Какого я рода, племени? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №1 (21) январь 2019 г.

Дата публикации: 28.01.2019

Статья просмотрена: 388 раз

Библиографическое описание:

Алексеев, К. В. Какого я рода, племени? / К. В. Алексеев, А. И. Алексеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 1.1 (21.1). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/21/1334/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

«Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра» – заметил Сергей Михалков. Мои самые ранние детские воспоминания связаны с большой армией родственников, что иногда мне казалось, что все люди вокруг мои родственники. Только с годами я стал разбираться в затейливых ветвях моего генеалогического древа. Оказывается, я являюсь потомком очень достойных людей, живших в двух районах нашей Якутии, во мне текут кровь разных народов: эвенков, якутов, русских. И потому я себя считаю тем добрым семенем, что было заложено моими родственниками из четырех родов: Алексеевых, Габышевых, Долгуновых, Ивановых.

На протяжении веков продолжаются древние роды моей семьи со стороны моих родителей, которые являются неотъемлемой частью истории страны. Все исторические потрясения, которые случались в России, отражались и на якутской земле, на судьбах каждого жителя Якутии. Они по мере сил и возможностей защищали Родину от вражеских нашествий, оказывали большую помощь в тяжелые времена. Якутяне не уронили чести и достоинства своего народа, дали стране немало героев войны и труда. Поэтому, изучая историю своей малой Родины, мы гордимся прошлыми деяниями своих предков. И в своем сочинении я постараюсь остановиться на некоторых моментах моей родословной, соотнося их с историческим прошлым нашей страны.

В начале 20 века тянские эвенки жили разбросанно, вдоль горных речушек по кочевьям, занимались оленеводством и охотой. С установлением Советской власти был создан центр сбора пушнины в местности ПОС, чуть южнее нынешнего месторасположения Тяни. Только в 1927 году на левом берегу Тяни обосновались первые чумы, стал зарождаться колхоз «Новая жизнь». Начиная с прапрадедов, мои родичи стали первыми колхозниками и продолжали вести традиционный образ жизни, имея статус сельских жителей. Оленеводы приезжали в Тяню зимой, сдавали пушнину, закупали продукты, снаряжение для охоты и снова уезжали на охоту.

Насчитывалось около десятка родовых сообществ: Ильиновы «Нэнэкирил» (с эвенкийского означает «кочующие на верховых оленях»), Кульбертиновы «Эмалаhалил» (камень), Дивдевиловы «Нанагирил» (название рыбы), Трынкины «Чакаригил» (светлые люди), Анастаховы «Эгдэрэл» (кочующие), Габышевы «Метаткар», Мальчекитовы «Нехоткорил» (якуты), Корниловы «Нанарил» (название рыбы), Николаевы «Накачирил» (ремесленники железа), Алексеевы «Бугачарил» (времена года), Алексеевы «Дойдукаты» (приезжие издалека).

Я по отцу принадлежу к роду Алексеевых «Дойдукатам», а по матери к вилюйским якутам. Мой прадед Алексеев Николай Филиппович, уроженец местности Молбо, женился на тянской девушке Ильиновой Марии Андреевне из рода «Нэнэкирил», который славился ее матерью, народной целительницей Натаалдьыйей, Карташевой Натальей Семеновной. Девушка из Киндигирэ вышла замуж за Ильинова Андрея Егоровича. Она умела лечить травами, заговором. Когда отправлялась за травами, надевала белое платье, готовилась как к священнодействию, была верующей. По воспоминаниям внуков, над ее кроватью на полочке стояли маленькие иконки. В те трудные времена выручала многих, оказывая лечебные услуги. Каждый вылечившийся с восторгом рассказывал, как именно она избавляла их от недугов. Умерла она в 102-летнем возрасте. Интересно то, что ее племя отличается сравнительным долгожительством. Прапрадедушка Андрей в 10-летнем возрасте стал слепым, но был удивительно талантливым человеком – мастером по изготовлению охотничьих лыж, прикладов ружей, деревянной утвари. Все их дети стали многодетными семьями и составляют большинство жителей деревни. Это и Николаевы, Алексеевы, Трынкины, Ильиновы и другие. А ее дочь, моя прабабушка, Мария Андреевна—одна из самых уважаемых людей села Тяня. О ней ходили легенды, что попадала белке в глаз. Несколько лет подряд за один охотничий сезон она сдавала более 800 шкур белок и десятки шкур соболей. За лучшие достижения в промысловой охоте ее избрали в 1947 году депутатом Верховного Совета ЯАССР, была награждена медалью «За доблестный труд» и другими юбилейными наградами. Вырастила 7 детей, 25 внуков, 32 правнуков.

Мой дедушка Алексеев Семен Николаевич родился 14 сентября 1936 года в селе Березовка Олекминского района четвертым ребенком в семье Алексеевых. В детстве ему приходилось испытать много лишений, поскольку родители разошлись, когда он был годовалым. Жили с отцом и его сестрой. Семья решила переехать в село 1 Нерюктяй.

Великая Отечественная война стала испытанием для всех жителей СССР, общая беда стала частью жизни и олекминчан. Дедушка помнит, как в годы войны трудился с детьми на колхозных полях, убирая выпавшие зрелые колосья пшеницы. Летом занимались поливкой и прополкой овощей. Осенью взрослые собирали урожай с огородов, а детей заставляли вторично перекапывать картошку. В зимнее время помогали по хозяйству, ухаживали за скотиной. Очень хорошо помнит, как отец уходил на войну летом 1944 года. Врезалось в память, как провожали люди уплывающий пароход с призывниками. Играла музыка, плакали дети, женщины стояли по пояс в воде. Он успокаивал плачущего старшего брата Григория: «Не плачь, отец вернется с гостинцами!» И сказанное сбылось, отец выжил на войне с японцами. Дедушка поступил в школу в 1946 году в 10-летнем возрасте и проучился только 4 года. Из-за войны детям выпала такая доля. С 15 до 20 лет работал в колхозе. В армию был призван в 1956 году. Служил на Дальнем Востоке в пограничных войсках 3 года. На Екатерино-Никольской заставе был пограничником-кавалеристом. Имеет знак отличника боевой и политической подготовки. После армии началась трудовая жизнь дедушки. В нашем селе его знают как неустанного труженика. Кем только он не работал? И оленеводом, и кадровым охотником, перевыполнявшим свой план, и плотником, построившим полдеревни домов.

Моя бабушка Габышева Елизавета Константиновна принадлежит роду Габышевых «Метакар».

Зачинателем рода был прапрадедушка Габышев Павел – Дылми, что означает «умный», от которого родились16 детей, но выжили немногие. Старший сын Белючан обладал шаманскими наклонностями, но в связи с запретами советских властей не стал практиковать свой дар.

Мой прадед Прокопий « Бэллээн» с женой Ивановой Марией Петровной, уроженкой села Киндигирь, были передовыми оленеводами колхоза. Из рассказов прабабушки узнал, как они пускали живых баргузинских соболей через каждые 5 километров в тянской тайге по заданию колхоза.

В 60-е годы в хозяйственной деятельности колхоза вводились новшества: животноводство и овощеводство. Теперь люди с трудом верят в то, как в каменистой почве тогдашним колхозницам удавалось выращивать целые горы капусты и других овощей. Прабабушка смеялась, что эвенки тогда не очень-то любили кушать плоды огорода. А когда начали исследовать железную руду в окрестностях Торго, геологи нуждались в опытных каюрах. Поэтому она после смерти мужа работала 5лет в экспедиции. В работу каюра входили следующие обязанности: ухаживать за 20 оленями, снаряжать подводы, доставлять их до мест назначения через горные перевалы, обеспечивать мясом и дичью. Мария Петровна умела охотиться на лося, которого в тайге встречали часто. Увидев очередного лося, бабушка бралась за ружье. А ее останавливали русские женщины-геологи, говоря: «Мария, не надо, пока тушенки хватит надолго!». Куда только не ездила прабабушка с геологами! Через дикую тайгу они доехали до Вилюйского района. А дело было летом, и прабабушку поразило несметное количество комаров. Один раз ездили в Якутск, но ее оставили с оленями в близлежащем лесу. Затем она в числе самых опытных и сильных работниц стала перевозить на оленьих упряжках продукты из Олекминска через Токко и Бясь-Кюель. Зимой, ночуя в тайге, целыми месяцами трудились с ней Егорова Д.Ф., Солдатова М.А. Именно благодаря таким труженицам колхоз перевыполнял планы своих пятилеток.

Моей бабушке Елизавете Константиновне в данное время 70 лет. Она проработала всю жизнь киномехаником, ветеран советского кино, награждена Почетной грамотой РСФСР. В середине 60-х годов она работала киномехаником в выездной бригаде «Красный чум», которая объезжала оленеводческие стада и вела культурно- просветительскую работу. Бабушка показывала фильмы, фельдшер осматривала и лечила больных, лектор рассказывал о международной обстановке и новостях республики. Через 4 дня отправлялись дальше в другое стойбище. Другим примечательным качеством бабушки является то, что она как кадровый охотник сдавала пушнину наравне с мужчинами. Чтобы заняться любимым делом, брала отпуск в ноябре и отправлялась с мужем в тайгу. Умела водить моторную лодку, буран, ставить сети и капканы. Об этом печатали в районной газете. После выхода на пенсию жила с дедушкой в стойбище «Марыкта» в 50 км от Тяни. Так они жили безвыездно целых 10 лет, держали табун лошадей. И зимой, и летом мы, внуки, ездили к ним, месяцами жили у них. В таежных условиях живут выносливые, трудолюбивые люди, таковыми являются мои бабушка с дедушкой. Они родили и воспитали двоих сыновей: моего отца и дядю Григория. Имеют 5 внуков.

А теперь я расскажу вам о своих родственниках из Вилюйского района. Долгуновы, род «Леекей» со стороны матери, жили в Кулятском наслеге Вилюйского улуса. Прапрабабушка родилаот приезжего русского сына Алексея. От него родились пятеро сыновей, среди которых мой прадедушка Никита Алексеевич. В трудные годы ВОВ, несмотря на инвалидность, был председателем сельсовета, и под его руководством наслег помогал фронту: отправляли теплые вещи, собирали денежные средства. От голодной смерти спас односельчан, организовав массовые подледные ловли. За плодотворный труд в годы войны прадедушка был одним из первых награжден медалью «За доблестный труд в годы ВОВ». Он женился на моей прабабушке МарииКонстантиновне из рода «Басхай». В их семье было 6 детей. Благодаря родительскому воспитанию из них вышли образованные, достойные люди.

Из прабабушкиной родни самым известным и уважаемым считаю ее родного брата, Григорьева Никиту Прокопьевича, за плечами которого 33 года военной службы, подполковника в отставке, в последствии проработавшего начальником финансового отделения Петродворцового гарнизонного военного госпиталя. В течение 58 лет служил и работал в Советской армии. Но самое примечательное то, что он истинный патриот, написавший историю родного наслега и выпустивший книгу «Любовь к родному аласу». Из этой книги я узнал всю родословную, очень интересную и подробную историю жизни моих вилюйских родственников.

Моя бабушка Ирина Никитична была вторым ребенком. Училась на фельдшера. У нее был очень хороший голос, выступала на концертах художественной самодеятельности. Работала много лет в школе – интернате по хозяйственной части. К огорчению, страдала бронхиальной астмой и умерла в 53- летнем возрасте.

Ивановы, родственники из деревни Тылгыны Вилюйского района, берут свое начало от женщины Саараа, которая прославилась как сказительница преданий, которые записаны в книге М.С.Иванова-Багдарыын Сулбэ «Предания, легенды» (2004 г.) Она является прабабушкой моего дедушки Иванова Ивана Егоровича. Его отец Егор Спиридонович был председателем, бригадиром колхоза «Чапаев». Во время ВОВ работал в трудовом фронте в Усть-Майском районе и в соляном заводе Кемпендяя Сунтарского района. Был женат на уроженке села Магассы Верхневилюйского района Львовой Дарье Никитичне. В семье было 6 детей, где дед был единственным сыном. Когда отец умер от сердечного приступа, деду было всего10 лет. Бабушка одна поднимала маленьких детей. Выручило то, что отец успел научить сына охотничьим премудростям.

В 70-е годы в Вилюйском районе осуществлялась комплексная программа развития сельского хозяйства. И родные сестры моего деда стали передовыми доярками «Кулятского» совхоза.

Прасковья за высокие производственные показатели была награждена орденом «Знак почета», Анастасия – наставник молодежи, имеет медаль « За трудовую доблесть», а другие сестры неоднократно становились победителями социалистических соревнований, ездили по путевке в Москву на ВДНХ. Не раз радовали мою маму гостинцами из столицы. Дедушка Иван Егорович с 1964-1984 гг. работал на руководящих постах в совхозах «Мастахский», «Кулятский» Вилюйского района. С 1988 г. работал начальником Вилюйского дорожно – строительного участка. Деятельность предприятия в те годы была напрямую связана с политическими и экономическими преобразованиями в РФ, становлением механизмов рыночной экономики. Вся его жизнь была связана с общественной и политической жизнью улуса. Его неоднократно избирали членом райкома, горисполкома, был депутатом нескольких созывов. В 1994г. он представлен к званию «Заслуженный дорожник Якутии».

А главным богатством, счастьем бабушки с дедушкой были их 7 детей: 4 мальчика и 3 девочки. Моя мама Анна Ивановна – старшая дочь семьи. Работает учителем вот уже 30 лет, « Отличник образования РС(Я)». Несмотря на отдаленность от родных мест, мама всегда рассказывала нам о своих родных, возила каждое лето в Вилюйск. К нам в гости приезжали ее сестры с детьми. Поэтому все мы стали одной большой семьей, делившей и радости, и горести. Мой отец Владимир Семенович – умелый мастер резьбы по дереву, кадровый охотник. Родители поженились в 1990 году, у них четверо детей: Семен – актер Саха театра имени П.А.Ойунского, женат, воспитывает дочку; Алгыс – студент 5-го курса СВФУ, будущий геолог; Долгуяна – студентка 2-го курса ИЯКН СВФУ; я, Кэскил, – учащийся 8 – го класса. Вот такой получился краткий рассказ о моей родословной, которая жила и работала в 20 веке. Мои предки достойно пережили этот «бурный», наполненный противоречивыми историческими событиями 20 век. И я, человек 21 века, и юное поколение нашего рода должны и обязаны с честью продолжить эту жизненную дорогу, прославляя ее добрыми делами.

Может, кто-то не нашел в моей родословной что-то особенное, но лично я, изучив историю жизни моих предков, понял самое главное в жизни: несмотря ни на что нужно любить жизнь, бороться за счастье близких, быть патриотом своей Родины.

Основные термины (генерируются автоматически): Вилюйский район, ребенок, кадровый охотник, моя бабушка, отец, доблестный труд, мой отец, моя мама, моя прабабушка, Николаев.


Задать вопрос