Во всем мире уже давно ведутся разъяснительные беседы о вреде сладких газированных напитков для здоровья человека. Многие люди пьют их не для утоления жажды, а для того, чтобы почувствовать вкус этих напитков. Если о вреде табакокурения сегодня знает практически каждый, то о «газировке» сказать то же самое нельзя. Так, анкетирование старшеклассников показало, что большинство учащихся (85 %) знают о вреде сладких газированных напитков, но объяснить этого вредного воздействия на организм, они не могут. Основная проблема заключается в том, что за последние годы существенно изменились ассортимент и качество безалкогольных газированных напитков, однако меньше их употреблять не стали. Поэтому важно, чтобы люди умели выбирать напитки, состав которых окажет минимально негативное воздействие на организм.
В соответствии с СТБ 539–2006 «Напитки безалкогольные. Общие технические условия» классификацию напитков осуществляют по пяти признакам: насыщению двуокисью углерода, массовой доли сухих веществ, внешнему виду, способу обработки, используемому сырью. Химический состав сладких газированных напитков неоднозначен: так, в состав газировок входят вода, подсластители, сахар и сахарозаменители (ксилит, аспартам, сорбит, сахарин, цикламаты натрия и калия), регуляторы кислотности (Е300, Е330, Е338), красители. Сладкие газированные напитки очень плохо действуют на работу желудочно-кишечного тракта. Для детей она вредна ещё больше, так как у них еще не сформирован взрослый тип секреции желудка — она у них более низкая, а лимонады еще более снижают кислотообразование. Красители могут вызвать аллергические реакции, а один из ингредиентов газированных напитков — углекислый газ (диоксид углерода) — вызывает отрыжку, вздутие кишечника и другие нежелательные явления в организме.
Сахар,в большом количестве присутствующий в газированной воде, провоцирует другую неприятность — кариес. И даже если чистить зубы два раза в день и полоскать рот после стакана газировки, это лишь уменьшит, но не устранит вредное влияние этого продукта и не обеспечит должной защиты.
Сладкие газированные напитки добавляют в рацион человека ненужные, «непищевые» калории. Ортофосфорная кислота нарушает кислотно-щелочной баланс в организме в сторону повышения кислотности. Чтобы ее нейтрализовать, организму приходится вытеснять кальций из костей и зубов. Отсюда кариес. Эта же причина приводит к все более раннему возникновению остеопороза — заболевания, при котором кости становятся хрупкими и легко ломаются. Взрослые теряют способность накапливать кальций в костной ткани. Вред газированных напитков сразу не заметен.
На основании проведенного теоретического анализа нами было проведено исследование химического состава сладких газированных напитков с целью определения влияния их компонентов на организм человека.
В исследовании были использованы образцы сладких газированных напитков торговых марок «Лимонад», «Coca-Cola», «Milkis» и «Pepsi-Cola», наиболее популярных среди старшеклассников нашей школы.
Исследование осуществлялось в соответствии со следующими этапами:
1) изучение состава по этикеткам производителя;
2) органолептический анализ;
3) определение рН-среды раствора (с использованием индикаторной бумаги, с использованием электронного рН-метра);
4) определение содержания кислот;
5) определение количества сахара (по плотности жидкости, по показаниям маркировки);
6) определение «натуральности» напитка с использованием соды;
7) определение консервантов;
8) определение красителей.
Исследование образцов предполагало постановку эксперимента, анализ по заданному критерию и выводы.
Согласно полученным результатам были сделаны следующие выводы:
1) в соответствии с этикетками состав сладких газированных напитков разнообразный, но обязательно включает в себя диоксид углерода, регулятор кислотности, красители, ароматизаторы;
2) органолептические показатели исследуемых образцов соответствуют уровню отличного и хорошего качества;
3) все выбранные для исследования сладкие газированные напитки имеют кислую среду, наиболее кислая среда выявлена у напитков торговых марок «Coca-Cola» и «Pepsi-Cola»;
4) в состав напитков «Coca-Cola» и «Milkis» входит ортофосфорная кислота, т. к. в пробирках с этими напитками выпал осадок ортофосфата серебра; в образцах напитков торговых марок «Лимонад» и «Pepsi-Cola» ортофосфорная кислота не обнаружена;
5) оценка степени влияния кислот показала, что газированная вода выводит неорганические вещества (вымывание кальция из костной ткани и зубов), а также, что в большей степени неорганические вещества выводит газированный напиток «Milkis», в меньшей — «Лимонад»;
6) в газированных напитках содержится большое количество сахара, больше всего сахара содержится в газированном напитке «Milkis»;
7) напиток торговой марки «Milkis» является более «натуральным» по сравнению с остальными сладкими газированными напитками (это важно, так как снижается вероятность появления аллергических реакций у человека);
8) содержание в напитках нелетучих минеральных и органических веществ в большей степени выявлено в газированном напитке «Milkis», а меньше всего — в «Лимонаде» (т. е. в «Лимонаде» содержится меньше химических добавок);
9) напиток «Лимонад» содержит консерванты, т. к. процессы брожения в ходе химической реакции не были обнаружены;
10) во всех газированных напитках содержатся красители: больше всего красителей зарегистрировано в газированных напитках «Milkis» и «Pepsi-Cola», а меньше всего — в «Лимонаде».
С целью обобщения полученных выводов нами была использована система присвоения баллов по каждому критерию в соответствии со следующим алгоритмом, представленном в Таблице 1.
Таблица 1
Система присвоения баллов
Ранг |
Баллы |
1 результат |
+2 балла |
2 результат |
+1 балл |
3 результат |
0 баллов |
4 результат |
–1 балл |
По результатам систематизации и обобщения становится возможным последующее ранжирование в зависимости от конкретного критерия. Сводные результаты исследования представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Сводные результаты исследования сладких газированных напитков
№ |
Наименование напитка |
Наличие консервантов |
Наличие красителей |
Сухой остаток |
Натуральность |
Содержание сахара и сахарозаменителей |
Содержание ортофосфорной кислоты |
Кислотность |
Итого |
1 |
Coca-Cola |
+1 |
+1 |
0 |
-1 |
+2 |
-1 |
0 |
2 |
2 |
Pepsi-Cola |
+2 |
0 |
+1 |
-1 |
+1 |
0 |
-1 |
2 |
3 |
Milkis |
+1 |
0 |
-1 |
+2 |
0 |
-1 |
+2 |
3 |
4 |
Лимонад |
-1 |
+2 |
+2 |
-1 |
-1 |
0 |
+1 |
3 |
Таким образом, исследование показало, что газированные напитки торговых марок «Лимонад», «Coca-Cola», «Milkis» и «Pepsi-Cola» содержат в своем составе компоненты, которые оказывают вредное воздействие на организм человека. Они влияют на работу желудочно-кишечного тракта, способствуют появлению кариеса зубов, избыточной массы тела, уменьшают плотность костной ткани и поэтому чаще возникают переломы костей (остеопороз). Исходя из экспериментальных данных мы не можем рекомендовать никакой из этих напитков. Но чтобы уменьшить негативное воздействие на организм, необходимо изучать этикетки. Проблема в том, что подростки чаще всего не обращают на них внимания, поэтому мы решили презентовать наш проект, чтобы рассказать о вредном воздействии на организм компонентов газированных напитков. Также мы создали буклет, в который поместили рекомендации по их выбору. Надеемся, что всё это позволит сделать правильный выбор.
Так почему газированные напитки — это «сладкий» обман? Когда люди пьют их, рецепторы языка получают обманный импульс удовольствия и утоления жажды. Психологически человек осознает, что пьет жидкость, а на самом деле в организм поступает страшная смесь, которая не утоляет жажду и требует большого количества чистой воды для ее нейтрализации. Получается очень забавный эффект: газировкой нельзя напиться. Ее хочется снова и снова. Это обман, а не питье для восполнения жидкости в организме.
Литература:
1. Аранская О. С., Бурая И. В., Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии, М., Вентана-Граф, 2005.
2. Габриелян О. С., Смирнова Т. В., Изучаем химию в 8 классе. — Москва: «Блик и КО», 2002.
3. Габриелян О. С., Химия 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2003.
4. Гаршин А. П., Неорганическая химия, СПб, Лань, 2003.
5. Шелинский Г. И., Юрова Н. М., Химия: Пробный учебник для 8 класса общеобразоват. школы, Санкт Петербург, СпецЛит, 1998.
6. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. — М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2008.
7. http://ozdorovi.ru/saxar-uroven-saxara-v-organizme-saxar-v-krovi-cheloveka.html
8. http://www.wwwoman.ru/health/calendar/archiv2001/1221.htm
9. http://www.wwwoman.ru/health/calendar/archiv2001/1221.htm