Цель: изучить историю американского военного истребителя «Аэрокобра Р-39» и его связь с Олекминским районом.
Актуальность:
В аэропорту г. Олекминска я увидел памятник и заинтересовался что это за самолет? Мне он понравился. Я стал искать информацию в энциклопедии, библиотеке, интернете, музее. И в ходе научного исследования оказалось, что это американский истребитель «Bell P-39» получивший название «Аэрокобра». Мне стало любопытно, почему в Олекминске установили памятник американскому самолету?
Изучив историю, я узнал, что:
- Этот истребитель был произведен 1939 г. фирмой «BellAircraft» в г.Буффало США. И в честь главы компании Лоуренса Белла назван «Bell».
- Р-39 — это модель самолета
- «Аэрокобра» — воздушная самая смертельная змея
«Аэрокобра» является монопланом, обладающим шасси с тремя стойками. Корпус цельнометаллический одноместный. Крыло расположено низко; винт — трёхлопастной, с изменяемым шагом. Данный самолёт имел не совсем обычную оригинальную для того времени компоновку:
1. Двигатель находился за кабиной пилота
2. «Носовое» шасси.
3. Вместо сдвигающегося назад фонаря установлены дверцы
Известные герои — летчики которые летали на этом самолете это:
Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, Николай Гулаев и др.
Во время Великой Отечественной Войны между странами-союзниками СССР и США был подписан договор о взаимопомощи ленд-лиз. Была открыта секретная воздушная трасса Аляска — Сибирь (АлСиб) с 1942г по 1945г, по которой на помощь нашим войскам американцы отправляли самолеты, орудия, лекарства, дипломатическую почту, людей и др. Самым массовым истребителем была «Аэрокобра Р-39». Всего было произведено 9584 самолёта P-39; около 4500 из них было доставлено по ленд-лизу в СССР.
Олекминский аэропорт был построен в 1942г. И стал одним из пяти первых тайных запасных аэродромов СССР для секретной воздушной трассы «Алсиб». Во время ВОВ через аэродром «Олёкминск» было доставлено более восьми тысяч боевых самолётов, следующих из США на фронт.
В аэропорту г. Олёкминска был открыт памятник погибшим лётчикам Алсиба. Установлен полномасштабный макет истребителя Р-39 «Аэрокобра» — одного из самых массовых «ленд-лизовских» самолетов.
Так как маршрут был очень трудным, аварии были неизбежны. Аварии, к сожалению, происходили и в Олекминском районе:
- 6 ноября 1943 г. при столкновении в воздухе на самолете Р-39 погиб зам.командира авиаэскадрильи 4-го перегоночного авиационного полка (ПАП) майор Павел Федорович Морозов.
- 30 ноября 1943 г. в катастрофе такого же самолета погиб старший лейтенант, летчик 4-го ПАП Дмитрий Ефремович Ефремов. Оба похоронены в Олекминске.
Самолет Р-39 «Аэрокобра» летчика Ефремова упал недалеко от берега Лены, в тайге, в 18 км от села 1 Нерюктяй. Самолет разбился и сгорел. Причина аварии- недостаточный подогрев мотора и редуктора на земле.
В 1986 г. учитель якутского языка 1 нерюктяйинской школы вместе со своим классом побывали на месте катастрофы. Установили памятный столб с надписью. Собрали обломки самолета, таблички завода изготовителя (США, штат Индиана), пулеметные гильзы, искореженную пушку, термос и часы летчика Ефремова. Все эти вещи экспонируются в специальном отделе в школьном краеведческом музее. Интерес вызывают чайник, кружка, две ложки и рамка для фото, изготовленные из обломков этого же самолета местным умельцем Филимоном Егоровичем Седых.
Заключение:
«Аэрокобра» являлась оригинальным, не имевшим аналогов самолетом-истребителем времен Второй Мировой войны. Сильными сторонами этой машины были очень мощное вооружение, высокая скорость и маневренность, прекрасный обзор из кабины пилота, сведенная к минимуму вероятность капотирования. С другой стороны, главным недостатком самолета оказалась его склонность к штопору. Из этого можно сделать вывод, что «Аэрокобра» была предназначена для пилотов-профессионалов, которые могли справиться со сложным управлением и реализовать высокий потенциал самолета.
Уже после войны АЛСИБ стал ключом для развития авиационной отрасли в Якутии, которой досталась инфраструктура трассы. После ее закрытия многие специалисты продолжили работу в республике.
О том, что в те грозные годы Олекминский аэропорт был военным, нынешним пассажирам напоминает установленный на постаменте макет американского истребителя «Аэрокобра».
Литература:
- Воздушная трасса «Красноярск — Уэлькаль» («Аляска — Сибирь»): вчера, сегодня, завтра: материалы науч.-практ. конф. — Красноярск, 2007. — 121 с.
- Л. И. Горбунова, Е. В. Кутаков, Н. Ф. Шкарев. Небо без границ: очерки, воспоминания. — Красноярск: Русская энциклопедия, 1995. — 349 с. — 10 000 экз.
- Негенбля И. Е. Аляска — Сибирь: Над тундрой и тайгой: [фотоальбом]. — Якутск: Бичик, 2005. — 112 с.
- Мазурук И. П. Полярный круг. Воздушный мост Аляска — Сибирь = Альманах. — М., 1978.
- А. Почтарев, Л. Горбунова. Полярная авиация России. 1914–1945 гг.. — Paulsen, 2011.
- Ярославцев В. А. Небо без границ. — Красноярск.
- Музейные экспонаты 1 Нерюктяйинского краеведческого музея