Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Дополнительные меры социальной поддержки ветеранов боевых действий по региональному законодательству (на примере субъектов Уральского федерального округа Российской Федерации)

Административное право
28.11.2025
7
Поделиться
Аннотация
В публикации дается обзор актуального регионального законодательства в сфере предоставления мер социальной поддержки ветеранам боевых действий. Предлагается классификация мер социальной поддержки данной категории граждан.
Библиографическое описание
Рассадин, М. А. Дополнительные меры социальной поддержки ветеранов боевых действий по региональному законодательству (на примере субъектов Уральского федерального округа Российской Федерации) / М. А. Рассадин. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 10 (52). — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/307/10597.


The publication provides an overview of current regional legislation in the field of providing social support measures to combat veterans. A classification of social support measures for this category of citizens is proposed.

Keywords: combat veteran, participant in special military operation, serviceman, volunteer, civilian personnel, paramilitary units, social support, benefits, compensation, transport tax, free legal assistance, land plot.

Вопросы государственного регулирования социального обеспечения в Российской Федерации сохраняют свою высокую значимость с точки зрения как правовых, так и социально-экономических аспектов. Особую актуальность данная проблематика приобретает в сфере поддержки инвалидов и ветеранов боевых действий, что обусловлено как постоянным развитием регионального законодательства, так и проводимой специальной военной операцией, что приводит к увеличению числа лиц, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки.

Правовое регулирование отношений в данной сфере осуществляется в рамках многоуровневой системы. Базовые гарантии установлены на федеральном уровне Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» [1], при этом большинство полномочий по их практической реализации передано на региональный уровень. Субъекты Российской Федерации не только исполняют федеральные предписания, но и обладают правом устанавливать дополнительные меры социальной поддержки за счет собственных бюджетов. Это приводит к формированию существенно различающихся правовых режимов на территории страны, что порождает как дополнительные возможности для ветеранов, так и определенные проблемы правового единства.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа регионального законодательства, которое, будучи малоизученным, на практике формирует окончательный объем прав и льгот для ветеранов боевых действий. Целью статьи является проведение такого анализа на примере субъектов Уральского федерального округа (далее — УрФО), которые демонстрируют различные законодательные подходы к установлению дополнительных гарантий. Так, в субъектах Российской Федерации, расположенных в УрФО, принят целый ряд региональных нормативных правовых актов, направленных на установление и функционирование мер социальной поддержки ветеранов боевых действий. В рамках данной публикации будут исследованы эти акты, предусматривающие такие меры, как налоговые льготы, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, компенсации затрат на газификацию жилья, льготный проезд на общественном транспорте, медицинское обеспечение, предоставление бесплатной юридической помощи и установление региональных денежных выплат. Комплексное изучение указанных мер позволит выявить как позитивные региональные практики, так и существующие пробелы и коллизии в правовом регулировании, сформулировать предложения по его совершенствованию.

Одними из таких социальных мер поддержки являются льготы по транспортному налогу, установленные региональным законодательством. К примеру, в Курганской области ветераны боевых действий освобождены от уплаты налога за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (далее — л. с.) включительно по выбору (заявлению) налогоплательщика [2], а в Тюменской области — за один легковой автомобиль с такой же мощностью двигателя (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.) [3]. В Челябинской области освобождены от транспортного налога инвалиды боевых действий [4]. Льгота предоставляется им в отношении одного транспортного средства с мощностью двигателя до 180 л. с. (до 132,39 кВт) включительно. В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (далее — ХМАО) ветераны боевых действий освобождены от уплаты в размере 100 % от суммы налога за один легковой автомобиль мощностью двигателя до 200 л. с. включительно; мотоциклы и мотороллеры — независимо от мощности двигателя; снегоходы, мотосани и моторные лодки — с мощностью двигателя до 50 лошадиных сил включительно [5]. Наибольшая по своему содержанию льгота предусмотрена налоговым законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — ЯНАО), где налогоплательщики из числа ветеранов и инвалидов боевых действий освобождаются от уплаты транспортного налога в отношении одного легкового автомобиля независимо от мощности двигателя [6].

Меры социальной поддержки ветеранов и инвалидов боевых действий по компенсации затрат и работ по газификации домов либо жилых помещений закреплены в законодательстве и подзаконных актах Свердловской, Челябинской и Тюменской областей [7; 20; 21; 22].

В ряде субъектов Урала для некоторых категорий ветеранов боевых действий предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства либо предоставление социальной выплаты на его приобретение. Так, в Курганской области для ветеранов боевых действий законом предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства при условии, что ветераны и признанные нуждающимися в жилых помещениях постоянно проживают на территории Курганской области не менее последних пяти лет, предшествующих подаче заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства [8].

В Челябинской области к категориям граждан, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закон относит военнослужащих, лиц, заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), и лиц, проходящих или проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, удостоенных звания Героя Российской Федерации или награжденных орденами Российской Федерации за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, и являющихся ветеранами боевых действий [9].

В Свердловской области установлена дополнительная мера социальной поддержки — социальная выплата на приобретение земельного участка — для ветеранов боевых действий из числа военнослужащих, лиц, заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), и лиц, проходящих или проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, удостоенных звания Героя Российской Федерации или награжденных орденами Российской Федерации за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области [7].

Меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте, компенсации либо возмещении расходов на проезд, выдачи социальных проездных установлена в нескольких регионах УрФО. Так, к примеру, для ветеранов Свердловской области установлен бесплатный проезд по территории региона на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в междугородном сообщении [10], а также ежегодное пособие в размере 825 рублей на проезд по территории региона на всех видах городского пассажирского транспорта и автомобильного транспорта общего пользования в пригородном сообщении [11].

В Тюменской области установлен бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме легкового такси): в городском сообщении — по муниципальным маршрутам; в пригородном — по муниципальным и межмуниципальным маршрутам; в междугородном — по муниципальным маршрутам и межмуниципальным маршрутам, связывающим административный центр муниципального округа с населенными пунктами данного муниципального округа; либо по выбору гражданина — денежная компенсация, размер которой устанавливается Правительством Тюменской области; а также бесплатный проезд на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении и на внутреннем водном транспорте по местным маршрутам [12].

В Челябинской области для ветеранов установлена оплата проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) по пригородным маршрутам на территории региона (при условии, что ветераны боевых действий не состоят на военной или приравненной к ней службе) посредством единого социального проездного билета либо суммы, составляющей соответственно 230 и 285 рублей в месяц, которая ежемесячно вносится на персонифицированную социальную электронную карту [13].

Региональным законодательством для ветеранов боевых действий предусмотрены дополнительные меры социальной защиты медицинского характера. Например, в Свердловской области — это сохранение права на получение медицинской помощи в подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области медицинских организациях, к которым ветераны были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области [7].

В ХМАО ветераны имеют право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, за исключением протезов из драгоценных металлов, металлокерамики, безметалловой керамики и облицовочных композитных материалов при наличии медицинских показаний в окружных медицинских организациях государственной системы здравоохранения [14].

В Свердловской и Челябинской областях, ХМАО и ЯНАО согласно региональному законодательству ветераны боевых действий имеют право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи [15; 24; 25; 26; 27].

Примером региональной денежной выплаты может быть пожизненное денежное содержание в размере 1500 рублей для ветеранов боевых действий, установленное в ЯНАО с 2011 г. [16].

Дополнительно нужно сказать про региональную социальную поддержку ветеранов из числа инвалидов боевых действий. Приведем несколько примеров.

В Свердловской области для инвалидов боевых действий предусмотрена ежегодная компенсация эксплуатационных расходов за бензин, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств в размере 2137 рублей [7; 23].

В Челябинской области для инвалидов боевых действий I и II групп законодательно закреплена комплексная компенсация расходов на жилищно-коммунальные услуги в размере 50 %. Мера распространяется на оплату занимаемой общей площади жилого помещения (в пределах установленной нормы), коммунальных услуг (включая отопление и твердое топливо для домов с печным отоплением), а также взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. При этом компенсация по последнему виду расходов ограничена 50 % от минимального размера взноса, рассчитанного исходя из регионального норматива. Инвалидам боевых действий предоставляется освобождение от оплаты услуг за пользование коллективной телевизионной антенной, компенсационная выплата за пользование услугами местной телефонной связи в размере 280 рублей в месяц, компенсационная выплата за пользование услугами связи для целей проводного радиовещания в размере 55 рублей в месяц [17].

В ХМАО для инвалидов боевых действий предусмотрены такие меры социальной поддержки, как бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, за исключением протезов из драгоценных металлов, металлокерамики, безметалловой керамики и облицовочных композитных материалов при наличии медицинских показаний в медицинских организациях по месту жительства; передача в собственность транспортных средств инвалидам, вставшим на очередь до 31 декабря 2004 г. и получившим их в пользование в качестве средств реабилитации в порядке, установленном законодательством; предоставление именных сертификатов на приобретение технических средств реабилитации и оплату услуг по их ремонту с учетом перечня медицинских показаний и противопоказаний, утвержденного в порядке, определенном Правительством ХМАО, и в соответствии с рекомендациями индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов.

Еще одна мера социальной поддержки в виде дополнительной единовременной денежной выплаты в размере 90,4 тысяч рублей положена инвалидам (в том числе боевых действий), состоявшим на учете на 1 января 2005 г. в органах социальной защиты населения ХМАО в качестве получателей транспортных средств и не получившим их на день вступления в силу регионального Закона № 115-оз, в случае выделения единовременной денежной компенсации из средств федерального бюджета [14].

В ЯНАО инвалиды боевых действий раз в два года обеспечиваются сертификатом на приобретение путевки на санаторно-курортное лечение номинальной стоимостью из расчета предельной стоимости санаторно-курортной путевки в сутки, устанавливаемой постановлением Правительства автономного округа, и санаторно-курортного лечения продолжительностью 21 календарный день. Им возмещаются расходы в размере 100 % стоимости проезда по территории Российской Федерации раз в год на санаторно-курортное лечение на железнодорожном, водном, воздушном, междугородном и личном автомобильном транспорте (кроме такси), а также для них установлена абонентная выплата в размере 370 рублей ежемесячно при наличии квартирного проводного телефона и заключенного договора с оператором связи. Здесь же с 2022 г. ветеранам боевых действий, признанным инвалидами I, II или III группы, инвалидам боевых действий установлено пожизненное денежное содержание — 5000 рублей ежемесячно [16].

В Курганской области с 2003 г. для инвалидов боевых действий предусмотрены выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по инвалидности. С 1 июля 2025 г. их размеры составили: для инвалидов I группы — 2302 рубля (до 01.01.2025 — 481 рубль), для инвалидов II группы — 2114 рублей (до 01.01.2025 — 374 рубля), для инвалидов III группы — 2000 рублей (до 01.01.2025 — 267 рублей) [18]. А в качестве примера муниципальной льготы для инвалидов боевых действий в Кургане можно привести право бесплатного проезда на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на основании именного бесплатного проездного билета.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов о состоянии правового регулирования дополнительных мер социальной поддержки ветеранов боевых действий в субъектах Уральского федерального округа:

 сфера денежных выплат. Выплаты варьируются от пожизненного денежного содержания в 5000 рублей для инвалидов боевых действий, проживающих в ЯНАО, до сравнительно скромных ежемесячных доплат к пенсии в Курганской области;

 сфера обеспечения жильем и коммунальными услугами. В то время как одни регионы (Курганская, Свердловская области) предоставляют земельные участки или выплаты на их приобретение, другие ограничиваются стандартными федеральными компенсациями по оплате жилищно-коммунальных услуг;

 сфера транспортных льгот. Наблюдается широкий спектр моделей льготного проезда в общественном транспорте (денежная выплата, социальный проездной, возмещение расходов).

Подобная региональная мозаичность, с одной стороны, отражает право субъектов РФ на самостоятельное определение приоритетов социальной политики и учет своих бюджетных возможностей. Однако, с другой стороны, она порождает системную проблему, а именно: неравенство в уровне социальной защищенности ветеранов боевых действий в зависимости от места их проживания.

Ключевой вывод работы заключается в том, что действующая модель социальной поддержки ветеранов боевых действий, основанная на значительной децентрализации, требует совершенствования.

Выявленная региональная дифференциация создает неравенство в уровне правовой защиты ветеранов боевых действий в зависимости от места их проживания, что не в полной мере соответствует принципу единства правового пространства России и конституционным гарантиям равенства прав граждан [19].

Перспективным направлением совершенствования законодательства представляется установление на федеральном уровне минимального перечня дополнительных мер социальной поддержки, обязательных для реализации во всех субъектах Российской Федерации, что позволит обеспечить единство правового статуса ветеранов боевых действий независимо от места их проживания. Только при таком комплексном подходе можно обеспечить не декларативное, а реальное равенство прав и достойный уровень жизни для всех ветеранов боевых действий, независимо от их места жительства.

Литература:

  1. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 07.07.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3. — Ст. 168.
  2. Закон Курганской области от 26 ноября 2002 г. № 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области» (с изменениями на 25 сентября 2024 г.) // Газета «Новый мир» от 29 ноября 2002 г., № 223.
  3. Закон Тюменской области от 19 ноября 2002 г. № 93 «О транспортном налоге» (с изменениями на 24 апреля 2025 г.) // Газета «Тюменские известия» от 22 ноября 2002 г., № 228–229 (3085–3086).
  4. Закон Челябинской области от 28 ноября 2002 г. № 114-ЗО «О транспортном налоге» (с изменениями на 3 июня 2025 г.) // «Ведомости Законодательного собрания Челябинской области», ноябрь 2002 г., № 12; «Южноуральская панорама», 30 ноября 2002 г., № 134; «Челябинский рабочий», 30 ноября 2002 г., № 223.
  5. Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 14 ноября 2002 г. № 62-оз «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» (с изменениями на 24 ноября 2022 г.) // «Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа», 18 ноября 2002 г., № 10; «Новости Югры», 26 ноября 2002 г., № 134.
  6. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2002 г. № 61-ЗАО «О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» (ред. от 25 октября 2024 г.) // «Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа», ноябрь 2002 г., № 9/1; «Красный Север», 30 ноября 2002 г., № 124–126.
  7. Закон Свердловской области от 25 ноября 2004 г. № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» (ред. от 31.07.2025) // «Областная газета» от 27 ноября 2004 г., № 322–324.
  8. Закон Курганской области от 6 октября 2011 г. № 61 «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Курганской области» (ред. от 30 декабря 2022 г.) // «Новый мир», 7 октября 2011 г., № 74.
  9. Закон Челябинской области от 25 августа 2023 г. № 889-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность отдельным категориям граждан в связи с проведением специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины» (ред. от 02 сентября 2025 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru, номер опубликования: 7400202308250006, дата опубликования: 25.08.2023.
  10. Постановление Правительства Свердловской области от 19 ноября 2014 г. № 1014-ПП «О предоставлении бесплатного проезда по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в междугородном сообщении отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации» (с изм. 04 сентября 2025 г.) // «Областная газета», 26 ноября 2014 г., № 218 (7541).
  11. Постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 г. № 1426-ПП «О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации» (с изм. на 04 сентября 2025 г.) // «Областная газета», № 2–4, 01.01.2009, «Собрание законодательства Свердловской области», 17.03.2009, № 12–7 (2008), ст. 2209.
  12. Закон Тюменской области от 28 декабря 2004 г. № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» (ред. от 26 сентября 2025 г.) // «Тюменские известия», 29 декабря 2004 г., № 280–281 (3662–3663); «Тюменская область сегодня», 31 декабря 2004 г., № 247 (1375).
  13. Закон Челябинской области от 24.09.2009 № 465-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета» (ред. от 5 июня 2024 г.) // Газета «Южноуральская панорама», 29 сентября 2009 г., № 186.
  14. Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 07 ноября 2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» (ред. от 02 февраля 2024) // «Новости Югры» 16–22 ноября 2006 г., № 129 (подписан в печать 15 ноября 2006 г.), «Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», 30 ноября 2006 г., № 11 (часть I).
  15. Закон Свердловской области от 5 октября 2012 г. № 79-ОЗ «О бесплатной юридической помощи в Свердловской области» (ред. от 23 апреля 2025 г.) // «Областная газета», 9 октября 2012 г., № 402–403, с. 6.
  16. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 ноября 2006 г. № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» (ред. от 29 октября 2024 г.) // «Красный Север», № 130, 10 ноября 2006 г., № 81–82 (спецвыпуск).
  17. Закон Челябинской области от 14 февраля 1996 г. № 16-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Челябинской области» (ред. от 29 января 2024 г.) // «Хроника» от 29 февраля 1996 г., № 8.
  18. Закон Курганской области от 4 декабря 2003 г. № 358 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсии по инвалидности инвалидам боевых действий, проживающим на территории Курганской области» (ред. от 28 августа 2025 г.) // «Новый мир», 10 декабря 2003 г., № 232.
  19. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. от 06.10.2022) // «Российская газета», № 237, 25 декабря 1993 г.
  20. «Собрание законодательства Свердловской области» 2004 г., № 11, ст. 1877.
  21. Закон Челябинской области от 03.03.2021 № 318-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с установкой внутридомового газового оборудования» (ред. от 26 декабря 2024) // Официальный интернет-портал правовой информации http://publication.pravo.gov.ru, номер опубликования: 7400202103030006, дата опубликования: 03.03.2021.
  22. Закон Тюменской области от 28 декабря 2004 г. № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» (ред. от 26 сентября 2025 г.) // «Тюменские известия», 29 декабря 2004 г., № 280–281; газета «Тюменская область сегодня», 31 декабря 2004 г., № 247.
  23. «Собрание законодательства Свердловской области» 2004 г., № 11, ст. 1877.
  24. «Собрание законодательства Свердловской области», 24 декабря 2012 г., № 10–2 (2012), ст. 1708.
  25. Закон Челябинской области «Об оказании бесплатной юридической помощи в Челябинской области» от 6 марта 2012 г. № 279-ЗО (ред. от 03 июня 2025 г.) // «Южноуральская панорама» от 8 марта 2012 г., № 31 (спецвыпуск № 6).
  26. Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 16 декабря 2011 г. № 113-оз «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» (с изменениями на 24 ноября 2022 г.) // «Новости Югры» от 27 декабря 2011 г. № 200, «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», 31 декабря 2011 г., № 12 (ч. 2), т. 1, ст. 1214.
  27. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2012 г. № 23-ЗАО «Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ямало-Ненецком автономном округе» (с изменениями на 28 мая 2025 г.) // «Красный Север», 29 мая 2012 г., № 45 (спецвыпуск), «Ведомости Законодательного Собрания ЯНАО», май 2012 г., № 4.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Похожие статьи
Опыт историографического изучения проблем развития российского законодательства о статусе и социальной поддержке ветеранов боевых действий
Соотношение гарантий и компенсаций военнослужащим и ветеранам боевых действий
Проблемы применения налоговых льгот по земельному налогу в муниципальных образованиях в Свердловской области
Социальная защита участников специальной военной операции и членов их семей
Актуальные проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих — участников специальной военной операции и пути их решения
Актуальные проблемы социального и правового обеспечения военнослужащих
Государственная социальная помощь и поддержка ветеранов Великой Отечественной войны в регионах (на примере Республики Мордовия)
Льготы в праве социального обеспечения
О мерах государственной поддержки детей мобилизованных граждан
Государственные гарантии социальной защиты инвалидов на примере налогообложения

Молодой учёный