Ландшафтный дизайн пришкольного участка: предпроектный анализ | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Юный учёный №1 (4) январь 2016 г.

Дата публикации: 07.01.2016

Статья просмотрена: 494 раза

Библиографическое описание:

Игнатьева, В. А. Ландшафтный дизайн пришкольного участка: предпроектный анализ / В. А. Игнатьева, И. С. Калашникова, Е. К. Кац. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 1 (4). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/young/archive/4/243/ (дата обращения: 17.11.2024).



 

Ландшафтный дизайн — искусство, находящееся на стыке трёх направлений: архитектуры, строительства и проектирования (инженерный аспект); ботаники и растениеводства (биологический аспект); истории (особенно истории культуры) и философии (историко-культурный аспект). Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий [3].

Озеленение территории является одной из обязательных составляющих благоустройства образовательной организации (школы, лицея и т. п.). В Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях сказано, что территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена [5].

Нами разрабатывается проект «Ландшафтный дизайн пришкольного участка», целью которого является озеленение пришкольного участка ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат» г. Читы.

Проект будет содержать:

  1.                введение;
  2.                теоретический раздел, включающий:

                    описание климатических и иных условий географического района, в котором расположен объект,

                    описание растений, наиболее подходящих к условиям выбранной территории;

                    обоснование расположения растений;

  1.                практический раздел, включающий:

                    чертежи;

                    макет территории с озеленением.

Работа над проектом предполагает 4 этапа:

1 этап — подготовительный (сентябрь — октябрь 2015 г.). Выбор темы, постановка цели, обоснование актуальности и значимости решаемой проблемы, составление сметы.

2 этап — поиск (ноябрь 2015 г. — январь 2016 г.). Проведение теоретического анализа по теме проекта и подготовка теоретического раздела.

3 этап — обобщающий (февраль — март 2016 г.). Подготовка чертежей и макета территории с озеленением и окончательное оформление проекта.

4 этап — заключительный (апрель-май 2016 г.). Представление результатов проектной деятельности на научно-практических конференциях и защита проекта в образовательной организации-заказчике.

Ожидаемые результаты: озеленение пришкольного участка ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат» (2016 г.) и создание брошюры с рекомендациями по наружному озеленению образовательной организации, расположенной на территории Забайкальского края.

ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат» находится в центральном районе г.Читы Забайкальского края. Климат района резко-континентальный. Зима длительная (продолжительная) и суровая, малоснежная, с большим числом ясных дней; средняя температура января составляет -19,7 (-21) °С на юге и -37,5 °С на севере. Весна холодная, сухая, ветренная. Лето короткое и теплое — сухое в первой половине и влажное во второй. Колебание суточных и годовых температур значительные [1]. Почвы в городской среде представлены техногенно-преобразованными грунтами — урбоземами, нуждающимися в улучшении и добавлении готовой растительной земли. В связи с этим для озеленения необходимо выбрать многолетние растения, способные выдержать климат и почвенный условия Забайкальского края.

Кроме климатических и почвенных условий проект озеленения пришкольного участка должен учитывать, что территория, прилегающая к образовательному учреждению, выполняет ряд функций: эстетическую, развивающую, санитарно-оздоровительную, познавательную, средорегулирующую и средозащитную. Озеленение на участке должно способствовать защите от ветра, снега, пыли, грязи и шума [4; 5]. Поэтому при ландшафтном проектировании вся территория должна выглядеть как единое целое, выполняющее свое функциональное значение.

В субъектах и городах РФ органами местного самоуправления установлены правила благоустройства и озеленения территории. В соответствии с п. 7.2. Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», физические и юридические лица, в собственности или на ином вещном праве которых находятся земельные участки, обязаны обеспечить уход и содержание зеленых насаждений, находящихся на этих участках, а также планирование и финансирование проведения работ по озеленению; обеспечение сохранности зеленых насаждений [6]. В Правилах указано, что на территории организации необходимо обеспечить своевременное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы, прополка сорняков и др.). Сорные травы, являющиеся сильнейшим аллергеном (полынь) подлежат обязательной прополке до срока формирования куста растения и семян (июнь-июль) [6]. При озеленении территории образовательной организации не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, ядовитых и колючих растений [5].

В соответствии с современными требованиями к функциональному зонированию, рекомендуется разделить территорию школы на 4 зоны: учебно-опытная зона, спортивная зона, зона отдыха и хозяйственная зона [7].

Озеленение территории предусматривается из расчета не менее 50 % площади его территории. При размещении общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10 %. Чтобы не снижать естественную освещенность в помещениях учреждения, деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 м, кустарник — 5 м от здания.

Обычно со стороны проезжей дороги на школьной территории устраивают живую изгородь из деревьев и кустарников для улавливания пыли и снижения шума. Нецелесообразно в этой живой изгороди высаживать плодовые деревья и кустарники, так как их плоды могут быть опасны для здоровья из-за близости дороги. Остальные стороны забора обсаживают деревьями, кустарниками или вьющимися растениями с учетом эстетических соображений и внешнего вида окружающих территорию построек [2].

Анализ архитектурно-планировочной ситуации, позволил увидеть, что на территории объекта не предусмотрено современное функциональное зонирование и слабо выражена зона защитных насаждений. На проектной территории представлено ограниченное количество видов древесных и травянистых растений, что не позволяет в полной мере использовать имеющиеся территориальные ресурсы для реализации всех функций пришкольного участка.

Таким образом, проект «Ландшафтный дизайн пришкольного участка» является актуальным и имеет практическое значение для образовательных организаций, расположенных на территории Забайкальского края.

 

Литература:

 

  1.                Забайкальский край // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Забайкальский_край (дата обращения 28.12.2015).
  2.                Каверн И. В. Озеленение прилегающей территории// Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. 2012. № 4. С. 44–52.
  3.                Ландшафтный дизайн // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ландшафтный_дизайн (дата обращения 28.12.2015).
  4.                Миронова Ю. В. Рекомендации по наружному и внутреннему озеленению детских образовательных учреждений. М.: УЦ Перспектива, 2011. 132 с.
  5.                Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191027 (дата обращения 28.12.2015).
  6.                Решение Думы городского округа «Город Чита» от 20 декабря 2007 г. № 223 «О принятии Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита» (с изменениями и дополнениями от 10 апреля, 19 июня 2008 г., 2 июля, 22 октября, 10 декабря 2009 г., 1 июля 2010 г., 21 апреля 2011 г., 28 июня 2012 г., 21 мая 2015 г.). URL: http://ivo.garant.ru/#/basesearch/ (дата обращения 27.12.2015).
  7.            Таран С. С. Ландшафтное проектирование. Новочеркасск, 2014. 199 с.
Основные термины (генерируются автоматически): пришкольный участок, Забайкальский край, Ландшафтный дизайн, озеленение территории, образовательная организация, озеленение, живая изгородь, макет территории, кустарник, проект.


Похожие статьи

Процесс создания дизайн-проекта загородного клуба. Этапы проектирования

Градостроительные аспекты формирования малоэтажной застройки в Кузбассе

Электронный университет на базе социальных карт москвича. Архитектурно-функциональное решение

Организация интерактивных форм работы на уроках английского языка: психолого-педагогические условия

Влияние визуальной среды на экологическую обстановку в новостройках г. Краснодара на примере Юбилейного микрорайона

Дистанционные технологии в деятельности детского сада: опыт и перспективы использования

Музейный комплекс в воспитательном пространстве детского дома: из опыта работы

Психолого-педагогическая технология проведения игровых занятий с дошкольниками

Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС ДО

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования

Похожие статьи

Процесс создания дизайн-проекта загородного клуба. Этапы проектирования

Градостроительные аспекты формирования малоэтажной застройки в Кузбассе

Электронный университет на базе социальных карт москвича. Архитектурно-функциональное решение

Организация интерактивных форм работы на уроках английского языка: психолого-педагогические условия

Влияние визуальной среды на экологическую обстановку в новостройках г. Краснодара на примере Юбилейного микрорайона

Дистанционные технологии в деятельности детского сада: опыт и перспективы использования

Музейный комплекс в воспитательном пространстве детского дома: из опыта работы

Психолого-педагогическая технология проведения игровых занятий с дошкольниками

Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС ДО

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования

Задать вопрос