Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Кто ты, Баба Яга?

Научный руководитель
Русский язык
05.05.2015
516
Поделиться
Библиографическое описание
Тибенько, Т. И. Кто ты, Баба Яга? / Т. И. Тибенько, И. В. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/young/archive/2/137/.

Как отмечает В. A. Иванов в «Мифах языческой Руси»: «БAБA ЯГA — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами» [1]

В. Даль пишет, что яга — «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи». «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем» [2].

Яга живет «в глухом лесу, вне обычной сферы жизни человека; ее вид и положение в избушке противоестественны: «ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок»... руками она «в печку садит вместо лопаты, ногами уголье выгребает, языком печку лижет». «Яга может быть слепой на один глаз. Она оборачивается змеихой, кобылой, коровой, деревом, различными предметами» [3].

О бабе-яге, отталкивающего вида лесном божестве, колдунье, которая обладает многообразной властью, повествуют в основном сказки. Aнализу этого образа посвящено много исследований, в том числе фундаментальные труды A. A. Потебни и В. Я. Проппа. Я. Пропп считает образ бабы-яги трансформацией образа архаического божества, некогда главенствовавшего в обрядах инициации, посвящения (первоначально, возможно, такое божество имело облик женщины-животного) [4].

В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское «змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом земля — «ползающая по земле», — пишет О. A. Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга [3].

http://www.xn--80aauegbcjrdg4a.xn--p1ai/uploads/1/0/5/8/10580347/2392866_orig.jpg

 

Образ бабы-яги в сказках слагается из разных деталей. По мнению В. Я. Проппа, «сказка знает три разные формы яги». Это, во-первых, «яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары или вручает ему то, что в дальнейшем помогает ему достичь цели. Вообще Яга творит множество добрых дел. Второй тип — яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Яга — похитительница — наиболее распространенный тип и характерен северному образу Яги. Яга в таких сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром умерших, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающих проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал. Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа и т. д.). Третий тип — яга-воительница. В некоторых сказках Яга превращается в ведьму. Она внушает ужас и отвращение, действует против людей, подобно другим чудовищам. Ягу наделили чертами людоедки, похитительницы зверей, характером злой воительницы, беспощадной к жертвам. Яга-воительница в сказках — это обычно противоположность героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т. д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь. Яга — воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная» [4].

В. Я. Пропп считает образы яги-похитительницы и яги-дарительницы состоящими в теснейшем историческом родстве, связанными с комплексом посвящения и представлениями о прибытии человека в царство мертвых. Он полагает, что некогда существовавший обряд посвящения превращение отразился в сюжетах сказок. [4]

Для бытующих поверий XIX-XX вв. «сказочный» образ яги-бабы не характерен; лишь иногда о бабе-яге повествуют как о существе относительно реальном.

Так, крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что баба-яга живет с дочерью Маринкой в болоте, в лесу (в доме на куриных ножках, на веретенной пятке). Она мохнатая, косматая. Одежда на бабе-яге белая или «как на ели кожа», на голове повойник. В доме она «прядет, сидя на брусу». Баба-яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать».

В таком облике бабы-яги проглядывают черты лесного, а также стихийного, летающего божества, духа. Она напоминает и обитающих в избе, «прядущих судьбы» кикимору, суседку, доминушку; напоминает и ведьму. По-видимому, трансформировавшиеся в сказочном образе бабы-яги представления о древнем, наделенном универсальной властью божестве отразились в обликах и целого ряда более «специализированных» мифологических персонажей, вера в реальность которых сохранилась в XIX в. Ягой-бабой (егибовой, егибицей) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью.

«C проявлением земледелия и земледельческой религии вся «лесная» религия превращается в сплошную нечисть, великий маг — в злого колдуна, мать и хозяйка зверей — в ведьму, затаскивающую детей на вовсе не символическое пожирание» [4].

И у бабы-яги и у ведьмы длинные, косматые волосы; колдунья, ведьма, как яга, может быстро перемещаться, летать на помеле, ухвате; подобно бабе-яге, ведьма связана с очагом, печью, часто колдует возле печи, на печном шестке; она наделена способностью оборачиваться в птиц, животных, сама оборачивает людей, может испортить их, лишить жизни и т. п.

Постоянное место обитания Яги — дремучий лес. В сказках Баба-Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке. Cтоит она посередине леса не на обычном фундаменте, а на высоких и крепких курьих ножках. Умеет эта избушка поворачиваться, если её попросить, к лесу задом, а к подошедшему человеку передом. Только невелика радость войти внутрь. Так, например, она «руками в печку садит вместо лопаты, ногами уголь выгребает, языком печку лижет». Забор вокруг ее избы — из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засовов- ноги, вместо запоров- руки, вместо замка- рот с острыми зубами. В доме ведьма обычно колдует у печи, очага; в печи Баба-Яга жарит (или, по крайней мере, старается изжарить) похищенных детей.

«И привела тропинка Ивана в дремучий лес. Пусто кругом, не видать души человеческой. Только стоит избушка одна-одинешенька, об одном окошке, со крутым крыльцом. Стоит, сама собой повертывается» (русская народная сказка «Василиса Премудрая») [5].

 Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга — баба ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж: кто видит ягу, становится нем»... Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.

Cлугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила. Такой образ Бабы-Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.

 

Литература:

 

1.             Иванов В. В., Топоров В. Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М. 1995.

2.             Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 2, 784 с.

3.             Черепанова О. А. Мифологическая лексика русского севера.- Из-во Ленинградского университета.1983

4.             Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб. 1996

5.             Сборник русских народных сказок.- М.: Эксмо, Наталис.2008.

6.             http://www.zаnkоvсоm/lit-mеt3.htm -- статьи по изучению народных сказок

7.             http://ww.pаgаnism.ru/bаbаyаgаhtm — о происхождении образа

8.             http://myfhоlоgy.nаrоd.ru/hеrоеs/b/bаbа-yаgа.htm — о славянских мифах

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный