Интересные факты о селе Татарка | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: География

Опубликовано в Юный учёный №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 24.07.2015

Статья просмотрена: 1033 раза

Библиографическое описание:

Усов, Б. Е. Интересные факты о селе Татарка / Б. Е. Усов, В. А. Сотникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 3 (3). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/young/archive/3/154/ (дата обращения: 02.05.2024).



 

Я люблю свою маленькую родину, своё село. Здесь родились мои бабушки и дедушки, мои папа и мама и здесь родились мы с братом. С одноклассниками мы не раз разговаривали о том, что моё село носит необычное название — «Татарка». И к моему огромному удивлению, с помощью глобальной сети Интернет, совсем недавно я узнал, что Татарка есть не только у меня…Поселений под таким названием очень много по всей России, в Новосибирской и Омской областях, и даже в Смоленской. Чем же моя Татарка отличается от других? Ответ на этот вопрос и подтолкнул меня написать эту статью.

Татарка — село Шпаковского района, расположенное на южных склонах Ставропольской возвышенности. Территория Муниципального образования Татарского сельсовета, составляет 4,6 тысячи гектаров земли или 30 квадратных километров. Имеется 9 населённых пунктов: село Татарка, состоящее из двух частей — верхней и нижней с самостоятельной инфраструктурой и административным центром в верхней части села; и 8 хуторов — Извещательный, Польский, Темнореченский, Рынки, Новокавказский, Верхнеегорлыкский, Садовый, Грушовый- 2(Собачий). Общая численность населения составляет 8,4 тысячи человек, непосредственно в селе проживают 6,2 тысячи человек.

Датой образования административного центра села Татарка по документальным источникам считается 1833 год. Село Татарка расположено в 36 км от районного центра.

Наибольшую протяжённость границ Татарский сельсовет имеет с городом Ставрополем. С юга границы примыкают к Кочубеевскому району, с востока находятся муниципальные образования Деминский, Темнолесский, с запада Сенгилеевский сельсоветы. Помимо этого с севера к границам села раскинул границы своих владений археологический и природный музей-заповедник «Татарское городище». Это самый крупный археологический памятник Северного Кавказа. Григорий Николаевич Прозрителев, основатель краеведческого музея, первый кто исследовал данный памятник.

И именно он «Татарское городище» нанёс на археологическую карту и внёс в список древних памятников.В процессе проведения археологических работ на территории Татарского городища было выявлено, что начиная с VII в до н. э. и вплоть до XI в. н. э. территория городища была заселена разными племенами.

Каждое из проживающих на территории городище племя оставило напоминание о своей культуре и обычаях, которое выражается в остатках жилых строений, орудий труда, предметов быта, украшений. Кроме этого сохранились развалины башен и стен, глубокие рвы и оборонительные валы. А в средние века именно через Татарское городище проходило одно из северных направлений Великого шёлкового пути.

С селом территориально и исторически связан комплекс Святого колодца в Татарском лесу, находящийся в районе юго-западного выезда из города Ставрополя.

Село основано в начале 19 века хуторянами из села Надежда. Среди первых поселенцев были выходцы из Воронежской, Тамбовской, Курской губерний. Возникшее, как «Татарские хутора», получив надел земли в 1833 году, Татарка стала селом. Своё название село получило из-за кочевых племён ногайцев касаевской орды, которые на длительное время останавливались по руслу реки. Русские топографы, составляя карты, не вникали в различные национальности местных жителей, таким образом, реку назвали Татарка, а поселение Татарское.Кто же такие татары? Как они выглядят? Может мы тоже татары, если проживаем в Татарке? Анализ литературы, позволил сделать мне правильный вывод о том, что татары — это тюркоязычный народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии и на Дальнем Востоке. Антропологи утверждают: в крови современных татар присутствует смесь и монголоидных, и европеоидных предков, — поэтому представители этой нации очень разные. Существуют несколько типов татар, к примеру, уральский, южно-камский, поволжско-сибирский. Последний из них отличается внешностью монголоидного типа — широким лицом, темными волосами, карими глазами и так называемой монгольской складкой на верхнем веке. Но таких татар мало, этот тип самый малочисленный. Чаще всего встречаются татары европеоидной внешности с русыми и светлыми волосами. Практически все типы татар имеют тонкий нос, иногда с небольшой горбинкой или опущенным кончиком. «Название Татарка получили многие села края по имени первоначальных жителей этих мест, которых русские переселенцы обычно, не вникая в их национальные различия, назвали татарами» [1].

Первые жители, а точнее поселенцы Татарского хутора занимались земледелием. В основном выращивали пшеницу и овощи, приспосабливая свои знания к местным погодным условиям, разводили сады. Дома в селе были небольшие, состояли, как правило, из двух-трех комнат. Каждый из проживавших здесь народов оставил памятники своей культуры: остатки жилых строений, мастерские, предметы быта, орудия труда, украшения

К началу XX века число местных жителей села Татарки насчитывает более трех с половиной тысячи человек. А уже к 1914 население составляет более пяти тысяч человек. Увеличение население происходит благодаря интенсивному освоению земель Предкавказья. С увеличение численности населения увеличивается в своих размерах и село Шпаковского района. На смену двух-трех комнатным домам приходят более просторные дома, выстроенные из кирпича и камня.

В 1920 гг. были созданы артели, объединенные в период коллективизации в колхоз «Долой собственность». В это время пострадали многие зажиточные и середняцкие хозяйства. Сильно сократилось население села в период голода 1933 г. В 1930 гг. зажиточных крестьян раскулачили, многие из располагавшихся вдоль трассы домов разобрали. Село разделилось на две части — верхнюю и нижнюю.

Из послевоенных событий стоит упомянуть образование плодоовощного совхоза «Пригородный», введение в строй нового комплекса Дома культуры в 1980 г., съёмки в селе и его окрестностях художественного фильма «Мужики!».., строятся новые больницы, школы, магазины. Село входит в Шпаковский район.

Отдельной строкой в истории населённого пункта является знаменитая Туапсинка.

В 1912 г. акционерное общество Армавир-Туапсинской железной дороги получило разрешение на строительство железнодорожного пути от Армавира до села Петровского (Светлограда). Часть пути должна была пролегать по довольно сложному профилю в горных условиях Ставропольской возвышенности.

Подъем на возвышенность прокладывался вдоль западных отрогов Недреманного хребта с выходом в долину Егорлыка и пересечением его к юго-западу от Татарки.

1 октября 1916 г. от Армавира до Петровского села прошел первый поезд, началась временная эксплуатация дороги. Но вскоре поддерживать в рабочем состоянии проблемную трассу молодой Советской республике было не под силу. Железная дорога постепенно разрушалась… [2, 633–635]

В окрестностях села напоминанием являются насыпь и многочисленные мостики, дренажные трубы и колодцы в долине Егорлыка, а также величественный 20-метровый арочный виадук на западной окраине хутора Верхнеегорлыкского.

Однажды, прибывая на отдыхе с родителями, на Крымском полуострове в Судаке я выяснил, что населяют его крымские татары, тогда я познакомился с ними лично. У них действительно узкий разрез глаз, они темноволосые. И разговаривают на другом языке, хотя в совершенстве владеют и нашим.

А ещё мой дедушка говорит, что Татарка — это маленькая Швейцария, и этот факт мне обязательно предстоит выяснить.

 

Литература:

 

  1.                Гниловской В. Г. Занимательное краеведение. Ставрополь: Кн. изд-во, 1974. — 430 с.
  2.                История городов и сел Ставрополья. История городов и сел Ставрополья: краткие очерки. Науч. ред. Д. В. Кочура, А. А. Кудрявцев. — Ставрополь: Кн. изд-во, 2002. — 702 с.
Основные термины (генерируются автоматически): село, Татарка, Шпаковский район, татарин, Ставропольская возвышенность, Татарский сельсовет, Татарское городище, VII, Армавир, Петровское.


Похожие статьи

Астраханские татары-булгаринцы и их язык | Статья в журнале...

Ключевые слова: Астраханская область, тюркские языки, татарский язык, татары, малые народы.

Данная работа — это попытка дать общую характеристику идиому татар села Ново-Булгары и происхождению его носителей.

Значение символики в крымско-татарском орнаменте

Статья посвящена значению символики в крымско-татарском орнаменте. Анализ по элементам орнамента, который представляет в целом систему символов, разрешает проследить генетические связи крымских татар с разными этносами в искусстве.

Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв.

Библиографическое описание: Камалджанова Т. А. Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв.

В 1786 г. в районе Новоишимской линии в 40 верстах от крепости Петропавловской татары-переселенцы из Поволжья основали деревню Маулет...

Традиционные праздники татар-кряшен Бакалинского района...

Считается что кряшены — это потомки тех татар, которые 1552 приняли православие и далее начали проживать и развиваться в ракурсе русской культуры. История их малоизученна из-за скудности литературы, но известно...

Межэтнические связи в обрядах русского и татарского населения...

В статье рассматриваются русско-татарские национальные связи населения Арзамасского края, проявляющиеся в особенностях обряда погребения, связь Арзамасских и Сергачских татар. Описаны три периода, из которых состоит погребальный обряд.

Болгаризм, суваризм и татаризм в произведениях краеведов...

Городище Тигашево просуществовало как языческое городище с IX в. и было уничтожено где-то в конце

Следует обратить внимание, что в процессе татарского ига происходят серьезные

Действительно, Чингизхан многих пленных татар приказал перерезать, но главное состояло в...

Сельское хозяйство ТАССР в 1950-е годы в колхозе «Кызыл яр»...

Статья посвящена сельскому хозяйству в период 1950 гг. Статья рассказывает о кризисной ситуации в сельском хозяйстве ТАССР на примере коллективного хозяйства «Кызыл яр» Арского района.

Моя малая Родина — мой родной поселок Новый Карачай

Первым главой Воронцово-Карачаевского стал Кази-Хаджи Лайпанов. Село имело поквартальную планировку и состояло из трех улиц с юга на север (Баш орам, Орта орам, Тюб орам), а также пяти коротких поперечных улиц. Была построена мечеть.

Обычаи моей Родины в Муслюмовском районе | Статья в журнале...

Вполне разумно начать с особенностей культуры татарского народа, составляющих около 85% населения (данные к 2010 году) моей маленькой родины – Муслюмовского района. Свадьба представляет собой сложный комплекс обычаев и обрядов, в котором находят отражение не...

Похожие статьи

Астраханские татары-булгаринцы и их язык | Статья в журнале...

Ключевые слова: Астраханская область, тюркские языки, татарский язык, татары, малые народы.

Данная работа — это попытка дать общую характеристику идиому татар села Ново-Булгары и происхождению его носителей.

Значение символики в крымско-татарском орнаменте

Статья посвящена значению символики в крымско-татарском орнаменте. Анализ по элементам орнамента, который представляет в целом систему символов, разрешает проследить генетические связи крымских татар с разными этносами в искусстве.

Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв.

Библиографическое описание: Камалджанова Т. А. Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв.

В 1786 г. в районе Новоишимской линии в 40 верстах от крепости Петропавловской татары-переселенцы из Поволжья основали деревню Маулет...

Традиционные праздники татар-кряшен Бакалинского района...

Считается что кряшены — это потомки тех татар, которые 1552 приняли православие и далее начали проживать и развиваться в ракурсе русской культуры. История их малоизученна из-за скудности литературы, но известно...

Межэтнические связи в обрядах русского и татарского населения...

В статье рассматриваются русско-татарские национальные связи населения Арзамасского края, проявляющиеся в особенностях обряда погребения, связь Арзамасских и Сергачских татар. Описаны три периода, из которых состоит погребальный обряд.

Болгаризм, суваризм и татаризм в произведениях краеведов...

Городище Тигашево просуществовало как языческое городище с IX в. и было уничтожено где-то в конце

Следует обратить внимание, что в процессе татарского ига происходят серьезные

Действительно, Чингизхан многих пленных татар приказал перерезать, но главное состояло в...

Сельское хозяйство ТАССР в 1950-е годы в колхозе «Кызыл яр»...

Статья посвящена сельскому хозяйству в период 1950 гг. Статья рассказывает о кризисной ситуации в сельском хозяйстве ТАССР на примере коллективного хозяйства «Кызыл яр» Арского района.

Моя малая Родина — мой родной поселок Новый Карачай

Первым главой Воронцово-Карачаевского стал Кази-Хаджи Лайпанов. Село имело поквартальную планировку и состояло из трех улиц с юга на север (Баш орам, Орта орам, Тюб орам), а также пяти коротких поперечных улиц. Была построена мечеть.

Обычаи моей Родины в Муслюмовском районе | Статья в журнале...

Вполне разумно начать с особенностей культуры татарского народа, составляющих около 85% населения (данные к 2010 году) моей маленькой родины – Муслюмовского района. Свадьба представляет собой сложный комплекс обычаев и обрядов, в котором находят отражение не...

Задать вопрос