Ключевые слова: воздух, атмосфера, энциклопедия.
Введение. Меня зовут Аня, я хожу в детский сад. У меня много друзей, с которыми я люблю играть, заниматься всякими интересными делами — проводить опыты и эксперименты. Я очень хочу поделиться с Вами впечатлениями от самого интересного исследования в моей жизни! Однажды я смотрела мультфильм перед сном «Почемучки. Что такое воздух?» В этом мультфильме я услышала, что воздух, это — то, чем мы дышим, он не имеет запаха, вкуса и формы. Я решила, во что бы то ни стало, все разузнать о воздухе.
Цель: познакомиться со свойствами воздуха и создать мини — музей «Воздух».
Мне необходимо было решить следующие задачи:
- Собрать сведения о воздухе;
- Узнать, где есть воздух, какими свойствами он обладает;
- Выяснить, кому и для чего нужен воздух;
- Представить сверстникам результаты исследования.
- Оформить мини-музей «Воздух».
Я предположила следующее: если я узнаю о свойствах воздуха, то смогу создать мини-музей «Воздух».
Основная часть
Читая энциклопедию с Айгуль Рахимовной, я узнала, что воздух окружает нас повсюду: на улице, в группе, в любой комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если резко взмахнуть рукой, резко наклониться, побежать. Почувствовать его и тогда, когда дует ветер, потому что ветер — это движение воздуха. Из книг и рассказов я узнала, что человек издавна научился использовать воздух как источник энергии. Воздух обладает силой и подвижностью. Земля окружена слоем воздуха, который называется атмосферой. Воздух состоит из нескольких газов. Один из них кислород, который необходим людям и животным для дыхания и жизни. Вместе с мамой мы нашли в сети Интернет информацию о воздухе: Земля окружена слоем воздуха, который называется атмосферой. Воздух состоит из нескольких газов. Один из них кислород, который необходим людям и животным для дыхания и жизни. Из всего, что я узнала, мы предположили, что воздух:
− это не твёрдое тело, не жидкость, а что — то другое;
− невидим;
− находится везде;
− ощутим;
− нужен всем.
В группе мы приступили к проверке своих гипотез.
- Воздух — это не твёрдое тело, не жидкость, а что-то другое?
Мы взяли в руку камень и попытались сжать его.
Камень — это твёрдое тело. А можно ли взять воздух в руку и сжать его? Нет, нельзя.
Подтверждаем нашу гипотезу: воздух — не твёрдое тело.
Мы взяли стакан с водой, посмотрели, понюхали. Вода умеет течь, журчать, струиться, бежать. Значит, вода — это жидкость. А ещё мы знаем такие жидкости, как: сок, молоко, кисель, кефир. Воздух не течёт, его нельзя пить, значит, он не жидкость. Можно сделать вывод: воздух – не жидкость.
В энциклопедии мы узнали, что воздух — это газ.
- Воздух невидим.
Для того чтобы это определить, мы взяли полиэтиленовый пакет он был пустой. Когда мы начали скручивать пакет с открытого конца, то он надулся, стал выпуклым. Значит, в пакете что-то есть. Мы пришли к выводу, что в пакете что-то есть, но мы этого не видим. Таким образом, наша вторая гипотеза подтвердилась — воздух прозрачный и невидимый.
- Воздух везде.
Мы думаем, что воздух есть повсюду. Проверим это.
Возьмём резиновую игрушку, сожмём её в руке. Мы услышали свист. Это воздух с шумом выходит из груши. Закроем пальцем отверстие резиновой игрушки и попытаемся сжать её. Она не сжимается. Что же этому мешает? Воздух.
Вывод: находящийся в игрушке воздух мешает её сжать.
Интересно, есть ли воздух в меле?
Мы думаем, что в меле есть воздуха, так как он твёрдый. Для того, чтобы это проверить, мы взяли стакан с водой и опустили в него кусочек мела. Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха. Вывод: воздух в меле есть.
Вывод: воздух есть везде.
- Мы можем воздух ощущать.
Из энциклопедий мы узнали, что движение воздуха в природе называют ветром. Движение воздуха мы можем ощущать. Для того, чтобы это проверить мы взяли веер и помахали им около лица. Мы ощутили, что дует ветерок. Помахали ладонью около лица, подули на ладонь и почувствовали ветерок.
Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.
- Воздух нужен всем.
Мы провели опыт: сделали глубокий вдох… затем выдохнули. Задержали дыхание, почувствовали, что без воздуха нам плохо. Мы пришли к выводу: воздух нужен, чтобы дышать. Все животные дышат. Я наблюдала, как дышат мои собака и кошка после пробежки: пасть приоткрыта, длинный язык свешивается и шевелится в такт дыханию.
А как же те животные, которые обитают в воде? Например, рыбы. Они дышат воздухом, который растворён воде.
Воздух необходим всему живому (человеку, животным, птицам, растениям), без дыхания нет жизни.
Наши открытия:
- Воздух не твёрдое тело, и не жидкость. Воздух — это газ.
- Воздух невидимый.
- Воздух есть везде: в пакете, стакане, меле, груше.
- Движение воздуха мы можем ощущать.
- Воздух нужен, чтобы дышать. Воздух нужен всему живому, без дыхания нет жизни.
Заключение
В детском саду я рассказала детям про все свойства воздуха, с которыми я познакомилась. И вместе с Айгуль Рахимовной мы создали мини-музей, посвященный воздуху, и назвали его «Воздух-невидимка». С помощью этого музея все ребята из моей группы смогут познакомиться со свойствами воздуха.
Для ребят мы также с Айгуль Рахимовной сделали схемы про воздух, по которым они легко смогут вспомнить о свойствах воздуха.
Впереди, я знаю, меня ждут еще очень интересные опыты и открытия, потому что у меня появился огромный интерес к разным исследованиям, и я поняла, что на любой вопрос можно найти ответ, если очень постараться!
Литература:
- Аластар Смит, Пауль Доусвелл, Мэрит Клэридж. Энциклопедия «Неизвестное об известном». М., 1999. 128 с.
- Энциклопедия «Воздух вокруг нас». https://murzim.ru/jenciklopedii/detskaja-jenciklopedija-ot-a-do-ja/7037-vozduh.html
- Энциклопедия «Кругосвет». https://www.krugosvet.ru/