Исследование влияния изменений окружающей среды на жизнеспособность морских рачков Артемий | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 22.10.2015

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Арутюнян А. А., Распопина Л. Г. Исследование влияния изменений окружающей среды на жизнеспособность морских рачков Артемий // Юный ученый. — 2015. — №3. — С. 146-148. — URL https://moluch.ru/young/archive/3/174/ (дата обращения: 21.01.2020).

 

В энциклопедии я нашла информацию о том, что прародители жаброногих появились на Земле много миллионов лет назад, когда еще жили динозавры. И о том, что в наше время Артемии брали на борт космического корабля, в 1982 году этот рачок был выбран для экспериментов, проводившихся на земной орбите советско-французским экипажем. На ее цистах проводились исследования воздействия космического облучения. Находясь в диапаузе, цисты обладают удивительной жизнестойкостью. Как показали эксперименты, они выдерживают глубокий вакуум, ионизирующее облучение, промораживание до температуры минус 196°С и прогревание до плюс 103°С, действие агрессивных жидкостей, сильное высушивание, анаэробные условия, воздействие пестицидов и продуктов метаболизма. В этой связи следует упомянуть случай, имевший место в 1979 году в США при бурении скважины в районе Большого Соленого озера (штата Юта). В пробе грунта между двумя слоями соли были обнаружены цисты Артемии. После инкубации из них вывелись науплии. Радиоуглеродный анализ показал возраст — 10 тысяч лет.

У меня возникли вопросы: «Что помогло выжить этим существам, тогда, когда многие виды животных исчезли? Почему ученые до сих пор испытывают интерес к этим животным, не смотря на их примитивность? Эти вопросы и определили цель моих исследований.

Цель: В домашних условиях провести ряд экспериментов по изменению окружающей среды для жизни Артемий и выяснить причину жизнеспособности этих организмов.

Рассмотрим научную классификацию рачков

Артемии относятся к животным.

Тип: Членистоногие;

Подтип: Ракообразные;

Класс: Жаброногие

Отряд: Жаброноги

Семейство: Artemiidae (лат.)

Род: Артемии

Взрослые рачки достигают длины 10 миллиметров. Окраска в зависимости от потребляемой пищи и концентрации растворенного в воде кислорода варьирует от зеленоватой до ярко-красной.

Артемии размножаются двумя способами: раздельнополым и партеногенетическим (без участия самцов). Самка откладывает яйца в выводковые камеры и в благоприятных условиях их развитие там протекает полностью: рождаются личинки рачков — науплии. Если же условия обитания ухудшаются, то самка выметывает яйца — цисты, отличающиеся более плотной оболочкой и необыкновенной жизнестойкостью.

В природе Артемия питается микроводорослями, бактериями, мелкими простейшими организмами. Живет Артемия до шести месяцев. Артемия широко распространена на земном шаре. У нас она населяет соленые водоемы от Одесских лиманов до Забайкальских соленых озер.

Перед тем как провести ряд экспериментов, нужно вывести морских рачков Артемий в благоприятных для них условиях. Для этого нужно: отстоявшиеся от хлорки водопроводная вода и для лучшего качества исследования, морская соль. В готовый раствор насыпаем цисты Артемий. Аквариум помещаем на хорошо освещенное место.

Наблюдение за естественным развитием Артемий:

За первые сутки в цисте образуется щель, через которую постепенно выходит эмбрион, окруженный оболочкой. Это можно увидеть только под микроскопом. (Рис.2.)

Рис. 1. Выход эмбриона из цисты

 

Спустя несколько часов он освобождается полностью и двигается свободно. В течение 10–12 часов наступает первая линька, науплиус (так называется личинка Артемии) не питается: рот и анальное отверстие закрыты, пищеварительная система не работает. Через полсуток он переходит во вторую личиночную стадию и начинает поглощать корм. В процессе роста в течение 8 суток совершается до 15 линек.

Таким образом, у морских Артемий существует 3 стадии развития — это яйца, науплиус и взрослый рачок.

Рис. 2. Строение взрослой Артемии

 

Эксперимент № 1 «Реакция рачков на свет»

Помещаем аквариум с науплиями в темное место и когда они адаптируются к темноте, подсвечиваем фонариком.

Наблюдения показали: личинки стремятся к свету.

Проделываем этот эксперимент со взрослыми особями, а взрослые рачки прячутся от света.

Эксперимент № 2 «Влияние освещение на рост и развитие»

Когда рачки появились на свет, делим аквариум на две половины разделителем и закрываем одну часть черной, плотной бумагой. Наблюдаем за развитием.

Наблюдается замедление роста рачков, которые находились в темноте.

Таблица 1

Рост и развитие Артемий в зависимости от освещения (дата посева 1 марта)

 

2 марта

12 марта

22 марта

Часть аквариума на свету

Науплисы выведены все на свету

Артемий больше

Артемий больше

Часть аквариума в тени

Артемий мало рост замедлился

Рост Артемий замедлен, много погибших особей

 

Эксперимент № 3 «Влияние плотности посева яиц на развитие Артемий»

Изначально делим аквариум на две части: в одну часть заселяем маленькое количество яиц, в другую значительно больше.

С меньшим количеством рачки вылупились быстрее, и их рост значительно превышал роста рачков, вылупившихся в тесноте. А также в густо заселенной половине наблюдалась высокая смертность. Слабые умирали, сильные выживали.

Таблица 2

Влияние плотности посева яиц на развитие Артемий (дата посева 20 марта)

 

Появление науплисов

Размер взрослой особи

Смертность

Часть аквариума с малым количеством яиц

21 марта

больше

ниже

Часть аквариума с большим количеством яиц

22–23 марта

меньше

выше

 

Эксперимент № 4 «Влияние концентрации соли на жизнь и развитие рачков»

Если растворить 25г соли на 200мл воды получаем примерно 10 % раствор соленой воды. Если взять пропорцию 50г соли на 200мл воды получаем примерно 20 % раствор. Выращиваем Артемий в двух раздельных аквариумах с разной концентрацией соли.

Фиксируем различие в строении (Рис.3) и в сроках появления личинок.

Рис. 192. Строение Artemia salina, живущей при разной солености воды

Рис. 3. Строение Артемии при разной солености воды

 

Результаты исследовательской работы

Из эксперимента «Реакция на свет», мы узнали, что вырастая и обретая фасеточные глаза, морские рачки начинают прятаться от света. Так как прямые солнечные лучи губительны для Артемий.

При эксперименте «Влияние освещения на рост и развитие» мы зафиксировали, в темноте у рачков рост очень замедлен.

«Изменение количества яиц» в этом эксперименте мы увидели, что число яиц не всегда влияет на конечное число жизнеспособных рачков. При большом количестве, общий объем живых Артемий быстро приближался к значениям, наблюдаемым в отсеке с малым количеством яиц. Численность поколения зависит от объема пригодных для обитания соленых водоемов.

«Изменение концентрации соленой воды» из этого эксперимента было видно, когда Артемии растут в более соленой воде, то у них более плоские брюшки и уменьшено количество хвостовых щетинок. В более пресной воде брюшко выпячивается, увеличивается количество хвостовых щетинок — таким образом, рачки приспосабливаются к тому, чтобы легче держаться в воде с меньшей плотностью. А так же количество вылупившихся из яиц Артемий и выросших взрослых рачков оказалось выше при концентрации соли 20 % и размер Артемий зависит от солености воды: чем больше соленость, тем больше размер тела Артемий.

Морские рачки обладают высокой степенью жизнеспособности за счет того, что:

          Артемии приспосабливаются к изменениям в окружающей среде

          Если не выживают взрослые особи, выживают их цисты, которые сохраняют вид этих животных

          Артемии своей приспособленностью и интересны ученым, которые пытаются разгадать их тайну долголетия вида.

 

Литература:

 

  1. Энциклопедия для детей «Биология». Под ред. Аксенова М., Вильчек Г., Кудрявцева И.)
  2. Большой энциклопедический словарь «Биология». Под ред. Гилярова М. С., М.: Большая Российская энциклопедия, 1998г
  3. Ванюшин И. И. «Эта удивительная Артемия», Аквариум, № 4, 1996.
  4. http://www.floranimal.ru/pages/animal/a/7000.html
  5. http://www.artemiaworld.com/home/index.php?lng=ru
Основные термины (генерируются автоматически): часть аквариума, эксперимент, соленая вода, рачок, яйцо, свет, влияние плотности посева яиц, концентрация соли, развитие Артемий, ряд экспериментов.


Похожие статьи

Влияние света на биологические ритмы растений на примере...

У растений свет и темноту воспринимает каждая клетка.

Основные факторы роста и развития растений – тепло, свет, воздух, вода, питание.

При недостатке света с ноября по февраль у кислицы наступает фаза покоя: растение сбрасывает часть листьев, прекращается цветение.

Выращивание снежинки из кристаллов соли | Статья в журнале...

эксперимент. Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных

Облака состоят из воздуха и воды. Но есть в них частицы и других веществ: соли, песка, пепла. Внутри облака могут оказаться даже живые...

Опыт обогащения науплиусов артемии | Статья в журнале...

) В статье дается анализ фондовых материалов, мирового опыта обогащения живых кормов. Ключевые слова: подращивание, личинки, науплиусы артемии, обогащенные корма, жирные кислоты, витамины, пробиотики.

Наблюдение за ростом и развитием сухопутных улиток ахатин...

Часть яиц лопнула, видны маленькие раковины молодых улиток. Фото № 1.

Я решила выяснить влияние света, режима кормления, увлажнения почвы на рост и развитие улиток ахатин, и выявить факторы, благоприятно влияющие на их жизнеспособность.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Требования к объектам опытов и экспериментов

Мини-проект «Экспериментирование с водой» позволяет детям сравнить различные состояния воды («Что в банке?», «Где

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения...

Проект «Волшебные свойства соли» в старшей группе детского...

В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта.

Ключевые слова: соляная пещера, полезные ископаемые, исследования, эксперименты. Влияние окружающего мира на развитие ребёнка...

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного...

Опыт это средство для развития мыслительных процессов детей.

Ход проведения опыта: На столе соль, сахар, гречка, стаканы с водой, ложки. Детям предлагается в стакан с водой добавить сахар, в другой стакан соль и в третий стакан гречку и пронаблюдать, что происходит...

Развитие познавательной активности детей старшего...

Если соль размешать в большом количестве воды, то она растворится, а если воды взять меньше чем соли то соль полностью не растворится.

Дети проводят опыт с помощью воспитателя. (Понадобятся 1 большая ёмкость прозрачная с водой и одно сырое яйцо (можно...

Близнецы — величайшая загадка природы | Статья в журнале...

И вместе с тем, если объяснять этот вопрос исходя из генетического влияния гиперовуляции, то это привычное представление можно проследить в семьях, в зависимости от того, с чьей стороны будут дети: от дочерей или сыновей. Рассмотрим на трех поколеньях двойняшек

Похожие статьи

Влияние света на биологические ритмы растений на примере...

У растений свет и темноту воспринимает каждая клетка.

Основные факторы роста и развития растений – тепло, свет, воздух, вода, питание.

При недостатке света с ноября по февраль у кислицы наступает фаза покоя: растение сбрасывает часть листьев, прекращается цветение.

Выращивание снежинки из кристаллов соли | Статья в журнале...

эксперимент. Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных

Облака состоят из воздуха и воды. Но есть в них частицы и других веществ: соли, песка, пепла. Внутри облака могут оказаться даже живые...

Опыт обогащения науплиусов артемии | Статья в журнале...

) В статье дается анализ фондовых материалов, мирового опыта обогащения живых кормов. Ключевые слова: подращивание, личинки, науплиусы артемии, обогащенные корма, жирные кислоты, витамины, пробиотики.

Наблюдение за ростом и развитием сухопутных улиток ахатин...

Часть яиц лопнула, видны маленькие раковины молодых улиток. Фото № 1.

Я решила выяснить влияние света, режима кормления, увлажнения почвы на рост и развитие улиток ахатин, и выявить факторы, благоприятно влияющие на их жизнеспособность.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Требования к объектам опытов и экспериментов

Мини-проект «Экспериментирование с водой» позволяет детям сравнить различные состояния воды («Что в банке?», «Где

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения...

Проект «Волшебные свойства соли» в старшей группе детского...

В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта.

Ключевые слова: соляная пещера, полезные ископаемые, исследования, эксперименты. Влияние окружающего мира на развитие ребёнка...

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного...

Опыт это средство для развития мыслительных процессов детей.

Ход проведения опыта: На столе соль, сахар, гречка, стаканы с водой, ложки. Детям предлагается в стакан с водой добавить сахар, в другой стакан соль и в третий стакан гречку и пронаблюдать, что происходит...

Развитие познавательной активности детей старшего...

Если соль размешать в большом количестве воды, то она растворится, а если воды взять меньше чем соли то соль полностью не растворится.

Дети проводят опыт с помощью воспитателя. (Понадобятся 1 большая ёмкость прозрачная с водой и одно сырое яйцо (можно...

Близнецы — величайшая загадка природы | Статья в журнале...

И вместе с тем, если объяснять этот вопрос исходя из генетического влияния гиперовуляции, то это привычное представление можно проследить в семьях, в зависимости от того, с чьей стороны будут дети: от дочерей или сыновей. Рассмотрим на трех поколеньях двойняшек

Задать вопрос