Роль карманных денег в жизни школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №4 (13) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 06.10.2017

Статья просмотрена: 6312 раз

Библиографическое описание:

Синкевич, П. О. Роль карманных денег в жизни школьников / П. О. Синкевич, Е. П. Коровайчик. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/young/archive/13/1037/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

Нажить много денег — храбрость;

сохранить их — мудрость,

а умело расходовать — искусство.

Бертольд Авербах

 

Деньги — это огромное достижение человечества. Одни люди говорят, что деньги — это зло, а другие — счастье. Тем не менее, деньги — это реальность, с которой мы сталкиваемся ежедневно в нашей повседневной жизни. Тема денег была и остаётся актуальной всегда и для всех.

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Мы слышим разговоры о деньгах дома, в средствах массовой информации, на улице, в школе. С раннего детства дети понимают, что деньги помогают получить желаемое, и начинают стремиться к накоплению денег и самостоятельному их использованию. Перед родителями школьников встает вопрос: давать ли ребенку деньги и если давать, то в каком количестве?

В Беларуси нет регулирования выдачи карманных денег детям и нет официальной статистики, поэтому судить об их количестве достаточно сложно. Однако сумма выдаваемых денег зависит от разных факторов: финансовых возможностей семьи, количества выдаваемых денег другим детям, возраста ребенка, а также здравого смысла. Как же эти проблемы решают родители моих одноклассников? Дают ли своему ребенку деньги? Регулярно или время от времени? Сколько? Как и куда тратят выдаваемые деньги мои сверстники? Эти актуальные вопросы меня очень заинтересовали.

Знания о деньгах и правилах обращения с ними называют финансовой грамотностью. Умение обращаться с деньгами — это совершенно особый навык, который успешно поддается тренировке. Лучшим тренажером финансовой самостоятельности школьников являются карманные деньги.

Карманные деньги — это сумма, выделяемая родителями детям на их собственные нужды. Главная их цель — научить ребенка тратить деньги, делая различные покупки и неся ответственность за свой выбор. Поэтому слишком строгий контроль со стороны родителей уничтожит смысл обладания карманными деньгами.

Среди своих одноклассников и их родителей я провела опрос. На вопрос «Есть ли у вас карманные деньги?» из 22 одноклассников 20 ответили «Да».

С родителями одноклассников было проведено анкетирование, результаты которого представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Результаты анкетирования родителей учащихся 3 ”А“ класса СШ № 11 г. Пинска по теме карманных денег

Вопросы анкеты

Результаты ответов

Да

Нет

Иногда

Нужны ли ребенку карманные деньги?

20

1

1

Вы даете ребёнку деньги на карманные расходы?

20

-

2

Обсуждаете ли вы то, как ребёнок распорядился деньгами?

20

1

1

Были ли у вас карманные деньги, когда вы были учениками начальной школы?

10

8

4

Надо ли ребенка посвящать в вопросы семейного бюджета?

6

16

-

 

Исследование показало, что 90 % родителей считают необходимым наличие карманных денег у ребенка и их выдают детям. Первые личные деньги появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте семи лет и определенное количество денег несколько десятилетий назад было почти у половины младших школьников. Почти все родители (90 %) контролируют, на что и сколько ребёнок потратил карманных денег. При этом, только 27 % опрошенных считают необходимым посвящать ребёнка в вопросы бюджета семьи.

Большинство родителей справедливо считают, что какое-то количество денег надо давать детям просто потому, что они являются членами семьи. В то же время предполагается, что дети должны в той или иной мере помогать родителям по хозяйству. Во многих странах вопрос «платить за помощь по хозяйству или не платить» обычно решается следующим способом: некая фиксированная сумма вручается ребенку регулярно, но он может «заработать» еще немного, если выполнит то или иное поручение. Например, помоет родительскую машину или подстрижет газон перед домом.

Среди своих одноклассников я провела игру «Карманные деньги». Цель данной игры — проанализировать умение школьников распоряжаться карманными деньгами.

Сущность игры состоит в следующем:

1. Каждый школьник имеет ряд расходов на собственные нужды: покупка школьных принадлежностей, оплата мобильной связи, покупка еды (сладостей), поход на стадион (в бассейн), оплата аттракционов, подарок другу, поход в кинотеатр и др.

2. Мои одноклассники были разделены на три команды. Каждая команда придумала свое название: команда № 1 — ”Смайлики“, команда № 2 — ”Матроскины“, команда № 3 — “Фиксики“.

Каждая команда получила по 120 карманных игровых денег и одинаковый набор картинок с видами расходов школьников.

3. Задача каждой команды — распределить имеющиеся у них игровые карманные деньги по своему усмотрению.

Результаты игры «Карманные деньги» представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Результат игры «Карманные деньги»

Расходы школьников

Распределение карманных денег

Команда ”Смайлики“

Команда ”Матроскины“

Команда “Фиксики“

Оплата мобильной связи

20

40

10

Еда (сладости)

20

5

10

Поход на стадион, в бассейн

10

10

15

Аттракционы (развлечения)

15

15

20

Школьные принадлежности

20

20

50

Подарок другу

30

15

5

Поход в кинотеатр

5

15

10

ВСЕГО

120

120

120

 

Игра показала следующее: команда ”Смайлики“ больше всего денег потратила на подарок другу. Команда ”Матроскины“ больше всего потратила на оплату мобильной связи, а команда “Фиксики“ — на покупку школьных принадлежностей.

Отсюда следует вывод: карманные деньги — это не награда за хорошее поведение и не плата за помощь по дому. Карманные деньги способствуют развитию самостоятельности школьников и придают детям уверенности в себе. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя «почти взрослым». Но моих друзей объединяет одно: ВСЕ команды потратили ВСЕ имеющиеся у них деньги! А правильно ли это?

Для ответа на поставленный вопрос я обратилась за помощью к финансовому консультанту, которая научила нас основным правилам распоряжения своими деньгами:

  1. Заплати сначала самому себе! Сберегай часть получаемых денег (не меньше 10-й части) для обеспечения своей будущей жизни;
  2. Частично или полностью отдай долги, если они имеются;
  3. Сохрани сберегаемые деньги так, чтобы получить финансовую поддержку при непредвиденных событиях в жизни.
  4. Всегда помни о необходимых тратах и желаемых тратах денег!
  5. Следуй постоянному правилу составлять и вести личный бюджет на месяц!

Важным правилом грамотного планирования поступления и использования денег является составление личного бюджета. Если в личном бюджете доходов получилось больше расходов, то можно начать откладывать на исполнение своих желаний. Если расходов получилось больше доходов, нужно найти возможности сокращения затрат, срочно обнаружить и ликвидировать «ловушки» бюджета. Если в них попасть, можно сильно увеличить свои расходы. И тогда школьник не сможет накопить деньги на достижение финансовой цели, а возможно не сможет купить себе даже самое необходимое! Важно сделать свой личный бюджет безопасным!

Знания о деньгах и правилах их использования помогут нам более осознанно подумать о своем будущем и самостоятельно выбирать наиболее привлекательные пути в жизни. При управлении личными деньгами каждый из нас сможет принимать разумные решения, сформировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике!

 

Литература:

 

  1. Антипенко О.,: Денежная азбука. Справочное издание — «БелКП-ПРЕСС», Минск, 2013.
  2. Блискавка Е.,: Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей — Издательство «Четыре четверти», Минск, 2015
  3. Малычевская Е. Купилки из копилки: нескучная книга о деньгах. Пособие для развивающего обучения для младшего школьного возраста.- ООО «Ремарк», 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): деньга, деньги, команда, ребенок, мобильная связь, ребенок деньги, личный бюджет, результат игры, родитель.


Похожие статьи

Основы финансовой грамотности для первокурсников

Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни.

Правильно планировать свой личный бюджет пригодится студентам в их дальнейшей жизни, это первая ступень в познание финансовой...

Конспект игры «Юные финансисты» (старший дошкольный возраст)

Деньги так распределяем, Чтоб росло и крепло дело». Ведущий: Напомню правила игры «Юные финансисты».

В конце игры обе команды могут пойти в «Супермаркет игрушек», где на заработанные монеты они «покупают» понравившиеся игрушки.

Формирование экономических представлений у младших...

- включать детей в различные виды деятельности, среди которых особое место занимает трудовая; - установить межпредметную связь с опорой на личный опыт учащихся

Очень важна в формировании экономических представлений у детей тесная связь с родителями.

Формирование основ экономического воспитания дошкольников...

Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами.

Которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги. Для усвоения экономических знаний

Можно с полной уверенностью сказать, что дети полюбили рекламные игры после первого знакомства с ними.

Формирование экономических представлений у детей...

Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания

Экономическое воспитание способствует формированию у детей целостного представления об окружающем мире, простейших...

Система работы по формированию экономических знаний...

Учитывая интересы детей, типичные для детей виды деятельности, я соединила игру и

Дети очень любят сказки. Чтобы заинтересовать детей, я прочитала много сказок разных народов и

Из опыта работы с родителями стало известно, что дошкольники по поручению родителей...

Электронные денежные средстваденьги будущего?

Только в 2011 году было дано легальное определение электронных денежных средств (ЭДС) [1]. Однако какое положение занимают эти средства в гражданско-правовых отношениях? Гражданский кодекс зафиксировал...

Роль семьи в процессе экономической социализации...

6. Давая детям деньги на карманные расходы, выдавайте им купюры, которые будут способствовать накоплениям. Если количество составляет 5$, дайте им 5 долларовых банкнот и убедите ребенка в том, что, по крайней мере, один доллар должен пойти на сбережения.

Проблемы экономической подготовки учащихся начальной школы

В статье анализируется проблема экономической подготовки младших школьников и на основе результатов исследования и теоретического анализа литературы обосновывается ее актуальность.

Похожие статьи

Основы финансовой грамотности для первокурсников

Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни.

Правильно планировать свой личный бюджет пригодится студентам в их дальнейшей жизни, это первая ступень в познание финансовой...

Конспект игры «Юные финансисты» (старший дошкольный возраст)

Деньги так распределяем, Чтоб росло и крепло дело». Ведущий: Напомню правила игры «Юные финансисты».

В конце игры обе команды могут пойти в «Супермаркет игрушек», где на заработанные монеты они «покупают» понравившиеся игрушки.

Формирование экономических представлений у младших...

- включать детей в различные виды деятельности, среди которых особое место занимает трудовая; - установить межпредметную связь с опорой на личный опыт учащихся

Очень важна в формировании экономических представлений у детей тесная связь с родителями.

Формирование основ экономического воспитания дошкольников...

Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами.

Которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги. Для усвоения экономических знаний

Можно с полной уверенностью сказать, что дети полюбили рекламные игры после первого знакомства с ними.

Формирование экономических представлений у детей...

Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания

Экономическое воспитание способствует формированию у детей целостного представления об окружающем мире, простейших...

Система работы по формированию экономических знаний...

Учитывая интересы детей, типичные для детей виды деятельности, я соединила игру и

Дети очень любят сказки. Чтобы заинтересовать детей, я прочитала много сказок разных народов и

Из опыта работы с родителями стало известно, что дошкольники по поручению родителей...

Электронные денежные средстваденьги будущего?

Только в 2011 году было дано легальное определение электронных денежных средств (ЭДС) [1]. Однако какое положение занимают эти средства в гражданско-правовых отношениях? Гражданский кодекс зафиксировал...

Роль семьи в процессе экономической социализации...

6. Давая детям деньги на карманные расходы, выдавайте им купюры, которые будут способствовать накоплениям. Если количество составляет 5$, дайте им 5 долларовых банкнот и убедите ребенка в том, что, по крайней мере, один доллар должен пойти на сбережения.

Проблемы экономической подготовки учащихся начальной школы

В статье анализируется проблема экономической подготовки младших школьников и на основе результатов исследования и теоретического анализа литературы обосновывается ее актуальность.

Задать вопрос