К вопросу о строительстве железнодорожной ветки Сталинск (Новокузнецк) — Абакан | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бесчастных, Е. В. К вопросу о строительстве железнодорожной ветки Сталинск (Новокузнецк) — Абакан / Е. В. Бесчастных. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15226/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье представлена история строительства железнодорожной ветки Сталинск (Новокузнецк) — Абакан, входящей в состав Южно-Сибирской железной дороги.

Ключевые слова: Южно-Сибирская железная дорога, участок Сталинск (Новокузнецк) — Абакан, Всесоюзная ударная комсомольская стройка, строительно-монтажный поезд — 155.

Железнодорожная ветка Сталинск (Новокузнецк) — Абакан является участком Южно-Сибирской железной дороги (Южсиба), строительство которой было начато в 1949 г.

Рис. 1. Железнодорожная ветка Сталинск (Новокузнецк) — Абакан

Южно-Сибирская железная дорога является второй широтной магистралью, проходящей через южную часть Сибири, она предназначалась для освоения сырьевых ресурсов и разгрузки Транссибирской магистрали от перевозок карагандинского угля, что сокращало на 461 км путь следования топлива к Магнитогорскому металлургическому комбинату и Халиловско-Актюбинскому комплексу [3, с. 120].

Предполагалось, что восточный участок Южсиба (Сталинск — Абакан) позволит освоить Минусинское угольное месторождение (23,3 млрд. т) и доставлять топливо металлургическим и другим энергоемким предприятиям Восточной Сибири и, кроме того, развить добычу руды в Абаканских, Тейских и Ирбитских месторождениях, суммарные запасы которых достигали 500 млн. т.

Изыскания и проектные проработки трассы, близкой к выбранному впоследствии направлению Южсиба, проводились еще до 1917 г. Местные власти Семипалатинска в 1909–1912 гг. отстаивали вариант проведения дороги через их город (южный вариант), а Особое межведомственное совещание в 1916 г. высказалось в пользу северного варианта (через Павлодар). К 1930-м гг. сложились предпроектные решения по магистрали. Предполагалось построить последовательно четыре ее составляющих: Карталы — Акмолинск, Акмолинск — Барнаул, Барнаул — Сталинск, Сталинск — Тайшет. К 1939 г. сформировалось окончательное решение о направлении магистрали: Карталы — Акмолинск — Павлодар — Барнаул — Сталинск — Абакан — Тайшет с учетом существующих участков Павлодар — Кулунда и Артышта — Сталинск [3, с. 122].

Изыскательские работы и проектирование железнодорожной ветки Сталинск — Абакан осуществлялось силами сотрудников Новосибирского подразделения Всесоюзного проектно-изыскательского объединения «Союзтранспроект».

Строительство магистрали Сталинск — Абакан было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Железнодорожную магистраль строил строительно-монтажный поезд — 155 (СМП-155) [1, с. 29].

Работать строителям приходилось при любых погодных условиях, жили в бараках, домиках из фанеры. Но на это никто не обращал внимания, люди были полны энтузиазма, ведь перед ними стояла одна главная задача — строительство новой железнодорожной магистрали [9].

Рабочие строительно-монтажного поезда — 155 сооружали не только железнодорожное полотно. Подъездные пути шахт и карьеров, железнодорожные пути на станциях Междуреченск, Мыски, Чульжан, Томусинская — также дело рук отряда строителей стальных магистралей — СМП-155.

Весной 1956 года на строительство железной дороги прибыло свыше 600 молодых строителей. Это были первые посланцы городов Кузбасса, Марийской, Башкирской и Татарской республик, Московской, Ярославской, Брянской, Тамбовской, Ростовской и целого ряда других областей. Им было по 17–18 лет. Вместе с кадровыми рабочими девушки и юноши стали основной решающей силой на стройке [1, с. 30].

На строительстве железнодорожной ветки Сталинск — Абакан использовался также труд немцев-переселенцев. Согласно Постановлению ГКО СССР № 1123 от 10 января 1942 г. «О порядке использования немцев-переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет» [7] 40 000 «немцев-мужчин в возрасте от 17 до 50 лет, годных к физическому труду, выселенных в Новосибирскую и Омскую области, Красноярский и Алтайский края и Казахскую ССР», были мобилизованы на строительство железных дорог, в т. ч. Сталинск — Абакан [6, с. 219].

Пробить дорогу сквозь отроги Абаканского хребта планировалось за четыре года. Но жизнь вносила коррективы, рабочие сталкивались с разными трудностями, поэтому строительство растянулось на девять лет.

4 декабря 1957 г. строители Новокузнецка и Абакана встретились на мосту через реку Шора. Был забит последний «рабочий» костыль. Дорога протяженностью в 375 км была досрочно сдана во временную эксплуатацию [1, с. 30].

В постоянную эксплуатацию железнодорожная линия Сталинск — Абакан была сдана 12 ноября 1959 г.; с веткой Аскиз — Абаза — 1 декабря 1959 г. [2].

Приказом Министерства путей сообщения СССР от 30 ноября 1959 г. № 1752 на участке Калтас — Тигей Красноярской железной дороги были образованы: основное паровозное депо Аскиз 2 разряда, вагонное депо Аскиз 2 разряда, дистанция пути Аскиз (внеклассная) и дистанция сигнализации и связи Аскиз 1 разряда [8].

Этим же Приказом Министерства путей сообщения СССР станциям, разъездам и вокзалам железнодорожной линии Сталинск — Абакан была присвоена классность: станциям — Междуреченск 1 класс, Кийзак 2 класс, Aбaгyp — Новый, Подосас, Мыски 3 класс, Тальжино, Чульжан, Teбa, Лужбa 4 класс; разъездам — Бельсу, Сливень 5 класс; вокзалам — Междуреченск 2 класс, Мыски 4 класс [8].

19 мая 1960 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О присвоении звания Героя Социалистического Труда строителям железнодорожной линии «Сталинск — Абакан», по которому четыре лучших работника строительства были удостоены звания Героя с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». Вторым Указом от 19 мая 1960 г. «О награждении отличившихся работников при строительстве и открытии сквозного движения железнодорожной линии «Сталинск — Абакан» орденом Ленина были награждены 14 человек, орденом Трудового Красного Знамени — 31 человек, орденом «Знак Почета» — 104 человека, медалью «За трудовую доблесть» — 136 человек и медалью «За трудовое отличие» — 116 человек [5].

В 1961 г. Сталинск был переименован в Новокузнецк, а железнодорожная ветка стала соответственно носить название Новокузнецк — Абакан. Она связала построенный в 1929–1932 гг. Кузнецкий комбинат с месторождениями высокосортных железных руд Хакасии (раньше комбинат работал на уральских рудах) [4, с. 180]. В последующее десятилетие дорога обеспечивала перевозки в районах освоения целинных и залежных земель.

В настоящее время Южно-Сибирская железная дорога, включая участок железнодорожную ветку Новокузнецк — Абакан, соединяет Кузбасс через Новокузнецк, Абакан и Тайшет с Хакасией и Иркутским промышленным центром, обеспечивает перевозку пассажиров и грузов.

Литература:

1. Беспокойная юность моя: История междуреченского комсомола [Текст] / МБУК «МИБС», Сектор краеведения; сост. Т. Н. Соколова, И. А. Швецова. — Междуреченск: Центральная городская библиотека, 2018. — 88 с.

2. Дорога Сталинск-Абакан сдана в постоянную эксплуатацию [Текст] // Кузбасс. — 1959. — 3 ноября.

3. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза [Текст] Т. 2: 1917–1945 гг. — СПб.; М.: Иван Федоров, 1997. — 416 с.

4. История железнодорожного транспорта России: учебное пособие / А. В. Гайдамакин, В. В. Лукин, В. А. Четвергов и др.; под ред. А. В. Гайдамакина, В. А. Четвергова. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. — 312 с.

5. Календарь памятных дат [Электронный ресурс] // Кузнецкий рабочий. — 1960. — 21 мая. URL: http://arhiv42.ru/2015_god__Kalendar_ pamyatnih_dat_1352.htm?st=3 (дата обращения: 30.06.2019)

6. Кох, А. История одной деревни [Текст] / А. Кох, О. Лапина. — М.: Альпина паблишер, 2014. — 318 с.

7. Постановление ГКО СССР № 1123 от 10 января 1942 г. «О порядке использования немцев-переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет» // РЦХИДНИ. Ф. 844. оп. 1. д. 19. л. 49–50.

8. Приказ Министерства путей сообщения СССР от 30 ноября 1959 г. № 1752 // Музей истории Красноярской железной дороги на ст. Абакан им. В. С. Чекчурина. — ОФ 3176.

9. Станция Аскиз — столица Дня железнодорожника [Электронный ресурс] // Гудок. — 2016. — 29 июля. URL: https://www.gudok.ru/zdr/176/?ID=1345413&archive=40449 (дата обращения: 30.06.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): Абакан, Новокузнецк, железнодорожная ветка, Аскиз, дорога, железнодорожная линия, Акмолинск, Барнаул, Междуреченск, строительно-монтажный поезд.

Ключевые слова

Южно-Сибирская железная дорога, участок Сталинск (Новокузнецк) — Абакан, Всесоюзная ударная комсомольская стройка, строительно-монтажный поезд — 155

Похожие статьи

К проблеме развития железных дорог в Ставропольском крае

В статье рассмотрена проблема развития железных дорог в Ставропольском крае, на

Так как Благодарненская ветка была самая большая в губернии, то и всю железную дорогу в ней

Продолжение ранее задуманной Благодарненской железнодорожной ветки началось лишь в...

Скоростные железнодорожные магистрали | Статья в журнале...

В статье рассматриваются особенности скоростных железнодорожных магистралей, в частности, мировой опыт ведения скоростного железнодорожного движения, классификацию для скоростных железных дорог, стандартов, перспектив.

Совершенствование технологии работы железнодорожной...

Хабаровский нефтеперерабатывающий завод — одно из важнейших предприятий отечественной промышленности на Дальнем Востоке России, с комплексом мощностей по переработке 5 млн. тонн нефти в год.

Особенности развития железнодорожного транспорта в годы...

В строительстве железнодорожных линий в стране достигнуты несравнимые успехи. За годы независимости уделено большое внимание электрификации железнодорожных линий. Имелось в виду уменьшение расходов на топливо и, самое главное, сокращение времени на...

Целесообразность строительства железнодорожного тоннеля...

Целесообразность строительства железнодорожного тоннеля между островом Сахалин и материком.

На сегодняшний день на остров можно попасть только самолётом или на пароме. Железная дорога острова Сахалин соединена с железнодорожной сетью континентальной...

Анализ мирового опыта развития высокоскоростного...

В статье рассмотрены особенности развития высокоскоростных железных дорог

На железнодорожной станции устройства, такие как железнодорожный путь, системы

Строительно-технические нормы Министерства путей сообщения Российской Федерации...

Развитие скоростного железнодорожного транспорта

земляное полотно, высокоскоростное движение, железнодорожный транспорт, TGV, дорога, путь, поезд, линия, ширина колеи, Россия

Россия, Казахстан, Китай, монголия, Транссибирская магистраль, Европа, дорога, Азия, железнодорожный транспорт, маршрут.

Принципы гражданского процессуального и хозяйственного...

Научная статья посвящена исследованию принципов гражданского и хозяйственного судопроизводств с учетом тенденций унификации гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства Республики Беларусь. По результатам...

Уроки трудового обучения для детей с ограниченными...

Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги. Оценка результатов. Высокий уровень — отсутствуют выходы за пределы «дорожки», карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии.

Похожие статьи

К проблеме развития железных дорог в Ставропольском крае

В статье рассмотрена проблема развития железных дорог в Ставропольском крае, на

Так как Благодарненская ветка была самая большая в губернии, то и всю железную дорогу в ней

Продолжение ранее задуманной Благодарненской железнодорожной ветки началось лишь в...

Скоростные железнодорожные магистрали | Статья в журнале...

В статье рассматриваются особенности скоростных железнодорожных магистралей, в частности, мировой опыт ведения скоростного железнодорожного движения, классификацию для скоростных железных дорог, стандартов, перспектив.

Совершенствование технологии работы железнодорожной...

Хабаровский нефтеперерабатывающий завод — одно из важнейших предприятий отечественной промышленности на Дальнем Востоке России, с комплексом мощностей по переработке 5 млн. тонн нефти в год.

Особенности развития железнодорожного транспорта в годы...

В строительстве железнодорожных линий в стране достигнуты несравнимые успехи. За годы независимости уделено большое внимание электрификации железнодорожных линий. Имелось в виду уменьшение расходов на топливо и, самое главное, сокращение времени на...

Целесообразность строительства железнодорожного тоннеля...

Целесообразность строительства железнодорожного тоннеля между островом Сахалин и материком.

На сегодняшний день на остров можно попасть только самолётом или на пароме. Железная дорога острова Сахалин соединена с железнодорожной сетью континентальной...

Анализ мирового опыта развития высокоскоростного...

В статье рассмотрены особенности развития высокоскоростных железных дорог

На железнодорожной станции устройства, такие как железнодорожный путь, системы

Строительно-технические нормы Министерства путей сообщения Российской Федерации...

Развитие скоростного железнодорожного транспорта

земляное полотно, высокоскоростное движение, железнодорожный транспорт, TGV, дорога, путь, поезд, линия, ширина колеи, Россия

Россия, Казахстан, Китай, монголия, Транссибирская магистраль, Европа, дорога, Азия, железнодорожный транспорт, маршрут.

Принципы гражданского процессуального и хозяйственного...

Научная статья посвящена исследованию принципов гражданского и хозяйственного судопроизводств с учетом тенденций унификации гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства Республики Беларусь. По результатам...

Уроки трудового обучения для детей с ограниченными...

Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги. Оценка результатов. Высокий уровень — отсутствуют выходы за пределы «дорожки», карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии.