Проблемы деятельности правозащитных организаций в России
Автор: Пахомова Мария Александровна
Рубрика: Теория государства и права
Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (5) май 2018 г.
Дата публикации: 26.03.2018
Статья просмотрена: 2236 раз
Библиографическое описание:
Пахомова, М. А. Проблемы деятельности правозащитных организаций в России / М. А. Пахомова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 3 (5). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/91/3240/ (дата обращения: 17.12.2024).
Правозащитная деятельность неправительственных организаций представляет собой целостный и упорядоченный процесс взаимодействия звеньев правового механизма, направленный на утверждение и защиту прав и свобод человека, достижение состояния их реальной защищенности в обществе и государстве, а также осуществление эффективного контроля за их соблюдением государством, его органами и должностными лицами.
Не смотря на значимость деятельности неправительственных правозащитных организаций для гражданского общества, существует немало практических проблем, давно требующих анализа и разрешения на законодательном уровне. Речь идет о повышении качества системы защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации.
Отсутствие правовой регламентации. До настоящего времени статус правозащитных организаций законодательно не определен. При этом содержание федеральных законов от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не позволяет говорить о достаточности регулирования деятельности правозащитных организаций, поскольку указанные нормативные правовые акты посвящены некоммерческим общественным организациям в целом, имеют широкий предмет правового регулирования, не уделяя внимания особенностям института правозащитной деятельности.
Между тем, отсутствие специального нормативного правового акта, который бы регулировал статус правозащитных организаций, определял цели и задачи их деятельности, ответственность, права и обязанности их участников влечет за собой неясность и непрозрачность их деятельности, формирование недоверия граждан, отсутствие эффективности правозащитной деятельности.
Отсутствие финансирования. Одним из признаков правозащитной деятельности в целом является ее некоммерческий характер, а значит, целью деятельности правозащитных организаций не является извлечение прибыли.
Таким образом, финансирование деятельности правозащитных организаций осуществляется, как правило, силами самих правозащитных организаций в условиях отсутствия какой бы то ни было финансовой поддержки извне. Скорее исключением, нежели правилом остается предоставление неправительственным правозащитным организациям средств из государственных или муниципальных источников или от частных российских спонсоров.
Характер источников финансирования во многом зависит от того, какие группы населения выступают в качестве объекта деятельности правозащитных организаций. Членские взносы являются серьезным финансовым подспорьем правозащитных организаций, защищающих интересы студентов вузов, инвалидов войны и труда, инвалидов детства.
Существует мнение и о том, что неправительственные правозащитные организации в целях обеспечения своей независимости от органов государственной власти, а также от лиц и групп, стремящихся к политическому господству, не должны обращаться за финансовой поддержкой к иностранным государственным источникам, национальным правительствам или политическим партиям и не принимать вознаграждение за свою деятельность по «расследованию» и пресечению нарушений прав человека.
Неправительственные правозащитные организации проводят исследования, фиксируют случаи нарушения прав человека, в том числе со стороны государственных органов, и представляют эти сведения общественности. Кроме того, члены неправительственных правозащитных организаций предпринимают практические шаги, направленные на прекращение выявленных нарушений прав человека. В связи с изложенным, деятельность правозащитных организаций не всегда угодна власти.
Между тем, стоит отметить, значимость оказания финансовой поддержки, в особенности со стороны государства. Так финансовая поддержка не только способствовала бы развитию правозащитных организаций, но и оказывала бы влияние на убеждения народа, ведь доверие государства и его поддержка не могут не сказаться на формирование доверительного отношения людей, нуждающихся в помощи, к правозащитным организациям.
Кроме того, отсутствие дефицита денежных средств позволило бы сконцентрировать усилия правозащитников исключительно на качестве их профессиональной деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина, а значит, повысило бы эффективность защиты нарушенных прав.
Одной из немаловажных проблем является отсутствие должного взаимодействия государственных структур и правозащитных организаций.
Отсутствие связей и выработанных отношений между государством и правозащитными организациями, недоверие к ним государства существенно затрудняет выполнение поставленных перед правозащитными организациями задач и реализацию намеченных целей. Между тем, одним из важнейших факторов прикладной правозащитной деятельности является способность наладить продуктивный диалог с властью.
Необходимость такого взаимодействия была отмечена Президентом Российской Федерации и получила свое закрепление в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30.11.2016 № 640. В частности, в документе говорится о необходимости наращивания взаимодействия с международными и неправительственными правозащитными организациями в целях укрепления общепризнанных норм в области прав человека, их сопряжения с ответственностью личности за свои действия, искоренения политики двойных стандартов в указанной области.
Конечной же целью взаимодействия неправительственных правозащитных организаций с органами государства должно стать усовершенствование системы защиты прав человека.
Осуществление такого взаимодействия должно происходить в рамках равного партнерства, при котором каждых партнер должен отдавать себе отчет о достижимости поставленных целей. При этом стороны взаимодействия основное внимание должны обращать на внедрение правозащитных норм в повседневную работу государственных органов. Конечно же, эта работа должна проходить при поддержке со стороны неправительственных правозащитных организаций и иметь различные формы, например, в виде помощи при внедрении правозащитных принципов в работе государственных органов, при разработке контроля за их деятельностью, при подготовке и проведении обучающих курсов и т. п.
Взаимодействие НПО и государственных органов должно основываться на принципах взаимного уважения, что позволяет обоим партнерам достигать позитивных результатов, а также равноправия, прозрачности деятельности, честности и ответственности.
Литература:
1. Анисимов П. В., Медведицкова Л. В. Теоретико-правовые и организационные основы правозащитной системы в Российской Федерации: Монография. Волгоград: ВА МВД России, 2007. С. 32–33.
2. Прокопович Г. А. О необходимости построения модели правозащитной деятельности в Российской Федерации // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. N 2. С. 24–26.