Социологическое исследование «Что бы я сказал Президенту России?» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 марта, печатный экземпляр отправим 11 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Общественно значимое исследование Исследование о родном крае

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №6 (26) июнь 2019 г.

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Верзунова В. В., Шаповалова И. С., Уренкова Э. В. Социологическое исследование «Что бы я сказал Президенту России?» // Юный ученый. — 2019. — №6. — С. 29-37. — URL https://moluch.ru/young/archive/26/1558/ (дата обращения: 23.02.2020).



 

Очень часто телевизионные каналы транслируют программы, в которых граждане обращаются к Президенту РФ (например, «Прямая линия с Владимиром Путиным») и знакомят с тем, что позитивного произошло в регионе, в школе, на заводе, а также просят помочь с текущими проблемами, обращаются с просьбами. Конечно, участие в таких мероприятиях недоступно для большинства молодых людей, именно поэтому нам показалось важным дать им возможность высказаться за рамками такого «прямого эфира». Цель нашего проекта — узнать, что школьники нашего города могли бы сказать Президенту России о городе, школе и о себе, о каких проблемах рассказали бы ему при встрече, какие бы осветили позитивные моменты из своей жизни и жизни города, с какими бы просьбами обратились. На основе этого можно выделить проблемы нашей территории, существующие, по мнению молодежи, и предложить позитивные изменения.

Для проведения социологического исследования нами была составлена анкета в форме обращения к Президенту РФ, в которой было предложено 11 вопросов. Все вопросы были предложены в открытом формате, что позволило получить качественную информацию, которая в дальнейшем была обработана при помощи многоступенчатого кодирования. Условно вопросы анкеты можно разбить на четыре группы: 1 — вопросы о сильных и слабых сторонах нашего города, о его проблемах; 2 — вопросы о преимуществах и недостатках нашей школы, 3 — вопросы об проблемах и потребностях учащихся, 4- вопросы о том, насколько вероятно решить обозначенные проблемы.

По данным анкетам нами в марте и апреле 2019 года были опрошены 90 учащихся одной из школ города Белгорода из третьих, пятых, шестых, седьмых, и десятых классов, в том числе: 3 класс — 26 человек, 5 класс — 23 человека, 6 класс — 16 человек, 7 класс — 20 человек, 10 класс — 5 человек. Среди опрошенных 49 девочек и 41 мальчик. Средний возраст опрошенных 12,1 лет. Данные по 90 учащимся являются репрезентативными с достоверностью 90±5 %.

Обработка полученных ответов.

Мы внесли все ответы школьников в таблицу Excel и обрабатывали все полученные анкеты, в том числе с помощью ее сервисов.

1 вопрос. За что бы ты похвалил свой город, беседуя с Президентом? Ответ на этот вопрос позволили выявить те положительные моменты, которые ощущаются школьниками нашего города, которые можно транслировать на всю страну и можно ими гордиться. Более 95 % опрошенных написали, что им есть за что похвалить наш город. Большинство ответов (47,9 %) — опрошенным нравится, что наш город чистый и красивый. Наиболее типичные ответы: «Наш город очень чистый и красивый», «Наш город ухоженный». Второй по популярности ответ — город с богатой историей (24,4 %). «Город с дружественной атмосферой» — указывают 7,8 % опрошенных.

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос «За что бы ты похвалил свой город, беседуя с Президентом?»

 

2 вопрос. Какие проблемы своего города ты бы обозначил в разговоре с Президентом? Этот вопрос позволил выявить проблемы и трудности, которые есть в нашем городе или у жителей нашего города. Более 80 % опрошенных говорят о том, что у города и его жителей есть проблемы, только 17,8 % опрошенных говорит о том, что нет проблем или они таковы, что не стоит о них говорить Президенту. Самый популярный ответ — 31,1 % опрошенных говорят о проблемах дорог в городе (типичные ответы «Плохие дороги», «Разбитые дороги», «Нет светофоров там, где они нужны»), 14,4 % — о проблемах мусора, другие выделенные проблемы — проблемы с жилым фондом, проблемы в системе здравоохранения, с работой полицейских, с отсутствием денег (наш город «бедный»).

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос «Какие проблемы своего города ты бы обозначил в разговоре с Президентом?

 

3 вопрос. Что бы ты попросил у Президента для города? Этот вопрос продолжает предыдущий и позволяет выявить те проблемы, которые обострены и требуют вмешательства Президента. Возможно, именно с этими проблемами не могут справиться власти нашего города. Только 14,5 % опрошенных ничего не хотели бы попросить у Президента РФ. Остальные 85,5 % — высказали такую необходимость. В ответах опрошенных вновь повторилась проблема плохих дорог (16,7 %) и новых построек зданий (7,8 %), проблема денег и как вариант снижения платежей (10 %). Однако в ответах появились иные проблемы и просьбы: о новых центрах развлечений для горожан (11,1 %) — респонденты просят о новых аквапарке, зоопарке, новом «Мега-гринне» (развлекательном торговом центре). Есть просьбы о новых парках, музеях, садах, театре, площади (14,5 %), новых школах (11,1 %), больницах, поликлинике (3,3 %).

Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос «Что бы ты попросил у Президента для города?»

 

4 вопрос. За что бы ты похвалил свою школу, встречаясь с Президентом? С этого вопроса начинается второй блок анкеты, в которой речь идет о нашей школе. Основная цель вопрос — выявить положительные характеристики нашей школы, узнать, какое общественное мнение о нашей школе — позитивное или негативное. В целом, практические все опрошенные (96,7 %) говорят о школе в позитивном ключе. Отмечают ее как «хорошую школу» в целом (31,1 %), так и хороших учителей (45,6 %), комфортность нахождения в ней (14,4 %).

Рис. 4. Ответы респондентов на вопрос «За что бы ты похвалил свою школу, встречаясь с Президентом?»

 

5 вопрос. На какие проблемы, существующие в твоей школе, ты указал бы Президенту? Этот вопрос позволил выявить проблемы и трудности, которые есть в нашей школе. Более 80 % опрошенных говорят о том, что в школе есть проблемы. В итоге нами выявлен целый спектр проблем, среди которых самыми популярными являются плохой стадион (15,6 %), плохая столовая (13,3 %). Также были обозначены проблемы тесноты в школе (10 %), необходимости в ремонте (10 %), неудобного режима работы школы (5,6 %), неудобных туалетов (5,6 %)

Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос «На какие проблемы, существующие в твоей школе, ты указал бы Президенту?

 

6 вопрос. Что бы ты попросил у Президента для школы? Этот вопрос продолжает предыдущий и позволяет выявить те проблемы, которые обострены и требуют вмешательства Президента. Возможно, именно с этими проблемами не может справиться администрация школы. Только 10 % опрошенных ничего не хотели бы попросить у Президента РФ для школы. Остальные 90 % — высказали такую необходимость. Самый популярный ответ — наша школа нуждается в ремонте или реконструкции. Об этом попросили 41,1 % опрошенных. Второй по популярности ответ — школе нужен стадион (14,5 %). Эти просьбы в большинстве своем повторяют те проблемы, которые были обозначены в вопросе 5 (туалеты, еда, режим работы).

Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос «Что бы ты попросил у Президента для школы?

 

7 вопрос. Что бы ты положительного сказал о себе Президенту при встрече? С этого вопроса начинается третий второй блок анкеты, в которой речь идет о нашей школе. Основная цель вопрос — выявить отношение к себе как к ученику школы, перечень положительных или негативных характеристик учеников. Почти четвертая часть опрошенных (74,4 %) смогла сформулировать свои сильные стороны, которые можно представить Президенту. Самый популярный ответ — у меня много положительных качеств (я добрый, коммуникабельный, веселый, красивый, умный, воспитанный, дружелюбный, ответственный, честный, аккуратный) — 47,8 %. О своих достижениях в учебе сказали 16,7 % учеников (назывались, в основном, свои любимые предметы и отметки по ним), 3,3 % опрошенных говорили о том, какая у них хорошая семья.

Рис. 7. Ответы респондентов на вопрос «Что бы ты положительного сказал о себе Президенту при встрече?»

 

8 вопрос. О каких своих личных проблемах ты рассказал бы Президенту? Этот вопрос позволил выявить те проблемы и трудности, с которыми ученик сталкивается в школе и не только в школе, что его беспокоит. Большинство опрошенных не обозначили никаких проблем (56,6 %) — это самый популярный ответ. В своих ответах опрошенные упоминают о школьных проблемах (большая нагрузка, много домашних заданий) — 5,6 %, о проблемах со здоровьем (плохое зрение, проблемы со сном) — 10 %, о проблемах во взаимоотношениях (обижают старшие, не умею заводить друзей) — 11,1 %, о жилищных проблемах (5,6 %) и проблемах с деньгами (5,6 %).

Рис. 8. Ответы респондентов на вопрос «О каких своих личных проблемах ты рассказал бы Президенту?»

 

9 вопрос. Что бы ты пообещал Президенту? Этот вопрос позволяет узнать, к чему стремятся школьники, какие ставят перед собой цели. Как показало анкетирование, более четверти опрошенных (26,6 %) ничего не захотели пообещать Президенту — это самый популярный ответ. Другие ответы — буду хорошо или лучше, чем сейчас, учиться (21,1 %), буду хорошо себя вести (15,6 %), популярным ответом для мальчиков оказался ответ о том, что они будут защищать Родину (14,4 %), заботиться о городе (5,6 %). Из иных ответов — буду меньше врать, буду голосовать за Президента на выборах, и др.

Рис. 9. Ответы респондентов на вопрос «Что бы ты пообещал Президенту?»

 

10 вопрос. Что бы ты попросил у Президента для себя? Этот вопрос завершает третий блок анкеты. Цель этого вопроса — узнать о потребностях современных школьников. Более трети школьников (35,5 %) не стали просить ничего, потребностей нет или не выражены. Большая же часть школьников просит различного рода блага — деньги (14,4 %), к этим данным можно было бы добавить данные о просьбах о бесплатном образовании или оплате образования (6,7 %). Много просьб о конкретных вещах, которые школьникам хотелось бы иметь — телефоны, ноутбуки, игровые приставки, машины, скутеры (15,6 %). Еще одна группа просьб — это встречи (чаще с известными блогерами), путешествия на популярные курорты (8,9 %). В целом можно потребности школьников в большинстве своем охарактеризовать как ярко выраженные материальные.

Рис. 10. Ответы респондентов на вопрос «Что бы ты попросил у Президента для себя?»

 

11 вопрос. Как ты думаешь, исполнит ли Президент твои просьбы — для города, для школы, для себя? Это последний содержательный вопрос, который говорит об исполнимости тех просьб, которые были высказаны в вопросах 3, 6 и 10. Отдельно мы спрашивали об исполнении просьб для города, школы и себя. Большинство учащихся (84,4 %) считают, что Президент сможет исполнить их просьбы для города. 67,8 % считают, что сможет исполнить просьбы для школы.

а)б)

Рис. 11. Распределение ответов по 11 вопросу: а) исполнит ли Президент твои просьбы для города; б) исполнит ли Президент твои просьбы для школы

 

Вместе с тем большинство учеников считают, что их просьбы относительно их собственных просьб в большинстве своем выполнены не будут (51,1 %).

Рис. 12. Распределение ответов по 11 вопросу — исполнит ли Президент твои личные просьбы

 

Выводы. Направления позитивных перемен для города и школы.

  1.     Проблемы города. Городу нужны хорошие дороги. Предлагаю обратиться к мэру города с просьбой о том, чтобы, например, подъезды к школе были отремонтированы. У города существует проблема с мусором, однако данных этого проекта недостаточно, чтобы сделать предложение с решением проблемы. Например, наш город только начал проект по раздельному сбору мусора (в конце 2018 года), но вокруг школы такого сбора нет. Можно провести дополнительное исследование, например, о том, как люди города относятся к раздельному сбору мусора, будут ли они это делать. В качестве эксперимента можно попробовать раздельный сбор мусора в школе.
  2.     Проблемы школы. У школы старый стадион. Предлагаю обратиться в Департамент образования с письмом о необходимости реконструкции стадиона. Также предлагаю написать письмо от имени учащихся нашей школы к депутату горсовета о нашей проблеме. Поскольку реконструкция стадиона требует вложения больших средств, предлагаю обратиться за спонсорской помощью к крупным компаниям Белгородской области. Для решения проблемы невкусной еды предлагаю обсудить новое меню со школьниками и администрацией. Можно сделать интерактивное голосование в социальных сетях или на сайте школы. Можно организовать проект «Кухонный спецназ», который бы каждое утро фотографировал обеды, рекламировал их пищевую ценность и полезность. В школе выявилась проблема поведения и взаимоотношений между учениками. Предлагаем обсудить эту проблему на классных часах во всех классах школы. Однако данных этого проекта недостаточно: можно провести еще дополнительные исследования, например, «Об отношениях между учениками — старшими и младшими, мальчиками и девочками».
  3.     Проблемы учеников. Проблема нагрузки и больших домашних заданий — можно решить путем тренингов и упражнений по грамотному распределению своего времени. Предлагаю ввести внеурочный курс «Я всё успею!» или проводить соответствующие занятия на классных часах. Для решения других проблем — проблем со зрением, со сном — необходимо совместные усилия родителей, школы, учреждений здравоохранения.

Таким образом, социологическое исследование «Что бы я сказал Президенту РФ?» позволило выявить проблемы, которые существуют в нашем городе, школе, а также у конкретных учеников. На основании этого социологического исследования можно построить перспективы и планы дальнейшего развития.

Основные термины (генерируются автоматически): проблема, город, школа, ответ респондентов, Президент, просьба, самый популярный ответ, Президент РФ, ответ, раздельный сбор мусора.


Похожие статьи

Усвоение детьми дошкольного возраста основ экологической...

При анализе ответов на вопрос анкеты «Были ли случаи, когда ситуация заставляла вас выбрасывать мусор в неположенном месте

Но зато все респонденты обращают внимание своих детей на то, что мусор нужно выбрасывать только в специально отведенных местах.

Отношение студентов различных стран к переработке электронных...

В данной статье рассматриваются несколько исследований на студентах из разных стран, анализируется их отношение к переработке электронных и электрических отходов, степень их участия в этом процессе. Целью статьи является выявление проблем и тенденций развития...

Определения мотивационного фактора при разработке системы...

Действующие системы раздельного сбора мусора, в основном, реализованы в рамках

Проблема внедрения и функционирования системы селективного сбора твердых бытовых

Зато 67 % респондентов готовы заниматься сдачей вторичного сырья и опасных отходов в...

Комплексный взгляд на проблему обращения с твердыми...

Сложной проблемой остается сбор и вывоз отходов в зоне гаражных кооперативов.

В городе появляются предприятия, которые проводят сбор металлолома, макулатуры, стеклянной

Управление твёрдыми бытовыми отходами. Раздельный сбор и сортировка отходов...

Пути решения сбора и переработки бытовых отходов в городе...

Вопрос — ответ.

Наступивший XXI век несет нам проблему загрязнения планеты все увеличивающим количеством мусора.

Те, кто препятствуют внедрению раздельного сбора мусора, объясняют это менталитетом россиян, которые вряд ли захотят самостоятельно...

Практика внедрения раздельного сбора мусора в разных странах...

В статье освещена проблема накопления отходов в мире и опыт других стран в решении данного вопроса. Рассмотрена практика внедрения раздельного сбора мусора в разных странах мира.

Целесообразность и социально-экономические выгоды от...

Вопрос — ответ. Отзывы наших авторов.

Мубаракшина Ф. Д. Современные проблемы и технологии переработки мусора в России и за рубежом / Ф

Применение раздельного сбора мусора наряду с просветительской работой в данном направлении позволит скорректировать...

Особенности организации и проведения онлайн исследований

Под профессиональными респондентами подразумеваются «участники исследований

Участие профессиональных респондентов накладывает эффект и на качество заполнения анкет, так

При рекрутировании по средством интернет-панели проблема профессиональных...

Конституционно-правовые проблемы института президентства...

Согласно Конституции РФ [6], главой государства является Президент РФ, который не относится ни к одной из трех ветвей власти, но осуществляет государственную власть в Российской Федерации. Исходя из закрепленного в Конституции РФ правого статуса, он занимает особое...

Похожие статьи

Усвоение детьми дошкольного возраста основ экологической...

При анализе ответов на вопрос анкеты «Были ли случаи, когда ситуация заставляла вас выбрасывать мусор в неположенном месте

Но зато все респонденты обращают внимание своих детей на то, что мусор нужно выбрасывать только в специально отведенных местах.

Отношение студентов различных стран к переработке электронных...

В данной статье рассматриваются несколько исследований на студентах из разных стран, анализируется их отношение к переработке электронных и электрических отходов, степень их участия в этом процессе. Целью статьи является выявление проблем и тенденций развития...

Определения мотивационного фактора при разработке системы...

Действующие системы раздельного сбора мусора, в основном, реализованы в рамках

Проблема внедрения и функционирования системы селективного сбора твердых бытовых

Зато 67 % респондентов готовы заниматься сдачей вторичного сырья и опасных отходов в...

Комплексный взгляд на проблему обращения с твердыми...

Сложной проблемой остается сбор и вывоз отходов в зоне гаражных кооперативов.

В городе появляются предприятия, которые проводят сбор металлолома, макулатуры, стеклянной

Управление твёрдыми бытовыми отходами. Раздельный сбор и сортировка отходов...

Пути решения сбора и переработки бытовых отходов в городе...

Вопрос — ответ.

Наступивший XXI век несет нам проблему загрязнения планеты все увеличивающим количеством мусора.

Те, кто препятствуют внедрению раздельного сбора мусора, объясняют это менталитетом россиян, которые вряд ли захотят самостоятельно...

Практика внедрения раздельного сбора мусора в разных странах...

В статье освещена проблема накопления отходов в мире и опыт других стран в решении данного вопроса. Рассмотрена практика внедрения раздельного сбора мусора в разных странах мира.

Целесообразность и социально-экономические выгоды от...

Вопрос — ответ. Отзывы наших авторов.

Мубаракшина Ф. Д. Современные проблемы и технологии переработки мусора в России и за рубежом / Ф

Применение раздельного сбора мусора наряду с просветительской работой в данном направлении позволит скорректировать...

Особенности организации и проведения онлайн исследований

Под профессиональными респондентами подразумеваются «участники исследований

Участие профессиональных респондентов накладывает эффект и на качество заполнения анкет, так

При рекрутировании по средством интернет-панели проблема профессиональных...

Конституционно-правовые проблемы института президентства...

Согласно Конституции РФ [6], главой государства является Президент РФ, который не относится ни к одной из трех ветвей власти, но осуществляет государственную власть в Российской Федерации. Исходя из закрепленного в Конституции РФ правого статуса, он занимает особое...

Задать вопрос