Как научиться писать в свободное от Прописей время | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Цилина, Мария. Как научиться писать в свободное от Прописей время / Мария Цилина, Н. А. Власовец. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2.2 (11.2). — С. 103-104. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/843/ (дата обращения: 27.04.2024).



Актуальность исследуемого вопроса состоит в личной практической его значимости для автора работы. Обучение письму очень сложный для первоклассника процесс. Автор работы ставит под сомнение тот факт, что для того, чтобы научиться красиво писать, нужно много времени проводить за Прописями. В исследовании рассматриваются различные альтернативные способы развития мелкой моторики с целью улучшения качества письма.

Ключевые слова: мелкая моторика,графические навыки, альтернативные способы развития.

В школе среди нескольких дисциплин для меня одним из самых интересных оказался урок письма. Мне нравится складывать элементы в буквы, буквы в слова. Только часто бывает так, что буквы в прописи «танцуют», наклонные больше похожи на прямые, а пальцы и вовсе болят, не хотят слушаться. Может, стоит посвящать этой работе все свое свободное время?

Опрос, проведенный среди моих одноклассников, лег в основу гипотезы о необходимости еще более тщательной работы над прописью. Из 25 человек – 20 считают, что научиться писать можно только усердствуя в тетради. Однако, малая часть класса (4 человека) считает, что существуют иные способы развития пальцев рук.

Если следовать первому мнению, то появится проблема посерьезнее кривых букв: учеба вовсе перестанет казаться увлекательной. Переутомление, монотонность действий и отсутствие незамедлительного результата – это ли не основные причины потери тяги ребенка к учебе? Дети в раннем школьном возрасте гордятся хорошим результатом, но еще не готовы кропотливо работать над долгосрочным проектом.

Ученые утверждают: умение красиво писать – почти синоним образованности. Рукописное письмо приводит к тому, что дети учатся думать логически и делать выводы. Каллиграфические навыки развивают мелкую моторику, и это способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. «Чем больше уверенности в движениях детской руки, – писал Сухомлинский, – тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Из бесед с учителями начальных классов моей школы стало понятно следующее: тетрадь – это «лицо» ученика. Письмо показывает учителю характер автора работы. Разборчивое и аккуратное письмо, грамотная речь – основы успеха любого школьника.

Казалось бы: сядешь за парту, постараешься – и буквы легко займут свои места в строках. Достаточно лишь следовать несложным правилам:

- начинать писать следует с элементов букв и частей цифр;

- соблюдать правильно положение тетради и следить за своей осанкой.

Но всё не так просто. Первоклассникам трудно освоить письмо в первую очередь из-за того, что современные дети не привыкли работать руками. За нас сегодня практически все делают машины. Мало кто стирает руками, а тем более вышивает и вяжет. У первоклашек не сформирована координация и точность движений и как следствие ребенок не может «приспособиться» к процессу учебы.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. В дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Родители чаще всего считают причиной трудностей письма – «неспособность» или нежелание ребенка научиться хорошо писать. Конечно, есть дети физически незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков. Но существует и проблема неадекватных требований взрослого. От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребенка трудностям зависит его успех.

Возникновение трудностей обучения письму и чтению в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами: с условиями жизни и организации обучения, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состоянием здоровья ребенка.

Рассмотрим кратко динамику развития графических навыков с рождения и до школы.

Первый год жизни – активно развивается крупная моторика. Ребенок учится держать головку, хватать предметы, удерживаться в положении сидя и даже пробует ходить.

В два года ребенок уверенно держит равновесие. Движения пальчиков становятся все более четкими. До 24 месяцев ребенок рисует лишь кружочки, а к двум годам способен на горизонтальные и вертикальные линии.

Ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и понемногу создает с их помощью различные рисунки. Однако ему все еще трудно сдерживать свои движения в предлагаемых контурах.

К четырем годам ребенок держит ручку или карандаш тремя пальцами, таким же образом как и взрослые.

В пять лет дошкольник уже хорошо раскрашивает, почти не выходя за контур. А вот знакомство с прописями может оказаться сложным делом.

В шесть лет ребенок способен работать с мелкими предметами, как-то: швейные иглы, бусины, пуговицы, зерна кофе. Письмо становится более точным.

Когда у малыша начинает получаться держать что-то в руках, ему открывается целый мир увлекательных игр. Возможность удерживать пальцами какие-то вещи – это первый шаг к развитию мелкой моторики. Работа по ее развитию должна начинаться задолго до поступления в школу.

Школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти – при обучении письму и математике, на уроках рисования и труда. Значительную (но не единственную) помощь в развитии мелкой моторики у школьника оказывают занятия по декоративно-прикладному искусству.

Рассмотрим, к примеру, «бисероплетение». Разбирая бусинки по цветам, нанизывая их на тонкую леску, выправляя уже готовую поделку, ребенок совершает точные, скоординированные движения кистей и пальцев. Так из урока в урок формируется мышечная память. А это значит, что руки школьника становятся все более умелыми и ловкими.

Уроки музыки, пения, тоже влияют на грамотное написание слов. Например, на штатных уроках музыки в школе мы не только заучиваем слова песен. Учитель поясняет незнакомые нам термины, устойчивые выражения. Так формируется целостное восприятие речи – не только графическое, но и звуковое.

Не может не сказываться на успеваемости общая физическая форма ученика. Адаптированная по возрасту ребенка физическая нагрузка развивает ловкость, насыщает ткани тела кислородом.

Гипотеза моих одноклассников оказалась неверной. В чистописании особенно уместен принцип «меньше, да лучше». Результативность от такой методики намного выше, чем многократное повторение «для галочки».

Нельзя научиться правильно, быстро и грамотно писать, работая только в тетради. Существует неразделимая связь между интеллектуальным, физическим, социальным развитием и формированием графических навыков. Как неотделимы они и от развития мелкой моторики. Тонкая ручная координация может быть приобретена школьником как во время занятий по прикладному искусству, так и при посещении музыкальных и спортивных секций. Возникновение трудностей обучения письму и чтению в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами: с условиями жизни и организации обучения, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состоянием здоровья ребенка.

Литература:

  1. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей и педагогов: Программа обучения в детском саду. – Издательство: АСТ, Астрель (2008 г.)
  2. Безруких М. Пишу красиво и правильно. Как помочь ребенку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности» Учебники для родителей. Издательство: Рама Паблишинг.
  3. Безруких М. Материалы курса «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. Учебно-методическое пособие.
  4. Гельб И. Е. Опыт изучения письма. М., 1982.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, детская рука, начальная школа, альтернативный способ развития, возрастная особенность развития, автор работы, возникновение трудностей обучения, организация обучения, состояние здоровья ребенка.


Ключевые слова

мелкая моторика, графические навыки, альтернативные способы развития

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как

Следующим вполне логичным вопросом будет «Какие есть способы развития мелкой моторики?».

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать...

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному...

В статье предлагаются способы развития мелкой моторики учащихся.

Ключевые слова: развитие, обучение, мелкая моторика. Ум ребёнка находится на кончиках пальцев.

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей...

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на...

Проблема развития ребенка на этапе дошкольного образования и его подготовка к школьному обучению — одна из актуальных проблем родителей и педагогов. В педагогической теории и практике предложены различные методы, приемы и методики для решения указанных задач.

Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка

Таким образом, показателем нормального развития ребенка является ничто иное, как мелкая моторика и развитие руки ребенка. В своей книге М. М. Кольцова «Ребенок учится говорить» указывает на то, что даже в животном мире общение зарождается посредством движения.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у

В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских

мелкая моторика, ребенок, мелкая моторика рук, головной мозг, развитие речи...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого...

Развитие мелкой моторики у малышей | Статья в журнале...

Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не...

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в процессе...

Важное значение в процессе развития ребенка c ОВЗ имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация

Она способствует развитию мелкой моторики рук. Пластилин, тесто, глина — эти материалы очень податливы в детских руках.

Основные направления работы по психомоторному развитию...

Кроме этого большая работа по развитию мелкой моторики проводилась в процессе обязательных и

Пятое направление в работе по психомоторному развитию детей в Домах ребенка ─ это

12. Состояние здоровья детей 2-9 лет с синдромом дефицита внимания с...

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как

Следующим вполне логичным вопросом будет «Какие есть способы развития мелкой моторики?».

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать...

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному...

В статье предлагаются способы развития мелкой моторики учащихся.

Ключевые слова: развитие, обучение, мелкая моторика. Ум ребёнка находится на кончиках пальцев.

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей...

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на...

Проблема развития ребенка на этапе дошкольного образования и его подготовка к школьному обучению — одна из актуальных проблем родителей и педагогов. В педагогической теории и практике предложены различные методы, приемы и методики для решения указанных задач.

Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка

Таким образом, показателем нормального развития ребенка является ничто иное, как мелкая моторика и развитие руки ребенка. В своей книге М. М. Кольцова «Ребенок учится говорить» указывает на то, что даже в животном мире общение зарождается посредством движения.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у

В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских

мелкая моторика, ребенок, мелкая моторика рук, головной мозг, развитие речи...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого...

Развитие мелкой моторики у малышей | Статья в журнале...

Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не...

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в процессе...

Важное значение в процессе развития ребенка c ОВЗ имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация

Она способствует развитию мелкой моторики рук. Пластилин, тесто, глина — эти материалы очень податливы в детских руках.

Основные направления работы по психомоторному развитию...

Кроме этого большая работа по развитию мелкой моторики проводилась в процессе обязательных и

Пятое направление в работе по психомоторному развитию детей в Домах ребенка ─ это

12. Состояние здоровья детей 2-9 лет с синдромом дефицита внимания с...

Задать вопрос