В поисках новых миров: великий смысл фантастики | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Актуальная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №8 (28) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 19.09.2019

Статья просмотрена: 287 раз

Библиографическое описание:

Напалков, В. Р. В поисках новых миров: великий смысл фантастики / В. Р. Напалков, Г. Е. Товстолес. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 8 (28). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1692/ (дата обращения: 27.04.2024).



 

Фантастическое составляет сущность действительного.

М. Горький

 

Чтение является ценным занятием для формирования мировоззрения ребенка, и тем более 2019 год провозглашён годом книги в СНГ. Всероссийский центр изучения общественного мнения в 2018г. представил результаты опроса на тему чтения. Более 95 % россиян регулярно читают книги. Наибольшим спросом пользуется литература для детей и исторические романы, а каждый четвертый житель страны отдает предпочтение классике. Около 22 % россиян отдают предпочтение фантастике [1], что говорит о популярности жанра среди определенной группы населения. Вопрос о выделении фантастики в самостоятельное понятие встал в результате развития во второй половине XIX и начале XX вв. литературы, а интерес к этому жанру связан с развитием технического прогресса и с теми научными открытиями, которые совершаются. Сюжетную основу фантастических произведений составляли научные открытия, изобретения, технические предвидения. Признанными авторитетами фантастики тех десятилетий стали Герберт Уэллс и Жюль Верн. При этом Уэллс был первым, кто сделал фантастику не темой, а литературным приемом, который использовал для критики современного ему общества. Ученые в своих безумных экспериментах, потеряв человечность, гибнут в результате своей деятельности. Это своего рода — сигнал о предостережении человечеству, призыв обратить внимание на духовные и культурные ценности. Поэтому в таких произведениях заложена идея нравственности и ответственности человека науки.

Популярность фантастики связана с тем, что у читателей существует потребность заглянуть в будущее, выйти за рамки действительности и реальности, что может быть связано с изменениями в сознании человека. В романе «Когда спящий проснется» 1899 года упоминается бытовой видеомагнитофон, в рассказе «Земные броненосцы» 1903 года предсказаны танки. «Война в воздухе» 1908 года рассказывала о применении самолетов в сражениях, а «Освобожденный мир» 1914 года нарисовал мрачную перспективу атомной войны. [2]

Фантастика — это важный инструмент развития воображения. В корпорациях Apple, Microsoft, Google расспросили людей, которые «придумывали будущее» и обнаружили, что в детстве они все читали научную фантастику. Фантастика готовит людей к тому, чтобы они становились изобретателями.

Огромное влияние на развитие современной научной фантастики оказали произведения братьев-соавторов Стругацких, которые известны, как кинодраматурги, лидеры советской научной фантастики на протяжении трех последних десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом. Их самые популярные произведения, это «Пикник на обочине», «Шесть спичек», «Частные предположения», «Испытание СКР». Книги братьев Стругацких выдержали более 620 изданий на 42 языках и в 33 странах мира. В чем кроется секрет такой популярности? И какие тайные знания хранят в себе произведения братьев Стругацких.

Произведение «Пикник на обочине» рассказывает о счастье и о глухих окольных тропах, которые порой к нему ведут. Действие происходит в конце XX в. в городе Хармонте, который находится около одной из Зон Посещения. В небольшой повести братьев Стругацких рассматриваются такие вечные вопросы, как место человека во вселенной, в жизни, вопросы морали и нравственного воспитания. «Пикник на обочине» погружает читателя в глубину безысходности бытия сталкера Редерика Шухарта, который на все готов ради денег и своей дочери. Поиски счастья завели героя в лабиринт злоключений, выбравшись из которого он загадает свое главное желание: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!». Люди сами виноваты в своей беспечности, в своем нежелании думать о будущем и анализировать ошибки прошлого, и предостережения своих «пророков». Произведения братьев Стругацких стали и пророчествами, и инструкцией для множества людей. Каждый читатель найдет что-то свое, ответ на вопрос или мысли к размышлению.

Главный герой произведения «Обитаемый остров» братьев Стругацких, покоряет читателей мужеством. Он нашел в себе силы бороться не только за выживание, но и за будущее всей планеты, осознавая, что, возможно, никогда не вернется домой. «Я — дома» — заявляет Максим Страннику в конце книги. Дом Максима — там, где он нужен, там, где ему есть, зачем жить. Он намерен вести войну до победы. Он готов на все, чтобы как можно скорее уничтожить башни, кажущиеся ему (небезосновательно) воплощением зла в этом несчастном мире. Его путь — революция, уничтожение зла и бесчеловечной диктатуры. Напротив, странник считает, что революция приведет к хаосу и колоссальным человеческим жертвам. Революция может захлебнуться в нерешительности, как это произошло с декабристами или первой русской революцией 1905 года. Реформы могут долго водить людей по бесплодным полям экспериментов. Истина в том, что Саракш будет спасен. Но возникает вопрос — какова будет цена этого спасения? Произведение пронизывает мысль — воспоминание о китайской притче о драконе, а именно о том, что каждый освободитель народа от дракона, незаметно сам становится драконом. На протяжении книги приходилось наблюдать, как наивный мальчик все больше обрастает драконьей чешуей. Кто знает, что бы вышло, если бы все получилось именно так, как он задумал?

Писатель Сергей Лукьяненко показывает в произведении «Черновик», что человека можно просто «стереть» из его повседневной жизни, которая может быть действительно не приносит герою счастья, не наполнена смыслом. Роман показывает ситуацию, когда человек остается совершенно один и вся жизнь теряет смысл. После трансформации перед героем могут открываться разные двери. С тех пор мир для него является разделенным на тех, кто обладает особыми способностями, и на тех, кто абсолютно не подозревает, что существует другой мир. У него появляется миссия или скорее определенная функция, которую он должен исполнять всю свою жизнь: осуществлять таможенный контроль, когда через его башню люди могут попадать в другие миры. Данная история показывает человеку, что такая ситуация не является концом для человека. Ему необходимо понять, что скорее всего его теперь ждет новая и более интересная жизнь.

Фантастика — это литература, способная открыть для читателя новые границы фантазий. Как правило, герои книг детской фантастики — это роботы и звездолеты, то есть то, что может появиться в будущем и сказочные существа (необычные животные, говорящие растения и тому подобные создания). Одна из главных задач книг жанра фантастика — это поддержать в читателей не просто веру в чудо, но и любопытство, стремление к новым открытиям. Фантастические выглядят совсем не по-настоящему, однако в них хочется верить. В подростковой повести «Календарь ма(й)я» Виктории Ледерман герои обнаружили, что проживают дни в обратном порядке. Экскурсия к археологической находке, относящейся к цивилизации майя, стала для троих ребят началом приключения. Эта добрая фантастическая повесть о важности семейных уз, дружбе и чувстве локтя, взаимопомощи и умении прощать обидчиков, о неотвратимости судьбы и чудесах истории.

Таким образом, фантастика в интригующей и увлекательной форме помогает получать новые знания, учит не отчаиваться в трудных жизненных ситуациях. Фантастика учит тому, что выход можно найти всегда, и когда все идет не по плану, и когда нет поддержки дружеского плеча.

 

Литература:

 

  1.               Любимые книги: что читают россияне? — Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9338 (дата обращения 10.09.19)
  2.               Стоянов А. Мир фантастики — Режим доступа: https://www.mirf.ru/book/gerbert-uells-i-nauchnyy-pessimizm (дата обращения 10.09.19)
Основные термины (генерируются автоматически): фантастика, будущее, произведение, том, читатель.


Похожие статьи

Становление научного фэнтези как жанра фантастической...

В глобальном смысле фантастику можно считать предтечей всех художественных начал. Ее можно найти в религии, мифах, сказках, ведь на заре развития человечества фантастические образы становились почти единственным способом для выражения обобщенных...

Фантастическое начало в системе художественного мира Воннегута

Попытка изучения фантастического в романах писателя в контексте концепции художественного синтеза как сформировавшегося явления творческой практики, характерной для гуманистически ориентированных выдающихся писателей второй половины ХХ — начала ХХI...

Художественное своеобразие произведений С. Кинга

Возможно, истоки того, что основной функцией своих произведений Стивен Кинг считает их

У Стивена Кинга смешаны элементы самых разных жанров: научной фантастики, ужаса

Кинг, читатель, человеческая психика, писатель, страх, произведение писателя, массовое сознание...

Роль творчества С. Кинга в мировой литературе

Участниками действия в фантастических произведениях С. Кинга могут становиться элементы интерьера (например, огнетушитель), животные, некие космические субстанции.

То же самое происходит и с системой персонажей: герои его романов это обычные люди в обычной жизни.

Особенности метафорической образности в современной...

Современные исследования метафоры доказали ее объяснительный потенциал в репрезентации новых знаний, объектов и явлений, которые являются концептуальной особенностью такого жанра литературы как научная фантастика.

Изменения в понимании фантастического начиная с мифа...

Аннотация: Настоящая статья сравнивает различные определения и подходы к определению фантастики на протяжении истории в попытке проследить эволюцию самого понятия «фантастическое» и как оно понималось людьми.

Отношения читатель-автор в фанфикшнене (на примере...)

Тем не менее, роль читателя в фанфикшене нельзя недооценивать. Фанфикшн предлагает оригинальную читательскую стратегию, которая основана на том

В фанфикшене наиболее ярко представлен читатель не только тогда, когда произведение завершено и предложено ему.

Творчество Нила Геймана в контексте мировой литературы

В данной статье автор рассматривает творчество современного писателя, Нила Геймана, как одного из ярких представителей мировой литературы в жанре фэнтези. В данной работе была предпринята попытка рассмотреть влияние мифологии на творчество писателя.

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

Литература, книги – это то, без чего немыслима жизнь человека. Книга является духовной пищей, которая обогащает детей в различных сферах: творческой, коммуникативной, познавательной, эстетической, эмоциональной.

Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для чтения

Для того, чтобы успешно осуществлять умственное нравственное и эстетическое воспитание детей, в произведениях детской литературы должны сочетаться познавательная ценность, нравственные идеалы и художественная совершенство.

Похожие статьи

Становление научного фэнтези как жанра фантастической...

В глобальном смысле фантастику можно считать предтечей всех художественных начал. Ее можно найти в религии, мифах, сказках, ведь на заре развития человечества фантастические образы становились почти единственным способом для выражения обобщенных...

Фантастическое начало в системе художественного мира Воннегута

Попытка изучения фантастического в романах писателя в контексте концепции художественного синтеза как сформировавшегося явления творческой практики, характерной для гуманистически ориентированных выдающихся писателей второй половины ХХ — начала ХХI...

Художественное своеобразие произведений С. Кинга

Возможно, истоки того, что основной функцией своих произведений Стивен Кинг считает их

У Стивена Кинга смешаны элементы самых разных жанров: научной фантастики, ужаса

Кинг, читатель, человеческая психика, писатель, страх, произведение писателя, массовое сознание...

Роль творчества С. Кинга в мировой литературе

Участниками действия в фантастических произведениях С. Кинга могут становиться элементы интерьера (например, огнетушитель), животные, некие космические субстанции.

То же самое происходит и с системой персонажей: герои его романов это обычные люди в обычной жизни.

Особенности метафорической образности в современной...

Современные исследования метафоры доказали ее объяснительный потенциал в репрезентации новых знаний, объектов и явлений, которые являются концептуальной особенностью такого жанра литературы как научная фантастика.

Изменения в понимании фантастического начиная с мифа...

Аннотация: Настоящая статья сравнивает различные определения и подходы к определению фантастики на протяжении истории в попытке проследить эволюцию самого понятия «фантастическое» и как оно понималось людьми.

Отношения читатель-автор в фанфикшнене (на примере...)

Тем не менее, роль читателя в фанфикшене нельзя недооценивать. Фанфикшн предлагает оригинальную читательскую стратегию, которая основана на том

В фанфикшене наиболее ярко представлен читатель не только тогда, когда произведение завершено и предложено ему.

Творчество Нила Геймана в контексте мировой литературы

В данной статье автор рассматривает творчество современного писателя, Нила Геймана, как одного из ярких представителей мировой литературы в жанре фэнтези. В данной работе была предпринята попытка рассмотреть влияние мифологии на творчество писателя.

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

Литература, книги – это то, без чего немыслима жизнь человека. Книга является духовной пищей, которая обогащает детей в различных сферах: творческой, коммуникативной, познавательной, эстетической, эмоциональной.

Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для чтения

Для того, чтобы успешно осуществлять умственное нравственное и эстетическое воспитание детей, в произведениях детской литературы должны сочетаться познавательная ценность, нравственные идеалы и художественная совершенство.

Задать вопрос