Создание отдела информационных технологий в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
Автор: Фирсова Елена Сергеевна
Рубрика: Административное право
Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (42) июнь 2023 г.
Дата публикации: 10.05.2023
Статья просмотрена: 90 раз
Библиографическое описание:
Фирсова, Е. С. Создание отдела информационных технологий в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми / Е. С. Фирсова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 3 (42). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/252/8349/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье обосновывается необходимость создания отдела информационных технологий и модернизации компьютерных систем (программно-аппаратных комплексов) в деятельность (работу) государственного органа — Коми УФАС России.
Ключевые слова: антимонопольный орган, создание отдела информационных технологий, государственный орган, ФАС России, Коми УФАС России, электронный документооборот, система электронного документооборота, СЭД.
Главное направление деятельности антимонопольной службы Российской Федерации связано с борьбой против несправедливой конкуренции, незаконно формируемых цен и монополизации рынка. На выполнение своих задач антимонопольная служба располагает огромным количеством инструментов и методов, таких как мониторинг рынка, проведение проверок и расследований, участие в судебных процессах и подача жалоб на нарушение антимонопольного законодательства.
От профессиональных и личных качеств сотрудников службы зависит результативность и эффективность работы системы антимонопольного надзора. Между тем современная информационная база играет важную роль в повышении эффективности работы сотрудников.
Так, например, целями создания отдела информационных технологий и модернизации компьютерных систем (программно-аппаратных комплексов) в деятельность (работу) Коми УФАС России, являются:
– повышение эффективности рассмотрения дел;
– экономичность (денежных средств и временного ресурса).
В том числе становится эффективней государственный контроль:
– за соблюдением законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и законодательства о торговле (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) и за соблюдением антимонопольного законодательства;
– за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу).
В частности, В. А. Дзубан, О. А. Никишина обращают внимание на то, что современные технологии, включая информационные, неразрывно связаны с автоматизацией процессов, которая является главным фактором повышения эффективности любой деятельности, особенно связанной с большими объемами данных [1].
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» [2] антимонопольным органом дела возбуждаются и рассматриваются:
а) по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
б) по фактам принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления актов, противоречащих полностью или в части законодательству Российской Федерации о рекламе.
А вместе с тем, согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [3] любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» [4], с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Для модернизации и поддержания ИТ-инфраструктуры территориального органа Коми УФАС России в рабочем состоянии необходимо создание отдела информационных технологий.
Отдел информационных технологий — это важное подразделение в работе Антимонопольной службы Российской Федерации. Оно отвечает за обеспечение эффективной работы службы в условиях современной ИТ-технологичности.
Отдел занимается созданием и внедрением информационных систем, программных продуктов, анализом и оценкой эффективности данной технической базы, внутренним обеспечением безопасности службы. Также, в его компетенции в части контроля деятельности компаний на предмет нарушения антимонопольного законодательства, лежит поддержка электронных услуг и онлайн-платформ для удобства взаимодействия бизнеса и потребителей.
Для успешной работы ИТ-отдела, большое внимание уделяется повышению квалификации сотрудников, расширению партнерских связей и гибкому реагированию на текущие и новые требования рынка.
Создание ИТ-отдела позволит выполнять важную роль в организации: администрирование, техподдержка, коммуникации, программирование, веб-сайт компании, разработка приложений. Всегда существует огромный список задач, требующих оперативного, незамедлительного решения и они должны решаться на местах.
Таким образом, отдел информационных технологий прямо влияет на работу службы и степень ее эффективности. Разработку, внедрение и поддержку технической базы можно считать ключевым направлением в деятельности Антимонопольной службы.
Электронный документооборот и цифровизация бизнес-процессов в настоящее время набирает обороты: цифровизируются процессы делопроизводства, что помогает ускорить работу с документами (обработку, регистрацию, согласование), оптимизируются процессы выдачи и контроля исполнения поручений, а также сводятся к минимуму риски потери документов.
Между тем Стратегией развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013–2024 гг. [5] поставлена одна из важных задач по повышению эффективности работы антимонопольных органов страны: завершить переход на электронный документооборот в центральном аппарате ФАС России и территориальных органах.
Следует отметить, что современные реалии требуют от антимонопольной службы постоянного усовершенствования своей работы в связи с активными рыночными изменениями и новыми формами бизнеса. Одним из инструментов, который может помочь антимонопольной службе в ее работе, является система электронного документооборота.
Система электронного документооборота представляет собой программное обеспечение, которое позволяет автоматизировать процессы обмена документами между организациями и государственными органами. Это позволяет значительно ускорить и упростить процессы подачи документов, снизить время на их обработку и избежать утраты документов. Также система электронного документооборота помогает повысить качество работы, снизить риски ошибок и исключить возможность сбоя в работе системы.
Для антимонопольной службы Российской Федерации система электронного документооборота является эффективным инструментом, который способен помочь в повышении эффективности работы. В частности, цифровые технологии позволяют автоматизировать процессы приема и обработки документации, ускорить рассмотрение жалоб и запросов, а также снизить время на выполнение процедур по принятию решений. Таким образом, использование системы электронного документооборота помогает сделать работу антимонопольной службы более эффективной и оперативной.
Как справедливо отмечали С. К. Абдыкадыров, К. К. Мурзараимов, А. А. Аттокурова, в секторе государственного управления система электронного документооборота создает единое информационное пространство и позволяет решить вопросы накопления, управления и доступа к информационным ресурсам сотрудников всех ведомств (агентств, служб, министерств и иных организационных подразделений). СЭД может быть задействована на всех уровнях: от оказания государственных услуг и взаимодействия до внутренних процессов организации.
Внедрение СЭД сокращает затраченное время на поиск и оформление документов. Прохождение документов между подразделениями организации ускоряется. Происходит снижение затрат на оборот бумажных носителей и экономия производственных и человеческих ресурсов. Благодаря интеграции СЭД становится возможным переход на унифицированные электронные административные регламенты работы с документами, а также обеспечение управляемости, доступности и их сохранности [6].
Несмотря на очевидные преимущества, использование системы электронного документооборота также может создавать некоторые сложности.
Внедрение системы электронного документооборота — это трудоемкий процесс: требует обучения персонала для работы с новой системой, требует модернизации ИТ-инфраструктуры, а соответственно и денежных средств. Но это все оправдано в перспективе тем, что увеличится эффективность работы, надежность документооборота.
Например, структура Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу включает в себя отдел информационных технологий, делопроизводства и общественных связей [7]. Полагаем, что появление в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми отдела информационных технологий повысит эффективность исполнения антимонопольного законодательства.
Литература:
- Дзубан, В.А., Никишина, О. А. О внедрении информационных технологий в деятельность отдела охраны общественного порядка ГУ «ДВД СКО» / В. А. Дзубан, О. А. Никишина // Прогрессивные технологии и процессы. Сборник научных статей Международной молодежной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2014. С. 198–201.
- Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» // Собр. законодательства РФ. 2020. № 49. Ст. 7902.
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собр. законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собр. законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3434.
- Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013–2024 гг. (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013). URL: https://fas.gov.ru/netcat_files/File/Str_razv_konk_i_antimonop_reg.pdf (дата обращения: 22.03.2023).
- Абдыкадыров, С.К., Мурзараимов, К.К., Аттокурова, А. А. Электронный документооборот, как основной способо повышения эффективности управления государственной структурой / С. К. Абдыкадыров, К. К. Мурзараимов, А. А. Аттокурова // Энигма. 2022. С. 3–10.
- Структура Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу. URL: https://spb.fas.gov.ru/structure (дата обращения: 22.03.2023).
Ключевые слова
государственный орган, Электронный документооборот, СЭД, система электронного документооборота, антимонопольный орган, ФАС России, создание отдела информационных технологий, Коми УФАС РоссииПохожие статьи
Правовое регулирование электронных закупок
Статья посвящена анализу правового регулирования осуществления государственных и муниципальных закупок с использованием специализированных электронных площадок посредствам внедрения новых информационных технологий.
Проектирование и эксплуатация информационных систем в структуре государственного управления иностранных государств
В данной статье была проведена работа по изучению специфики проектировки и практического применения информационных систем внутри органов госвласти иностранных ряда иностранных государств (США, Великобритании, Эстонии).
Организация внедрения систем электронного документооборота в кадровой службе
В данной статье рассмотрено применение в предприятиях электронного документооборота (СЭД). Выделяются и описываются особые применения по внедрению электронного документооборота с помощью системы БОСС-Кадровик.
Применение информационных и коммуникационных технологий в судебной деятельности
В статье описывается Государственная автоматизированная система «Правосудие». Рассматриваются принципы деления на элементы электронного правосудия. Выявляются проблемы, препятствия для развития электронного правосудия.
Анализ обеспеченности современными информационными системами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Целью данной работы является анализ обеспеченности современными информационными системами Управления Росреестра Практическая основа работы — информация об использовании информационных технологий в Управлении Росреестра. Объектом практического иссле...
Проблемные вопросы единой информационной системы в сфере закупок
Статья посвящена освещению проблем, связанных с функционированием официального сайта Единой информационной системы, которые относятся к области государственных закупок.
Организационно-правовые проблемы использования системы электронного документооборота в системе МВД
В настоящее время переход на электронный документооборот является одним из важнейших направлений правовой политики. Внедрение электронного делопроизводства в системе правоохранительных органов обусловлено различными видами вопросов. В статье рассматр...
Система электронного документооборота в органах государственной власти
В настоящее время особенно актуально применение новых систем информационных технологий в органах государственной власти. К таким технологиям можно отнести развитие системы электронного документооборота. Применение и развитие документооборота в электр...
Роль казначейского контроля в системе закупок товаров, работ и услуг
В статье рассмотрена динамика развития казначейского контроля в сфере государственных закупок на территории Российской Федерации, а также проанализирована роль Федерального казначейства, как основного контрольного органа в сфере закупок товаров, рабо...
Похожие статьи
Правовое регулирование электронных закупок
Статья посвящена анализу правового регулирования осуществления государственных и муниципальных закупок с использованием специализированных электронных площадок посредствам внедрения новых информационных технологий.
Проектирование и эксплуатация информационных систем в структуре государственного управления иностранных государств
В данной статье была проведена работа по изучению специфики проектировки и практического применения информационных систем внутри органов госвласти иностранных ряда иностранных государств (США, Великобритании, Эстонии).
Организация внедрения систем электронного документооборота в кадровой службе
В данной статье рассмотрено применение в предприятиях электронного документооборота (СЭД). Выделяются и описываются особые применения по внедрению электронного документооборота с помощью системы БОСС-Кадровик.
Применение информационных и коммуникационных технологий в судебной деятельности
В статье описывается Государственная автоматизированная система «Правосудие». Рассматриваются принципы деления на элементы электронного правосудия. Выявляются проблемы, препятствия для развития электронного правосудия.
Анализ обеспеченности современными информационными системами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Целью данной работы является анализ обеспеченности современными информационными системами Управления Росреестра Практическая основа работы — информация об использовании информационных технологий в Управлении Росреестра. Объектом практического иссле...
Проблемные вопросы единой информационной системы в сфере закупок
Статья посвящена освещению проблем, связанных с функционированием официального сайта Единой информационной системы, которые относятся к области государственных закупок.
Организационно-правовые проблемы использования системы электронного документооборота в системе МВД
В настоящее время переход на электронный документооборот является одним из важнейших направлений правовой политики. Внедрение электронного делопроизводства в системе правоохранительных органов обусловлено различными видами вопросов. В статье рассматр...
Система электронного документооборота в органах государственной власти
В настоящее время особенно актуально применение новых систем информационных технологий в органах государственной власти. К таким технологиям можно отнести развитие системы электронного документооборота. Применение и развитие документооборота в электр...
Роль казначейского контроля в системе закупок товаров, работ и услуг
В статье рассмотрена динамика развития казначейского контроля в сфере государственных закупок на территории Российской Федерации, а также проанализирована роль Федерального казначейства, как основного контрольного органа в сфере закупок товаров, рабо...