В статье рассматриваются понятия «анимация» и «мультипликация», их место и значение в современном мире, а также рассказывается о видах анимации и этапах ее создания.
Ключевые слова: анимация, мультипликация, мультфильм, сценарий, раскадровка, монтаж.
В повседневной жизни современного человека мультипликация очень востребована. Каждый день огромное количество абсолютно разных людей смотрят мультфильмы и анимацию. На данный момент у человека в распоряжении огромное количество устройств на которых можно воспроизвести мультфильм, рынок предоставляет большой выбор техники: телевизоров, персональных компьютеров, смартфонов и планшетов, кинотеатры находятся в шаговой доступности большинства людей. Все эти устройства стали обычными предметами жизни современного человека, а мультипликация заняла свое место не только в досуговой, но и в медиа, образовательных, научных, просветительских сферах.
С помощью мультипликации мы имеем возможность создать, оживить и продемонстрировать все, что возможно себе представить, а с помощью современных технологий, мы сможем показать это своим родным, друзьям и знакомым, на каком бы расстоянии от нас они не находились.
Но сложно ли стать аниматором и что для этого потребуется? Давайте разбираться.
Анима́ция (от лат. animatio — «оживление, одушевление»), мультиплика́ция (от лат. multiplicatio «умножение, увеличение, возрастание, размножение») — технические приёмы создания иллюзии движущихся или меняющих формы изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с большой частотой (от 12 кадров в секунду для рисованной анимации до 30 кадров в секунду для компьютерной анимации). Мультфильм, мультипликационный фильм (от слияния лат. multiplicatio — умножение и англ. film — плёнка; разг. мультик), также анимационный фильм — фильм, выполненный при помощи средств мультипликации, то есть покадрового запечатления созданных художником объёмных и плоских изображений или объектов предметно-реального мира на кино- и видеоплёнке или на цифровых носителях. Видымультипликации по способу создания бывают следующими:
- Пластилиновая мультипликация . Анимация делается путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с изменением формы и положенияэтих объектов в промежутках между кадрами.
- Перекладная анимация — вид анимации, в которой используются— плоские объекты (марионетки, фигуры, фон). Марионетки — это один раз рисованный художником персонаж во всевозможных ракурсах, разрезанный на части: например, голова, руки, ноги, туловище, благодаря которым художник-аниматор может оживить персонажа, перемещая и вращая эти части относительно друг друга, без дорисовок.
- Рисованная мультипликация — технология мультипликации, основанная на покадровой съёмке немного отличающихся двумерных рисунков.
- Кукольная мультипликация —объёмная мультипликации. При создании используются сцена-макет и куклы-актёры с высокой детализацией. Сцена фотографируется покадрам, после каждого кадра в сцену вносятся небольшие изменения. При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов. Кукольная мультипликация позволяет самый широкий выбор материалов и техники выполнения декораций, фигур, объектов.
- Компьютерная анимация — анимация, создаваемая при помощи компьютера.
- Сыпучая (Песочная) анимация . В песочной анимации сцены создаются из сыпучего материала, который тонкими слоями наносится на специальный стол с прозрачной стеклянной поверхностью, и с помощью диапроектора или световой доски изображение передается на экран.
Рассмотрим основные этапы создания мультфильма, а также разберем некоторые технологические особенности создания анимационного фильма.
Последовательность создания мультфильма делится на несколько этапов и имеет 5 важных шагов:
Шаг 1. Создание сценария для фильма и раскадровки.
Мультфильм всегда начинается с истории. На профессиональном языке это называется «сценарий». Любой фильм начинается со сценария. Именно интересный сценарий — это уже половина успеха в создании вашего фильма. Возможны два варианта: сценарий вы можете придумать свой собственный или сделайте фильм, взяв за основу любое литературное произведение, которое вам нравится.
После того как написан сценарий, нужно сделать раскадровку к мультфильму. Раскадровка очень похожа на комикс, только здесь еще у каждого кадра подписаны действия. В раскадровке сценарий схематично прорисовывается и выбирается план кадра — общий план, крупный план, средний план, деталь.
Шаг 2. Продумать и нарисовать образы героев фильма и декорации сцен, на которых будут происходить действие фильма.
Согласно сценарию и теме истории, необходимо продумать и нарисовать образы героев и декорации сцен, на которых будут происходить действие фильма. Рисунки должны быть яркими и интересными, чтобы привлекать внимание зрителей.
Шаг 3. Создание действий на сценах в соответствии со сценарием.
На третьем шаге вы воплощаете в жизнь свой сценарий.
Шаг 4. Подобрать способ озвучивания фильма в соответствии со сценарием.
По статистике правильно озвученный мультфильм — это 80 % успеха! Для озвучивания анимации в интернете есть очень много сайтов как с платными, так и бесплатными звуками. Начиная со звука ветра и заканчивая звуками шагов, шум самолёта и т. д. Озвучивание можно сделать и самому в домашних условиях. Можно записать различные звуки, как это делают в профессиональных студиях. Для этого потребуется хороший микрофон, программа для записи звука, компьютер и немного фантазии.
Шаг 5. Смонтировать фильм.
Для создания анимации существуют огромное количество специализированных программ, для захвата, обработки изображения, либо непосредственного его создания. Программы выбираются и используются в зависимости от способа создании анимации и этапа работы с ней.
И все же, можно создать мультфильм дома?! Конечно можно! Вот мой пример создания мультфильма «Оглянись вокруг»,не выходя за периметр собственной квартиры.
Процесс создания мультфильма, даже самого непродолжительного, это долгий процесс, к которому необходимо подойти с ответственностью, максимальной отдачей и открытой душой, в противном случае все может оказаться безрезультатно. Мы это поняли, когда на экране компьютера увидели первое движение нашего героя, с момента появления идеи до момента этого первого движения, прошло целых две недели. Но вернемся к самому началу.
Учась в первом классе школы № 176, нашей семье предложили поучаствовать в конкурсе по мультипликации, меня это заинтересовало, папа тоже был не против, мама это поддержала. И вот случился первый, но самый важный этап, у нас образовалась рабочая группа проекта:
- Кирилл Анфиногентов — художник, идейный вдохновитель
- Илья Анфиногентов — мультипликатор, автор текста
- Алина Анфиногентова — режиссер, главный редактор
Рабочая группа — это люди, которые взяли на себя ответственность по реализации определенной идеи/задачи. В нашем случае задача была — создать мультфильм о красоте Самарского края, а идея еще не родилась. Но когда работаешь в группе понимающих друг друга людей, от задачи до идеи всего один шаг!
В качестве объекта нашего мультфильма и как одного из красивейших мест Самарской области были выбраны Жигулевские горы, а для того чтобы привлечь внимание большего числа зрителей, мы добавили актуальную проблематику «зависимость людей от гаджетов и социальных сетей». Результатом работы автора стало стихотворение собственного сочинения, которое восхваляло красоту Жигулевских гор и в то же время раскрывало существующую проблему современного общества. Данное стихотворение, в том числе стало сценарным планом нашего мультфильма.
После раскадровки сценария, изготовления схематически прорисованных кадров будущего мультфильма, начался самый долгий процесс, процесс рисования сцен, фона, героев и объектов. Рисование осуществлялось на простых листах бумаги, формата А4, карандашами и фломастерами. Далее получившиеся картинки сканировались и обрабатывались с помощью фоторедактора на персональном компьютере. Когда весь архив необходимых рисунков был собран, мы перешли к самому кропотливому этапу создания мультфильма — оживление, анимация всего нарисованного.
С помощью специальной программы AdobeAnimate каждый рисунок помещался на виртуальный рабочий стол, разбивался на сегменты и слои, у каждого сегмента определялись узлы — точки вокруг которых эти сегменты двигались, либо меняли форму, и на каждом отрезке фильма создавалась последовательность движений. В итоги все последовательности движений в сочетании со сменами кадров, наложенной музыкой и текстом чудесным образом превратились в настоящий мультфильм.
Работа над этим проектом мне и моей рабочей группе в лице мамы и папы очень понравилась, уверен, что результат нашего труда не оставит равнодушными многих и многих людей.
Мультфильм «Оглянись вокруг» всегда доступен по ссылке: https://youtu.be/aMZzQuctYJI.
QR-код для перехода к мультфильму:
И в заключении хочется отметить, что именно мультипликация в любом своем виде может дать волю фантазии любого человека и превратит ее в реальность, которой можно будет поделиться с кем угодно.
Современные средства и технологии шагнули далеко вперед и анимацию может создать каждый, без больших затрат, специальных студий и оборудования, даже не выходя из собственного дома, главное не бояться и решиться на реализацию своей идеи. Кто знает, может именно в Вас скрывается по-настоящему великий мультипликатор?! Пробуйте и у Вас все получится!
Приложение
Рис 1. Рисунок на листе А4 перед сканированием
|
Рис 2. Предварительная прорисовка объектов анимации
|
|
|
Литература:
1. Велинский Д. В. «Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки», 2010г.
2. Сафронов М. «Вообразительное искусство. Как написать сценарий мультфильма», 2017г.
3. Тихонова Е.Р. «Детская студия мультипликации: рекомендации по работе с детьми», 2010г.