Библиографическое описание:

Гаврилова О. В., Максимова М. Ю. Проект «Волшебные свойства соли» в старшей группе детского сада [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 33-35.



В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.

Ключевые слова: соляная пещера, полезные ископаемые, исследования, эксперименты

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы найти ответы на данные вопросы, удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления. Для этого создаются условия к поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей познавательно активности, творчества и воображения. В работе с детьми активно используем метод проектов, который повышает интерес к созданию чего-то нового, интересного, что способствует формированию интегративных качеств дошкольника. Поэтому мы организовали работу по проекту «Волшебные свойства соли». Тема была выбрана не случайно: на свой день рождения Дима Хапиков принес детям в подарок сертификаты на посещение соляной пещеры, а его мама принесла фотографии соляной пещеры. Работа закипела!

Цель: формирование у детей представлений о соли как необычном для человека продукте. Задачи:

  1. Образовательные:

− вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого — соли, ее свойств и качеств, способам использования человеком;

− стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности.

  1. Развивающие:

− развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

− развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.

  1. Воспитательные:

− воспитывать аккуратность в работе, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом;

− воспитывать интерес к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, творческий, краткосрочный (2 недели). Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители. Ожидаемый результат:

  1. Дети узнают разные виды соли, где можно использовать соль (кроме пищи) и будут делиться своими знаниями с другими.
  2. У ребят будет совершенствоваться умение проводить опыты, отбирать необходимые материалы, определять последовательность действий, радоваться процессу и результату.
  3. Появится интерес к использованию соли в продуктивной деятельности.

1 этап. Подготовительный.

  1. Постановка проблемы. Что же там необычного? Для чего люди ходят в пещеры? Такие вопросы встали перед нами с детьми. И мы решили узнать что-то новое и интересное про соль. Вопросы:

1) Что такое соль?

2) Какая бывает соль?

3) Как добывают соль?

4) Где используют?

  1. Определение цели и задач проекта.
  2. Создание условий для организации работы.
  3. Подбор художественной литературы: сказка, загадки, пословицы и поговорки.
  4. Подбор познавательной, научной литературы.
  5. Создание фотоальбомов: «Эта разная соль», «Добыча соли».
  6. Презентация о соляной пещере.

2 этап. Организация исследований в рамках проекта.

  1. Сбор, анализ и систематизация информации:

− Беседы: «Что такое соль?», «Полезные советы», «Откуда пришла к нам соль?»

− Экспериментальная деятельность (опыты):

1) «Соль растворяется в воде». Вывод: соль растворяется в воде, оставляя ее прозрачной и бесцветной.

2) «Эффект моря». Опускали одно яйцо в обычную воду, оно оказывалось на дне, другое -в соленую воду — яйцо оставалось на поверхности воды. Вывод: соленая вода удерживает предметы на поверхности.

3) «Соль растапливает лед». Посыпали солью кусочки льда. Лед постепенно превращался в воду. Вывод: при соприкосновении льда с солью, лед превращается в воду, поэтому солью посыпают дорожки во время гололеда.

4) «Выращивание кристаллов». Для выращивания кристалла мы поместили в концентрированный раствор соли на проволоке шишку так, чтобы она не касалась стенок емкости. Через 4 дня обратили внимание, что результата нет. Добавили в раствор еще соли. На 5 день наблюдаем появление небольшого белого налета. Дети очень рады хоть и маленькому, но результату. Через неделю шишка хорошо покрылась соляными кристаллами. Вывод: возможно в домашних условиях вырастить кристаллы разных цветов, окрашивая воду в различные цвета.

5) «Выпаривание соли». Держали соляной раствор в ложке над горящей свечой. Вывод: соль не испаряется вместе с водой, оставаясь на стенках ложки.

6) «Влияние соли на рост растений». Посадили два одинаковых отростка антуриума: один в обычную землю, другой – с добавлением соли. Вывод: в земле, содержащей соль, растение практически не растет.

7) «Соль — чистящее средство». Почистили солью бокалы из-под чая. Вывод: можно использовать соль в качестве чистящего средства.

− Разучивание пословиц и поговорок о соли, отгадывание загадок.

− Творческая деятельность:

а. Рисование «Деревья в инее».

б. Лепка из соленого теста «Подарок маме».

в. Аппликация «Символ года».

3 этап. Заключительный.

  1. Фотоотчет «Мы — экспериментаторы».

− Выставка детских рисунков, поделок из соленого теста.

− Подарок мамам на День Матери — «Сердечко» (из соленого теста).

− Изготовление подарков на Новый год — аппликация «Символ года».

− Консультация для родителей о пользе соляной пещере. Результат проекта: В результате проделанной работы дети узнали, что без соли ни человек, ни животное обходиться не могут; узнали о применении соли на кухне, в быту и домашнем хозяйстве, в личной гигиене. Дети знают разные виды соли: пищевая, каменная, морская, черная гималайская соль, розовая гималайская соль, розовая гавайская соль, шведские соляные хлопья, кошерная соль. Ребята освоили технику рисования и аппликации с помощью соли. На День Матери дети подарили мамам сердечко, сделанное своими руками из соленого теста. Для своей семьи в качестве новогоднего подарка изготовили петуха (аппликация). На сайте детского сада разместили презентацию о проделанной работе.

Литература:

  1. С. Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.Энциклопедия «Все обо всем», М.: «Пресса», 1995. — Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М. 2009. — Энциклопедия «Я узнаю мир», М.: АСТ «Астрем», 2009.
  2. doy174@yandex.ru
  3. http://www.o-soli.ru/ Соль: истории и факты.
  4. http:// infomed. bx/articie/ 492.html Соль: вред или польза для организма?
  5. http://www.infoniac.ru/news/Interesnye-sposoby-primeneniya-soli.html Интересные способы применения соли.
Основные термины (генерируются автоматически): соленого теста, разные виды соли, детского сада, «Волшебные свойства соли», концентрированный раствор соли, гималайская соль, соляной пещеры, использованию соли, способы применения соли, «Влияние соли, помощью соли, добавлением соли, применении соли, розовая гималайская соль, розовая гавайская соль, черная гималайская соль, соленого теста «Подарок, посещение соляной пещеры, фотографии соляной пещеры, «Символ года».

Ключевые слова

эксперименты, исследования, соляная пещера, полезные ископаемые

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос