Сфера употребления производных предлогов | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Рубрика: Русский язык и литература

Опубликовано в Юный учёный №1 (4) январь 2016 г.

Дата публикации: 27.11.2015

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Колесникова А. А., Афанасьева Т. Л. Сфера употребления производных предлогов // Юный ученый. — 2016. — №1. — С. 4-7. — URL https://moluch.ru/young/archive/4/225/ (дата обращения: 21.08.2019).

 

«Русский язык велик и могуч, и именно части речи составляют его богатство и многообразие. Не было бы существительных, мы не смогли бы назвать ни единой вещицы (предмета). Прилагательное — это вообще, для меня особая часть речи! Тусклой и монотонной была бы наша речь без прилагательных. Такую же роль играют и наречия. Местоимения помогают нам не повторять, одно и то же имя, предмет-оно и здесь выручает нас. Числительные самые трудные в произношении, даже дикторы телевидения и радио не могут правильно произнести их в косвенных падежах. Глаголы — это основа нашего русского языка. Предположим, что было бы, если бы мы не смогли произнеси слова-действия предметов, нас бы никто не понял. А особые формы глагола, причастия и деепричастия, делают нашу речь плавной, богатой, и было бы здорово, если бы мы в сочинениях и в разговорной речи их чаще употребляли. Все, все части речи самые важные. И без служебных мы бы не смогли выговорить ни одной фразы. Спасибо нашей русской грамматике, что она у нас есть!» — говорил А. М. Пешковский. [1с.17]. Как видим, в высказывании подчеркивается важная роль служебных частей речи. В нашей работе как предмет исследования будет рассматриваться предлог. Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения. Предлог выражает различные отношения между зависимыми и главными членами словосочетания и осуществляет подчинительную синтаксическую связь внутри словосочетания и предложения. Очень важно уметь употреблять предлоги в речи. Анкета, проведенная среди учащихся 7 классов, показала, что тема: «Производные предлоги» вызывает затруднения у учащихся, при написании сочинений допускаются ошибки при выборе предлога, нужного падежа, особенно производного предлога. Возникла проблема: как пользоваться предлогами, когда, какова их сфера употребления и их роль в речи. Решить данную проблему поможет наше исследование. Цель нашей работы: определить сферу употребления производных предлогов для предупреждения речевых ошибок при выполнении письменных работ.

Задачи:

  1.                Исследовать тексты разных стилей (материал учебников 7 классов) с целью определения производных предлогов.
  2.                Составить таблицу часто употребляемых производных предлогов в соответствии со стилями речи

Объект исследования: тексты разных стилей (учебник 7класс)

Предмет исследования: производные предлоги

Методы исследования: поиск, наблюдение, анализ, обобщение.

Гипотеза:

Культура письменной речи будет выше, если знать особенности употребления производных предлогов в соответствии со стилями речи.

Предлоги, и в особенности производные предлоги, представляют собой недостаточно изученную часть морфологической системы языка, хотя на протяжении уже нескольких веков лингвисты, начиная с М. В. Ломоносова, делают попытки обобщить и систематизировать имеющиеся о них сведения.

Изучением предлогов занимались В. В. Виноградов, Д. Э. Розенталь, Л. В. Щерба и другие. В работах ученых лингвистов особое внимание обращается на семантические группы предлогов, правописание, но не на употребление их в разных стилях. Поэтому, на наш взгляд, тема, выбранная для исследования, актуальна и имеет практическую значимость.

Наше исследование состояло из следующих этапов:

1 этап. Изучение и анализ литературы по теме. Просмотрев подобранные материалы, мы нашли много интересного о предлогах: узнали о возникновении этой части речи, о лингвистах, которые занимались и занимаются изучением предлогов.

Предлог как название части речи встречался ещё в древнерусском языке, где он, как и в современном, выражал зависимость косвенных падежей существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании. Термин “предлог” буквально значит “перед словом”. Предлоги обычно стоят перед словом, с которым они сочетаются. По частотности употребления занимает четвертое место после существительных, глаголов и местоимений. Общее грамматическое значение предлогов — обозначение подчинительной связи между знаменательными словами. Предлог не имеет самостоятельного значения. Под значением предлога понимают грамматические отношения, которые он выражает в сочетании с косвенным падежом существительного. В одном из словарей русского языка имеются таблицы, в которых отражено распределение 121304 (ста двадцати одной тысячи трехсот четырёх) слов по частям речи. При подсчёте обнаружено, что среди этих слов глаголов было 37319, существительных — 56332, прилагательных –24786, числительных — 117, местоимений — 93, наречий — 1916, предлогов –141, союзов — 110, междометий — 341, частиц –149. Как видим, слов, являющихся самостоятельными, примерно в 300 раз больше, чем служебных. Узнав эту цифру, можно сделать, например, такой вывод: “Если самостоятельных слов приблизительно в 300 раз больше, то и в речи они употребляются в 300 раз чаще, чем служебные”. Но такой вывод ошибочен. Существует “Частотный словарь современного русского литературного языка”. В нем отобрано 2500 наиболее употребительных слов, т. е. слов, которые очень часто встречаются в речи. Данный словарь выделяет 50 наиболее часто употребляемых слов: и, в, на, не, он, я, что, с, этот, быть, а, весь, они, она, как, мы, к, у, ты, за, тот, по, вы, но, из, о, свой, же, сказать, так, один, вот, который, наш, только, ещё, от, такой, мочь, говорить, для, уже, знать, да, какой, когда, другой, первый, ребята, чтобы. 48 % в данной группе имеют служебные слова. Это означает, что в нашей речи почти половина используемых слов — служебные слова. Предлогу в ней отводится 22 %. Второй этап нашего исследования состоял из лингвистического эксперимента. Мы решили проверить данные, которые нашли в частотном словаре. Выбрали текст из учебника 7 класса «Русский язык» [2] и посчитали, сколько предлогов употреблено в тексте. Получили следующий результат. В тексте «Лес зимой» стр. 264 всего 102 слова, из них 15 предлогов, это 15 %. И это немало. По происхождению слово ПРЕДЛОГ — это калька с греческого, которая значит «перед словом». Девять предлогов в, на, с, к, по, за, у, из, о входят в состав тридцати самых употребительных слов русского языка. А предлог «в» занимает первое место в частотном списке. Какова роль предлогов? Чем объясняется столь частое их использование в языке? Очень точно определил значение предлогов лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав их «словечками отношений».

В русском языке шесть падежей, а двести предлогов должны распределиться между пятью падежами. Это распределение, естественно, будет достаточно неравномерным, как неравномерно в целом развивается и сам язык. Таким образом, в языке без предлогов обойтись просто невозможно.По подсчётам современных лингвистов, из 30 наиболее употребительных слов девять — предлоги. Причём возглавляет этот почётный список предлог в, а на четвёртом месте — на. Это непроизводные предлоги. А что же собой представляют производные предлоги и часто ли употребляются в речи.

В ходе исследовательской работы проанализированы тексты учебника «Русский язык» 7 класс. Установлено, что текстов художественного стиля — 35, научного — 6, разговорного — 3, публицистического — 24, официально-делового — 6. В текстах художественного стиля употреблено 9 производных предлогов: вокруг, вместо, вдоль, около, несмотря на.

В текстах публицистического стиля 8 предлогов: вокруг, благодаря, в течение, в продолжение, наподобие, в отличие, в соответствии.

В текстах научного и разговорного стилей производных предлогов нет.

В текстах официально- делового стиля — 3 предлога.

Представленная диаграмма показывает, для каких стилей характерно употребление производных предлогов.

Рис. 1. Употребление производных предлогов

 

Таким образом, можно сделать вывод, что чаще всего производные предлоги употребляются в текстах публицистического, художественного и официально-делового стилях Исследование показало, что наиболее часто встречаются предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу. Следующим этапом нашего исследования стало обобщение.

Мы составили перечень производных предлогов, которые чаще всего встречаются в речи.

Наречные

Вокруг, вдоль, кругом, мимо, накануне, впереди, недалеко от, около, рядом с, напротив, независимо от, внутри

Именные

В течение, в продолжение, вследствие, в отличие от, в противоположность, по поводу, посредством, навстречу, за исключением, в связи с, насчет, за счет, по направлению к, вроде

Глагольные

Благодаря, включая, спустя, невзирая на, несмотря на, начиная с

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Без производных предлогов не обойтись, хотя некоторые из них имеют синонимы среди непроизводных предлогов. Производные предлоги нужно использовать, учитывая стилистические особенности. Нужно помнить о том, что речь, насыщенная производными предлогами, теряет лёгкость, пластичность и поэтому воспринимается затруднённо. А вот официально- деловому, публицистическому стилю они свойственны и образуют канцелярские обороты, штампы, которые употребляются в деловых бумагах: заявлениях, протоколах, постановлениях и т. п. пользоваться предлогами, в том числе и производными, следует лишь в тех случаях, когда обойтись без них невозможно. Чтобы речь не была сухой, невыразительной, нужно уметь заменять канцелярские обороты средствами иного стиля.

 

Литература:

 

  1.                Пешковский А. М. «Путешествие в мир слов» М. «Наука»,1995.-с.17
  2.                Кондубаева М. Р. «Русский язык». Учебник для 7 класса-Алматы. Атамура, 2013.
  3.                Розенталь Д., Голуб И., Кохтев Н. Русский язык для школьников пятых-девятых классов. Путешествие в страну слов. — М: Издательский дом “Дрофа”, 1995. — с.168.
  4.                Хазанова А. С., Цвайг Л. В. Русский язык. Практическое руководство в двух частях. — М: Владос, 1995. — Ч. 2. — с. 23.


Задать вопрос