Мы живем на Ямале, где лето короткое и холодное, зима суровая с сильными ветрами, земля не приспособлена для выращивания культур, т.к. является районом крайнего Севера. В 80-х годах 20 века в нашем городе имелось тепличное хозяйство, но стало нерентабельным и распалось. Идея возобновить работу тепличного хозяйства возникла у обучающихся нашей школы, что актуально в настоящее время, т.к. продукты, привозимые с земли, зачастую являются не свежими и содержат большое количество химикатов и консервантов, которыми напичканы овощи и фрукты.
Школьная теплица может служить не только для выращивания овощей, но быть лабораторией по изучению физиологии растений, учебной мастерской по производству ранних овощей в защищенном грунте. Поможет решить проблемы трудового обучения и воспитания школьников. Работая в теплице, обучающиеся могут детально изучать элементы микроклимата – температуру воздуха и почвы, влажность воздуха и т.д., овладеют методикой управлением режима тепла, света, минерального и водного и воздушного питания. Они приобретут элементарные навыки исследовательской работы с растениями.
В ходе работы над проектом, я понял, что любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине: родному дому, городу, окружающему живому миру. Земля дает человеку все, и нужно уметь этим грамотно воспользоваться. У нас есть все возможности для того, чтобы воплощать свои мечты в жизнь, нужно только желание, трудолюбие.
Ключевые слова: теплица, Ямал, овощи, школьники, микроклимат.
Введение
История развития тепличного хозяйства просматривается из далекого прошлого, ее связывают с правлением Петра I. Первые теплицы появились в XVII в. Первоначальное использование теплиц или оранжереи служило ля выращивания растений экзотических – цветов и плодовых (например, персиков).
Мы живем на Ямале, где лето короткое и холодное, зима суровая с сильными ветрами, земля не приспособлена для выращивания культур, т.к. является районом крайнего Севера. В 80-х годах 20 века в нашем городе имелось тепличное хозяйство, но стало нерентабельным и распалось. Идея возобновить работу тепличного хозяйства возникла у обучающихся нашей школы, что актуально в настоящее время, т.к. продукты, привозимые с земли, зачастую являются не свежими и содержат большое количество химикатов и консервантов, которыми напичканы овощи и фрукты.
Школьная теплица может служить не только для выращивания овощей, но быть лабораторией по изучению физиологии растений, учебной мастерской по производству ранних овощей в защищенном грунте. Поможет решить проблемы трудового обучения и воспитания школьников. Работая в теплице, обучающиеся могут детально изучать элементы микроклимата – температуру воздуха и почвы, влажность воздуха и т.д., овладеют методикой управлением режима тепла, света, минерального и водного и воздушного питания. Они приобретут элементарные навыки исследовательской работы с растениями.
Цель проекта: создание теплицы и ее дальнейшая эксплуатация по выращиванию овощей для обогащения школьного рациона витаминами учащихся.
Задачи:
- Изучить историю развития тепличного хозяйства в России.
- Выяснить роль теплицы в образовательном учреждении.
- Изучить мнение обучающихся и сотрудников школы.
- Составить бизнес-план по созданию школьной теплицы.
Объект исследования: теплица.
Предмет исследования: бизнес-план теплицы.
Гипотеза: если на территории школы построить теплицу, то это позволит сформировать у учащихся навыки исследовательской работы. На школьном столе в рационе детей появятся свежие овощи.
Используемые методы:
1. Изучение научно-публицистической литературы по данной теме.
2. Социологический опрос среди учащихся и работников школы.
3. Проведение эксперимента по выращиванию укропа в школьных условиях.
3. Анализ полученной информации.
4. Составление бизнес- плана.
1.1. История развития тепличного хозяйства
История теплиц уходит в далекое прошлое, известно, что первые теплицы появились в древнем Риме. Это были крытые слюдой сооружения с отоплением. Аристократы пытались удивить друг друга, выращивая всяческие тропические растения в таких зимних садах.
В XVI веке в Голландии существовали теплицы для выращивания тюльпанов и всяких заморских растений, привезенных мореплавателями из тропических стран.
Моду на использование теплиц в России ввёл Александр Меньшиков, построивший первые в стране тепличные сооружения недалеко от Петербурга. В XIX веке появились пристенные веранды, которые по своему назначению напоминали современные зимние сады и теплицы.
Среди лидеров тепличного хозяйства в XIX веке выделялся Клинский уезд в Подмосковье, где в больших объемах выращивали овощи в закрытом грунте. Теплицы позволяли уберечь будущий урожай от постоянных перепадов температуры и осадков. Производство тепличных овощей постоянно росло и совершенствовалось. Появлялись целые тепличные городки, направленные своими прозрачными крышами на юг. Делалось это не из-за каких-то предрассудков, а для того, чтобы в теплице было больше света и тепла. Для поддержания тепла в теплицу добавляли конский навоз, который создавал специфический парниковый эффект. Бывало, что заботливые хозяева, для сохранения тепла внутри теплицы, каждую ночь накрывали ее специальными матами.
В послевоенные годы облик теплиц стал меняться, их стали делать из железобетонной конструкции. Внутри такие теплицы обогревались батареями – трубами, по которым шла горячая вода, разогреваемая угольным котлом. Наряду с углем, использование которого было достаточно дорого, использовали для топки котла специально приготовленный коровий навоз и бытовой мусор.
В 60-е годы XX века в России стали массово появляться тепличные комбинаты, которые занимали площади в несколько гектар. Развитию таких комбинатов способствовало появление нового укрывного материала – полимерной пленки. Конструкции теплиц с каждым годом усложнялись и совершенствовались. В них появились форточки, с помощью которых можно было регулировать температуру и влажность внутри теплицы. Тепличные комбинаты обеспечивали свежими овощами всю страну практически круглогодично, чего ранее невозможно было добиться. Основными видами овощей, выращиваемых в теплицах, были огурцы, томаты, перцы, некоторые корнеплоды и различная зелень.
Последнее достижение на тепличном рынке – это новый вид теплиц – теплицы из поликарбоната. Они долговечны, не требуют демонтажа и устойчивы практически к любым погодным условиям. А микроклимат таких теплиц позволяет практически без усилий выращивать в них различные культуры овощей и даже экзотические фрукты.
II. Практическая часть
2.1. Значение зелени для человека
В осенне-зимний период, а также в первой половине весны достаточно остро стоит проблема авитаминоза, которая связана не только со снижением количества витаминов, потребляемых с едой, но и со снижением уровня солнечной активности. В результате наблюдаются резкие смены настроения, приступах лени и апатии, повышенная нервозность и агрессивность. Недостаток витаминов может восполнить употребление зелени. Укроп богат витаминами С, В1, В2, РР, Р, провитамином А. Кроме того он содержит полезные микроэлементы, такие как кальций, калий, железо, фосфор в легкоусвояемой форме, а также фолиевая кислота (водорастворимый витамин В9), необходимая для роста и развития кровеносной и иммунной системы. Птероил-глютаминовая кислота (химическое название фолиевой кислоты) содержится также в петрушке и листьях салата. Петрушка богата витамином С, провитаминами А, В, В2, РР, К. В листьях салата имеются практически все известные витамины (С, B1, B2, Е, К, РР), а также кальций, калий железо, йод, цинк, кобальт, медь, марганец, каротин и другие микроэлементы. Железо, каротин и витамин С содержится также в зеленом луке и щавеле. Последний также является источником витаминов Е, В, К, РР, солей щавелевой кислоты, минеральных солей калия, железа, цинка, магния, натрия, фосфора, меди, марганца, содержит дубильные вещества.[1]
Итак, зелень играет существенную роль в рационе человека. В осеннее-зимний период зелень выращивается в основном в теплицах, что во многом объясняет довольно высокие цены на прилавках. Если мы хотим иметь свежую зелень круглый год, лучше выращивать ее своими руками.
2.2. Социологический опрос
В практической части нашей работы был проведен социологический опрос коллектива работников школы и обучающихся, всего в опросе приняли участие – 328 человек (приложение I)
На вопрос «Нужна ли теплица в школе» положительно ответили – 88,1%, посчитали, что не нужнат– 11,9%.
О роли теплицы в школе (витаминизации, исследовательская площадка, роль трудового обучения) все участники опроса ответили – положительно.
93,5% считают, что создание теплицы в школьном учреждении будет способствовать в экологическом, трудовом и нравственном воспитании обучающихся, и лишь – 6,5% считают, что не поможет.
83,6% считают, что теплица будет оправдывать свое назначение в полной мере, а 16,4% – сомневаются, т.к. не верят в реальное воплощение идеи в жизнь.
62,0% хотели бы сами участвовать в работе теплицы, 9,3% не заинтересовались идеей, а 28,7% затрудняются ответить.
Подводя итоги нашего социального опроса можно сделать следующий вывод, что большинство участников опроса высказались за создание теплицы, она нужна и это будет способствовать воспитанию обучающихся, а также многие хотели бы принимать участие в ее работе.
Данные опроса нами представлены в виде диаграммы (приложение II).
2.3. Технология выращивания зелени укропа и огурцов в тепличном хозяйстве.
Чтобы узнать за какое время можно вырастить зелень укропа мы провели опыт «Сроки выращивания укропа на зелень».
Укроп посеяли 27.01.2015 года в ящики и поставили на окна. Товарной зрелости укроп достиг к 05.04.2015 г, т.е. рос укроп 69 дней (приложение III).
С каждого кв.м. мы получили 1,5 кг зелени укропа.
В производственных теплицах укроп на зелень успевает вырастать за 45 дней. Мы посчитали и пришли к выводу, что можно в течении года получить шесть урожаев укропа. При условии, что зелень будет выращиваться на площади 20 кв. м., то с этой площади можно получить 30 кг зелени укропа, за год – 180 кг.
Из литературы нам стало известно, что огурцы с момента посева до появления первого огурца растут 60 дней, затем в течение четырех месяцев можно получать продукцию для реализации.[2] С одного квадратного метра можно получить в среднем 4 кг в месяц огурцов. С площади 110 кв.м мы получим около 440 кг огурцов за месяц. В течение года мы можем посеять огурцы дважды. За это время можно ожидать 3520 кг или 3,52 тонны огурцов.
2.4. Бизнес-план
Бизнес – план по созданию теплицы заключается в создании тепличного комплекса по выращиванию огурцов и зелени. Проект предусматривает строительство современной теплицы с использованием энергосберегающих технологий для выращивания огурцов, зелени укропа.
Изучив разные варианты теплиц, мы выбрали теплицу фирмы «Агрисовгаз – Юг» 25м *6м – общая площадь 150 кв.м.
Структура распределения по видам культур:
-огурцы – 110 кв.м полезной площади;
- зелень – 20 кв.м.
- исследовательская площадка – 20 кв.м
Годовой объем производства:
Огурцы – 3,52 т;
Укроп – 180 кг продукции.
Средняя цена на огурцы – 200 рублей за 1 кг х 3520 кг=704000 руб.
Средняя цена на зелень укропа – 400 рублей за 1 кг х180 кг= 72 000руб.
Расходы на содержание теплицы составляют: 228 786,01 руб.
Тепло – 212 744,79 (Приложение IV);
Вода – 11 515,73 (Приложение V);
Свет – 4 525,49 руб. (Приложение VI)
Годовая чистая прибыль составляет 547214,99 руб.
2.5. Ожидаемые результаты от реализации данного проекта:
- Учащиеся расширят свои знания в области растениеводства.
- На уроках биологии будут проводиться практические занятия по разделу «Растения».
- Учащиеся научатся выращивать овощи в теплице.
- Теплица обеспечит школьников и население города экологически чистыми овощами.
- В результате продажи и реализации продукции, выращенной в школьной теплице, школе будет оказана финансовая помощь для поощрения лучших учеников, занимающих призовые места на олимпиадах, конкурсах и конференциях. Часть вырученных денег пойдет на проведение школьных мероприятий и праздников.
- Если эта теплица даст хорошие ожидаемые результаты, то в дальнейшем можно будет расширять ее площадь, и она будет использоваться как питомник для выращивания экологически чистых овощей и реализации выращенной продукции.
- Экологические чистые продукты в меню учеников будут способствовать укреплению здоровья школьников.
Заключение
В ходе работы над проектом, я понял, что любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине: родному дому, городу, окружающему живому миру. Земля дает человеку все, и нужно уметь этим грамотно воспользоваться. У нас есть все возможности для того, чтобы воплощать свои мечты в жизнь, нужно только желание, трудолюбие. Работая над созданием школьной теплицы, я научился проектной деятельности и конструированию.
Я надеюсь, что начатая мною работа будет продолжена и в будущем. На примере школьной теплицы я смогу создать свое собственное дело, свой бизнес. На сегодняшний день наша страна заинтересована в частном фермерстве и развитии малого предпринимательства, для этого предоставляются субсидии и гранты для открытия своего дела.
Литература:
- Стрижев А. Ваш урожайный участок. – М.: «Знание», 1990.
- Берсон Г. Овощи на любой вкус. – М.: Екатеринбург. Средне-Уральское Книжное издательство, 1993.
- Штейнберг П. Н. Обиходная рецептура садовода. – М.: Научно-Произв. центр «Стрелец» Издательско- произв. центр МПИ, 1992.
- Энциклопедия сибирского садовода и огородника. Под общ. ред. академика РАСХН И. П. Калининой, – М.: Барнада Алтайское книжное Издательство, 1994.
- Гусев А. М. Комнатное овощеводство. – М.: Москва Росагропромиздат, 1989.
- Шайкин В. Г. Огород у дома. – М.: Москва «Нива России», 1993.
Приложение I
Вопросы социологического опроса
- Как вы думаете, нужна ли нам теплица в школе? Да, нет
- Какую роль она должна выполнять в школе?
выращивать овощи, зелень для витаминизации обучающихся, учителей, сотрудников школы;
будет являться исследовательской площадкой для обучающихся;
выполнять функцию трудового обучения.
- Поможет ли она обучающимся в экологическом, трудовом или нравственном воспитании? Да, нет
- Верите ли вы в то, что теплица будет работать в полной мере: выращивание зелени, овощей, ведение исследовательской работы? Да, нет
- Вы сами хотели бы участвовать в работе теплицы (помощь в выращивании овощей, проводить исследовательскую работу)? Да, нет, затрудняюсь (не знаю)
Приложение II
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение IV |
|||||||
Р А С Ч Е Т |
|||||||||||||||||||||
потребности в тепле на 2015 год. |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
выполнен по Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой |
|
|||||||||||||||||||
|
энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения. МДК 4-05.2004 (утв.Госстроем РФ 12 августа 2003 г.) |
||||||||||||||||||||
|
Vстр=150 кв.м х 3 м |
|
Q = Vстр. x A x q x K ( Tвн. - Tср.р. ) x 24 x N / 1000000, где : |
А = |
0,88 |
К = |
К1(ветер) + К2(тип здания) |
|
|
||||||||||||
|
Тариф на тепло 01.01.15-30.06.15 |
2 267 руб. без НДС |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Тариф на тепло 01.07.15-31.12.15 |
2 544 руб. без НДС |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество расчетных дней (N) |
|
|
31 |
29 |
31 |
91 |
30 |
31 |
18 |
79 |
30 |
30 |
31 |
30 |
31 |
92 |
292 |
|||
|
Средняя наружная температура Тср.р оС |
|
|
-24,5 |
-23,4 |
-18,6 |
|
-10,2 |
-1,9 |
7,3 |
|
4,9 |
|
-4,6 |
-15,6 |
-21,5 |
|
|
|||
№ расчета |
О б ъ е к т |
Строит. объем V м3 (а л/сут) |
Tвн. (ССЧ) |
q ( toC) |
К |
Январь |
Февраль |
Март |
I квартал |
Апрель |
Май |
Июнь |
II квартал |
Сентябрь |
III квартал |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
IV квартал |
За год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Теплица |
450,0 |
25,0 |
0,70 |
1,068 |
10,9 |
10,0 |
9,6 |
30,5 |
7,5 |
5,9 |
2,3 |
15,7 |
4,3 |
4,3 |
6,5 |
8,7 |
10,2 |
25,4 |
75,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: |
|
|
|
|
10,9 |
10,0 |
9,6 |
30,5 |
7,5 |
5,9 |
2,3 |
15,7 |
4,3 |
4,3 |
6,5 |
8,7 |
10,2 |
25,4 |
75,9 |
|
|
I полугодие 30,5+15,7=46,2 Гкал 46,2*2 267*1,18= 123 587 руб. 77 коп. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
II полугодие 4,3+25,4=29,7 Гкал 29,7*2 544*1,18= 89 157 руб. 02 коп. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Итого за год 123 587 руб. 77 коп. + 89 157 руб. 02 коп. =212 744 руб. 79 коп |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение V |
|
|||||
Водоснабжение |
|
|
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
Итого в год |
|
|
Количество рабочих дней |
|
16 |
20 |
21 |
21 |
21 |
20 |
22 |
23 |
20 |
23 |
21 |
21 |
249 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Водоснабжение всего, м3 |
|
8,6 |
10,8 |
11,3 |
11,3 |
11,3 |
10,8 |
11,9 |
12,4 |
10,8 |
12,4 |
11,3 |
11,3 |
134,5 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
64,3 |
|
|
|
|
|
70,2 |
134,5 |
м3/год |
Цена воды за 1 м3 (без учета НДС) с 01.01.2015г. - |
71, 40 |
руб. |
|
|
5414,03 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
с 01.07.2015г.- |
73,66 |
руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
6101,70 |
|
|
||||
итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11515,73 |
руб/год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
64,3 м3 х 71,40руб х 1,18 НДС = 5 414,03 руб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
70,2 м3 х 73,66 руб х 1,18 НДС = 6 101,70 руб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
5 414,03 руб. + 6 101,70 руб. = 11 515,73 руб/ год при 249-дневном рабочем году |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В календарных днях: |
0,003 м3/час х 90 м2 х 2 р/сут. х 365 дн/год = |
197,1 |
м3/год |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение VI |
|||||||||||||||
Объект |
Установленная мощность кВт |
Режим работ, часов в сутки |
1 квартал |
|
2 квартал |
|
3 квартал |
|
4 квартал |
|
На год кВт/ч |
||||
|
|
|
Январь кВ/т |
Февраль кВ/т |
Март кВ/т |
Апрель кВ/т |
Май кВ/т |
Июнь кВ/т |
Июль кВ/т |
Август кВ/т |
Сентябрь кВ/т |
Октябрь кВ/т |
Ноябрь кВ/т |
Декабрь кВ/т |
|
Теплица |
|
|
35 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
585 |
Итого кВт/ч |
|
35 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
585 |
|
Итого сумма руб. |
|
224,14 |
320,20 |
320,20 |
320,20 |
320,20 |
320,20 |
335,00 |
335,00 |
335,00 |
335,00 |
335,00 |
335,00 |
3 835,15 |
|
НДС 18% |
|
|
40,35 |
57,64 |
57,64 |
57,64 |
57,64 |
57,64 |
60,30 |
60,30 |
60,30 |
60,30 |
60,30 |
60,30 |
690,34 |
Итого сумма с НДС |
|
264,49 |
377,84 |
377,84 |
377,84 |
377,85 |
377,85 |
395,30 |
395,30 |
395,30 |
395,30 |
395,30 |
395,30 |
4 525,49 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого за год |
4 525,49 руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[1]«Энциклопедия сибирского садовода и огородника» Под общей редакцией академика РАСХН И.П. Калининой, - М.: Барнада Алтайское книжное Издательство, 1994
[2]Стрижев А. «Ваш урожайный участок», - М.: «Знание», 1990