История железной дороги столицы Сибири | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №2 (5) март 2016 г.

Дата публикации: 12.02.2016

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Калошин М. С., Павлова А. А. История железной дороги столицы Сибири // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 47-49. — URL https://moluch.ru/young/archive/5/272/ (дата обращения: 17.09.2019).

 

Каждый человек любит свой родной край.

Современный человек всегда интересуется историей города или села где он живет. Я живу в городе Новосибирске и мне интересно, как образовался и развивался город.

Железные дороги России как основной вид дорог имеет богатую историю, которую интересно изучать.

Цель исследования: изучить историю строительства железной дороги и как это повлияло на образование города Новосибирска.

План исследования:

  1.                Найти в литературе интересные исторические сведения о Западно-Сибирской железной дороге:

— Когда было открыто первое движение поездов?

— Какую роль сыграл железнодорожный транспорт (Западно-Сибирская железная дорога) в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией?

— Как архитектура города связана с железной дорогой?

  1.                Изучить, когда на месте временных поселков железнодорожников образовалась будущая столица Сибири.
  2.                Изучить, с чем связано первое название города Новосибирска.

СтроительТранссибирской магистрали, инженер и писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский про железные дороги писал: «Нам железные дороги необходимы как воздух, как вода…».

На уроке по предмету «Окружающий мир» ещё в 1 классе я узнал, что город Новосибирск — это столица Сибири, что он образован в 1893 году как посёлок строителей — железнодорожников.

В настоящее время Новосибирск, является третьим по величине городом России. Необходимо отметить, что появился Новосибирск в конце XIX века под названием Новая Деревня, позднее — посёлок Александровский, потом — город Новониколаевск, а в 1926 году — город Новосибирск.

Железная дорогаоткрыла Сибирь для распространения паровых машин в промышленности и на транспорте, возникновения банков.

Рис. 1. Крестьянский посёлок Гусевка

 

Интересный факт: до начала строительства железной дороги на правом берегу реки Обь был густой сосновый бор и располагался небольшой крестьянский посёлок Гусевка Кривощековской волости Томского уезда.

Западно-Сибирскаяжелезная дорогастроилась как один из участков Великого Сибирского пути. Строительства Транссибирской железной дороги началось по указу Александра III в 1891 году — самой большой железной дороги в мире, давшей развитие сибирским городам. [3] Проект Транссибирской магистрали к концу 1881 года был готов полностью.

Первый поезд пришел в город Омск в октябре 1894 года. Спустя год в октябре 1895 года было открыто временное движение между Омском и Кривощеково. А еще через год — в октябре 1896 года — Западно-Сибирская железная дорога стала эксплуатироваться постоянно.

Интересный факт: Железная дорогаи железнодорожный мост через реку Обь, а также станция Обь — стали основой для строительства города.

В 1897 году открывается движение поездов через станцию Обь. На месте временных поселков железнодорожников развивается будущий город. [1,3]

Рис. 2. Железнодорожный мост через реку Обь

 

Интересный факт: Название поселка — Новониколаевск, было утверждено в честь императора Николая II.

Интересный факт: Памятник Александру III, отцу последнего Российского Императора Николая II, установили в Новосибирске в парке «Городское начало», который располагается на набережной Оби на месте старого железнодорожного моста.

В 1903 году поселок возводится в степень города. В 1909 году Новониколаевск получает все права Российского города. Через 10 лет в 1913 году Новониколаевск стал одним из первых городов империи, где было введено всеобщее начальное образование. [1]

Нельзя не отметить, что железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в победе Советского Союза над фашистской Германией. Западно-Сибирская железная дорога с первых дней войны обеспечивала быструю и без задержек доставку к фронтуогромного количества войск, боевой техники, вооружения. [2]

Незадолго до войны на Томской железной дороге возникло «лунинское движение», которое так называлось в честь Николая Александровича Лунина. [2] Николай Александрович предложил ремонтировать паровоз не в депо, а самим машинистом и помощником машиниста. В годы войны самостоятельный ремонт помогал экономить.

Интересный факт: Особая страница военной истории Западно-Сибирской — строительство бронепоездов. В августе 1941 года работа началась, а в апреле 1942 года первый бронепоезд «Лунинец» был отправлен на фронт. Первый бой экипаж принял на участке Касторная — Елец в июле 1942 года. [2]

Затем построили бронепоезда «Железнодорожник Кузбасса» и «Советская Сибирь». Их экипажи совершили 1500 огневых налетов на позиции врага, уничтожили 79 танков, 120 автомобилей, до 6000 солдат и офицеров противника. [2,3]

Архитектура города также связана с железной дорогой. Строительство в городе таких зданий как Новосибирский вокзал, Управление Западно-Сибирской железной дороги, Дом культуры железнодорожников, Детская железная дорога в Заельцовском парке и других. В черте города находится 14 железнодорожных станций, которые выполняют работу с пассажирами. [4]

Интересный факт: Железнодорожный вокзал «Новосибирск-Главный», один из самых крупных в стране, является архитектурной достопримечательностью города. Согласно архитектурному замыслу, его здание напоминает форму старинного паровоза.

Рис. 3. Вокзал Новосибирск-Главный

 

В настоящее время город Новосибирск — крупнейший транспортный узел Сибири.

История железной дороги столицы Сибири меня заинтересовала, потому, что:

  1.                История учит не быть равнодушным к прошлому;
  2.                История учит быть любознательным;
  3.                Знание истории своего города, помогает понять его настоящее и будущее;
  4.                Интерес к истории также может помочь выбрать будущую профессию.

 

Литература:

 

  1.                Горюшкин Л. М., Бочанов Г. А. Так начинался Новосибирск. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1983. — 176 с.
  2.                Железнодорожники в Великой Отечественной Войне 1941–1945 / под редакцией министра путей сообщения СССР Конарева Н. С. — [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.e-reading.club/bookreader.php/81552/Konarev__Zheleznodorozhniki_v_Velikoii_ Otechestvennoii_voiine_1941_-1945.html
  3.                История железнодорожного транспорта России. Том 1. (1836–1917) — [Электронный ресурс] Режим доступа: http://wiki.nashtransport.ru/wiki/История_ железнодорожного_транспорта_Росии_Том1.
  4.                Краткий очерк истории Новосибирской области: Библиотека Сибирского краеведения — [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bsk.nios.ru/content/kratkiy-ocherk-istorii-novosibirskoy-oblasti
  5.                Цыплаков И. Краткая историческая энциклопедия Новосибирска. — Новосибирск: Издательский Дом «Горница», 1997. — 280 с.


Задать вопрос