Занятие с микроскопом помогут дошкольникам расширить знания об окружающем мире, у детей будет развиваться любознательность, самостоятельность, интерес к происходящим вокруг него явлениям.
Цель: Исследовать возможности микроскопа при изучении объектов живой и неживой природы.
Задачи: Узнать историю создания микроскопа. Выяснить из чего состоят микроскопы, какими они могут быть, и где используются. Провести опыты с элементами исследования.
На занятии в кружке «Я — исследователь» мы увидели интересный прибор — микроскоп. Нам рассказали, что микроскоп — это оптический прибор для получения увеличенных изображении объектов, не видимых не вооруженным глазом.
Меня очень заинтересовал этот прибор. Я решила узнать о нем по больше. Рассмотрела детскую энциклопедию «Микромир», посмотрела мультфильмы «Фиксики» — серия «Микробы», «Смешарики».
Первый микроскоп изобрели голландский мастер очков Ханс Янсен и его сын Захарий Янсен. Микроскопы в разные годы выглядели по — разному, но с каждым годом они становились все сложнее, и у них стало появляются много деталей.
Какими могут быть микроскопы.
Оптический микроскоп — который состоит из двух линз, одна предназначена для глаза, другая для объекта, который ты хочешь рассмотреть.
Электронный микроскоп — был изобретен 100 лет назад. Объекты можно разглядеть при помощи магнитных линз и компьютера.
Сканирующий туннельный микроскоп — с его помощью можно увидеть бесконечно малые частицы.
Микроскоп состоит из трех основных частей.
Объектив — самая важная часть, потому что в нем спрятана одна маленькая деталь — линза! С помощью линзы, можем увидеть самые маленькие предметы.
Окуляр — закрыт стеклышками. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр — как братья, всегда дружат и работают вместе.
Предметный столик — куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.
Профессии в которых используется микроскоп.
Химики — для изучения молекул.
Биологи, врачи, хирурги — при помощи микроскопа по анализам изучают разные заболевания и создают лекарства. Хирурги проводят операции, которые требуют особой точности.
Криминалисты — для изучения улик, оставленных на месте преступлений, изучают отпечатки пальцев и многое другое.
Опыты с элементами исследования.
С помощью микроскопа я изучила:
Опыт № 1 — листок комнатного растения – герань
Я увидела простое клеточное строение листа, зеленого цвета, внутри есть пузырьки желтого цвета они круглой и прямоугольной формы. Сделала зарисовку.
Опыт № 2 — дрожжи.
Изучила сухие хлебопекарные дрожжи. Под микроскопом они выглядят как маленькие частички округлой формы коричневого цвета.
Потом я решила оживить дрожжи.
В первый стакан с холодной водой я положила чайную ложку дрожжей, перемешала, немного подождав заметила, что в стакане реакции нет. В холодной воде дрожжи не активны. Сделала зарисовку.
Тогда я во второй стакан с теплой сладковатой водой положила чайную ложку дрожжей перемешала, подождав немного в стакане наблюдалась активность дрожжей. Дрожжи ожили начали шевелится, смесь наполнилась пузырьками. Пипеткой капнула на предметное стекло немного дрожжевого раствора, прижала покровным стеклом и перенесла на предметный столик микроскопа.
Я увидела, что дрожжи — это маленькие одноклеточные организмы, имеющие форму шарика, живут в питательной жидкости, богатой сахаром. В тепле дрожжи оживают. Сделала зарисовку.
Опыт № 3 — что находится в слюне.
Взяла свою слюну, нанесла на предметное стекло и покрыла покровным стеклом, поместила на предметный столик.
Слюна похожа на растительные клетки — ядро. Они круглые и разных размеров. Слюна может еще и пениться. Сделала зарисовку.
Вывод:
Исследуя разные объекты под микроскопом, человек познает природу самой жизни. Я узнала историю создателя микроскопа. Научилась им пользоваться. Провела несколько очень интересных опытов, сделала зарисовки. Увидела, что все состоит из клеток, они разнообразной формы и разного цвета. Я поняла, что микроскоп — это «научный» прибор для изучения микромира.
Литература:
- Первая энциклопедия для мальчиков Д. И. Ермакович, Е. С. Чайка –Москва: АСТ,2015.-160с.:ил.
- Мои первые опыты: изучаем природу. Просвещение издательство. 2012г — М.: ИНТ.-С104 cornelsen experimenta.
- Энциклопедия. Интересный микроскоп. Изучаем микромир. Методическое пособие.
- Дыбина Щ. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты для дошкольников»-М:ТЦ Сфера, 2016г.