, для помощи семьям военнослужащих, сражающихся на фронтах. Например, в 1943 году в Кандалакшском районе колхозные кассы выдали семьям военнослужащих 7330 рублей, детскую обувь получили 303 человека. В Мурманске за годы Великой Отечественной войны более 500 членов семей военнослужащих получили новое жилье; более 1400 детей были устроены в детские учреждения — школы и детские сады; 980 человек было трудоустроено. Пособия и льготы получали не только семьи офицеров и рядовых, но и раненые и получившие на фронте увечья. Сумма единовременных пособий составила 665000 рублей [3, с.78].

СНК СССР в мае 1942 г. издал Постановление № 640 «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны», где говорилось о необходимости переобучения фронтовиков-инвалидов войны, для которых создавались трудовые интернаты, где они могли жить и работать, самостоятельно себя обеспечивая.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны в СССР сложилась патерналистская система социального обеспечения. Она была полностью централизована. В годы войны выплаты и льготы для фронтовиков, и членов их семей законами государства были существенным образом расширены.

Теперь обратимся к российской истории конца ХХ в. После распада Советского Союза за пределами Родины оказались тысячи военнослужащих в запасе вместе с семьями. Многие из них не имели своего жилища и не получали материальной поддержки от государства. Долгое время в нашей стране власти забывали о правах военнослужащих на достойную жизнь, что ударило по престижу военной службы [4, с.9]. С 2000 года, и особенно с приходом на пост Президента РФ Владимира Путина государственная социальная политика повернулась в сторону военнослужащих. Было пронято большое количество нормативно-правовых актов, касающихся социального обеспечения военнослужащих и членов их семей. Они предусматривают как денежные выплаты, так и натуральные льготы.

Так, к числу денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих, относятся пенсии, пособия и компенсации, установленные законодательными актами общего и специального характера (Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [6, с. 80], Федеральным законом от 07.05.2002 № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» [7, с. 101] и др. Пенсии военнослужащим назначаются и выплачиваются в соответствии с нормами двух законов. Во-первых, по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468–1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [8, с. 89], во-вторых, по Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [9, с. 74]. Пособия военнослужащим назначаются при наличии следующих оснований: в случае повреждения здоровья в результате военной травмы (для членов семьи военнослужащего — в случае смерти кормильца по этой причине); в связи с рождением и воспитанием детей; при увольнении. Пособия в связи с рождением и воспитанием детей назначаются по нормам Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [10, с. 65]. Существуют пособия, предназначенные исключительно для членов семей военнослужащих: это единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Новым видом социального обеспечения являются ежемесячные денежные компенсации, которые предоставляются в случае причинения вреда здоровью при исполнении военными служебных обязанностей. Члены семей военнослужащих получают право на компенсации в результате гибели указанных граждан. Законодательство регламентирует условия и основания назначения выплат, создает механизм защиты их от инфляции. К примеру, действует Федеральный закон от 04.06.2011 № 128-ФЗ «О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях» [11, с. 101]. Законодательство о социальном обеспечении военнослужащих закрепляет для них право на получение услуг, включающих оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение.

Льготы носят нематериальный характер. Например, право для уволенных в запас военнослужащих и членов их семей на предоставление органами службы занятости в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях; преимущественное право на оставление на работе, при сокращении штата; предоставление не позднее месячного срока с момента обращения мест для детей граждан, уволенных из вооруженных сил, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, оздоровительных лагерях (п. 5 ст. 23 Закона о статусе военнослужащих). Если военный погибнет во время несения службы, его семья получит единовременную выплату в размере трех миллионов рублей. При других страховых случаях, например, если военнослужащий будет уволен раньше срока из-за травмы или болезни, в этом случае его семья получит выплату в размере двух миллионов рублей. Военнослужащим предоставляется право на приобретение жилья, осуществляется помощь со стороны государства, когда речь заходит о строительстве жилья и др. Если в семье военного по призыву появится второй ребенок, он имеет право уволиться досрочно.

Среди нормативных актов, регулирующих данную сферу, следует назвать Указ Президента РФ от 29 октября 2009 г. № 1219 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)» [12, с.76]. Действует Постановление Правительства РФ от 02 августа 2005 г. № 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг» [13, с. 98].

В Мурманской области в данной сфере также принят ряд нормативных актов. К примеру, Закон от 23.12.2008 № 1057–01-ЗМО «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению жильем» [14, с.3].

Постановление Правительства Мурманской области от 13.02.2007 № 75-ПП «Об утверждении Порядка представления информации, необходимой для обеспечения компенсационных выплат членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг» [15, с. 2]; Постановление Правительства Мурманской области от 20.06.2008 № 283-ПП «Об определении уполномоченного органа» [16, с.2] и др.

Исследование основных направлений государственной социальной защиты военнослужащих и членов их семей позволяет сделать вывод, что она является важнейшей функцией социального государства. Сейчас в Российской Федерации сформированы правовые основы системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Они включают в себя основных элементы: правовые нормы, закрепляющие права и свободы граждан Российской Федерации; правовые нормы, определяющие круг социально-экономических льгот военнослужащих, ветеранов Вооруженных Сил и членов их семей. Нормативная база социальной защиты военнослужащих и членов их семей развивается и совершенствуется, что отвечает потребностям социальной политики российского государства.

В качестве меры по совершенствованию системы социальной защиты военнослужащих предлагаем принять федеральный закон «Об обязательном страховании жизни, здоровья, имущества военнослужащих и членов их семей». Следует сблизить законодательство бывших союзных республик. Ранее входивших в состав СССР и Российской Федерации по вопросам социального обеспечения военных пенсионеров, что улучшит положение военнослужащих, проходивших службу в вооруженных силах СССР и оказавшихся после распада страны за пределами России.

В условиях экономического кризиса нельзя рассчитывать исключительно на федеральный бюджет. При участии бюджетов субъектов Российской Федерации должны реализовываться социальные программы, способствующие росту социальной защищенности военнослужащих и их семей, особенно при решении жилищного вопроса. Парламентариям стоит подумать об учреждении учредить поста уполномоченного по правам военнослужащих и членов их семей. Все это может побудить органы военного управления, государственные органами и органы местного самоуправления не нарушать социальные права военнослужащих и членов их семей.

В последние несколько лет в российской армии усовершенствовалась боевая подготовка, улучшились бытовые условия военнослужащих по контракту и по призывы, существенно выросло денежное довольствие. До 2020 года Россия планирует потратить значительные средства на разработку и закупку современных видов вооружения. Служба в российской армии становится все более престижной. Показателем этого служит факт, что все больше молодых людей хотят заключить контракт на военную службу, количество желающих поступить в военные вузы растет. Став российским военнослужащим гражданин получает возможность поставить свое настоящее и будущее на надежную основу. Но не следует забывать о том, что без учета исторического опыта создать современные Вооруженные Силы невозможно. Следует изучать и применять на практике имеющийся исторический опыт в сфере социального обеспечения военнослужащих и членов их семей, во многом способствовавший победе в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Литература:

  1. Государственный архив Мурманской области. Ф. 405. Оп. 1. Д. 251. Л.10.
  2. Государственный архив Мурманской области. Ф. 405. Оп.11. Д.70. Л.19.
  3. Государственный архив Мурманской области. Ф. 901. Оп. 1 Д. 11. Л 49, 78.
  4. Клейменов А. С. Права и свободы военнослужащих // Военно-юридический журнал. — 2010. — № 8. — С. 7–10.
  5. Мигущенко О. Н. Политика советского государства в области наделения льготами военнослужащих и военнообязанных Рабоче-крестьянской Красной армии и членов их семей в 20-е — 30-е годы XX века // Военно-юридический журнал. — 2014. — № 7. — С. 14–17.
  6. О статусе военнослужащих: Федеральный закон Российской Федерации от 27.05. 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 14.12.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22. Ст. 2331.
  7. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот: Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.2002 г. № 49-ФЗ (ред. от 08.12.2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 19. Ст. 1794.
  8. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей: Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468–1 (ред. от 04.11.2014 г.) // Ведомости Совета Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 9. Ст. 328.
  9. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 15.12. 2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. Ст. 4831.
  10. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995. № 81-ФЗ ред. от 29.12.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1929.
  11. О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях): Федеральный закон Российской Федерации от 04.06. 2011. № 128-ФЗ (ред. от 14.12.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 23. Ст. 3268.
  12. О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей): Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2009. № 1219 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 44. Ст. 5191.
  13. О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг: Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 02.08.2005 г. № 475 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 32. Ст. 3316.
  14. О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению жильем: Закон Мурманской области от 23 декабря 2008 г. № 1057–01-ЗМО: принят Мурманской областной Думой 18 декабря 2008 г. // Ведомости Мурманской областной Думы. — 2009. — № 9. — С. 41–43.
  15. Об утверждении Порядка представления информации, необходимой для обеспечения компенсационных выплат членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг: Постановление Правительства Мурманской области от 13.02. 2007 г. № 75-ПП: Мурманский Вестник. — 2007. — № 39. — С. 3.
  16. Об определении уполномоченного органа: Постановление Правительства Мурманской области от 20.06.2008 г. № 283-ПП: Мурманский Вестник. — 2008. — № 122. — С. 2–3.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, военная служба, семья, Мурманская область, исполнительная власть, Мурманск, член семей военнослужащих, военнослужащий, орган, член.


Похожие статьи

Создание культурно-образовательных центров для национальных меньшинств в Западной Сибири в 20-е годы ХХ века (на примере немецких центров)

Социальная защита населения в г. Тюмени в конце XIX–начале XX вв. на примере пенсионного обеспечения и организации льгот (1872–1917 гг.)

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области)

Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)

Специфика полоролевой социализации подрастающего поколения в условиях современной поликультурной среды (на примере этносов, проживающих в Крыму)

Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного самоуправления в реализации государственной молодежной политики (на примере Чеховского муниципального района Московской области)

Современное состояние и возможности административной интеграции различных видов общественного транспорта в мегаполисах (на примере Санкт-Петербурга)

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Похожие статьи

Создание культурно-образовательных центров для национальных меньшинств в Западной Сибири в 20-е годы ХХ века (на примере немецких центров)

Социальная защита населения в г. Тюмени в конце XIX–начале XX вв. на примере пенсионного обеспечения и организации льгот (1872–1917 гг.)

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области)

Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)

Специфика полоролевой социализации подрастающего поколения в условиях современной поликультурной среды (на примере этносов, проживающих в Крыму)

Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного самоуправления в реализации государственной молодежной политики (на примере Чеховского муниципального района Московской области)

Современное состояние и возможности административной интеграции различных видов общественного транспорта в мегаполисах (на примере Санкт-Петербурга)

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Задать вопрос