Эволюция законодательства об образовании как возможность реализации права на образование | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (17) март 2020 г.

Дата публикации: 01.03.2020

Статья просмотрена: 200 раз

Библиографическое описание:

Васильцова, Е. В. Эволюция законодательства об образовании как возможность реализации права на образование / Е. В. Васильцова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 3 (17). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/158/4950/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор показывает современные проблемы в образовании и законодательные пути для их решения.

Ключевые слова: доступность образования, В. В. Путин, предложения главы государства.

Президент Российской Федерации В. В. Путин неоднократно отмечает важность усовершенствования законодательства в сфере образования. Президент в своем Указе от 08.07.2019 г. объявил 2020 г. Годом памяти и славы. С каждым годом Президент и законодатели всех уровней ищут новые способы, чтобы усовершенствовать «судьбу России, её историческую перспективу» [1].

Благодаря постепенным нововведениям, эволюция законодательства «вливается» в жизнь граждан, улучшая их шансы на получение качественного образования.

Существующие прогнозы попасться в «демографическую ловушку» настораживают все слои нашего общества. Семьи в настоящее время в основном как раз и создают малочисленные поколения 90-х. 1999 год особенно запомнится, так как именно в этот год суммарный коэффициент рождаемости, то есть число рождений, приходящихся на одну женщину, в 1999 г. оказался на 0,14 % меньше, чем во время Великой Отечественной войны.

В настоящее время молодые люди, рожденные в 1999–2000 гг., составляют студенческую среду. Путин прекрасно понимает и отмечает необходимость «сохранить равную, справедливую доступность бесплатного очного высшего образования» [1]. Естественно, демографический кризис прямо пропорционально отражается на нехватке специалистов в регионах, поэтому поступило предложение увеличить бюджетные места, причем в приоритетном порядке, отмечает Президент, следует отдавать эти места в региональные вузы, чтобы специалисты имели возможность оставаться в родных городах и находить себе достойную работу за достойную оплату и уменьшить отток будущих специалистов в Москву и Санкт-Петербург.

«Трудности, которые переживала система образования, во многом были связаны со спадом рождаемости в начале 1990-х годов, негативными тенденциями в области изменения правового статуса учителей, который определяется низким престижем профессии в обществе, низкой оплатой труда, большой рабочей нагрузкой», — отмечает д. ю.н. Т. Н. Матюшева [2].

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 ФЗ № 273-ФЗ от 29.09.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [3], «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения».

Подрастающее поколение должно быть уверено в качестве преподносимой информации, которая в дальнейшем способствует раскрытию своих способностей и возможностей на собственные нужды и на благо страны.

Еще одним важным нововведением в жизни студентов, получающих высшее образование, стала появляющаяся во всех университетах страны возможность выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии. Ведь зачастую студент, выбрав одну профессию, встречает в университете единомышленников, которые связаны с отличающейся от его сферы деятельности. Это отличная возможность раскрыть себя совпадает с одним из основных принципов закона «Об образовании в Российской Федерации», который звучит как «безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества».

Особое положение занимают сироты и дети с ограниченными возможностями. До 2020 г. довольно часто обсуждался вопрос сделать возможным получение второго образования для таких детей, так как в настоящее время им предоставлена возможность только один раз пройти обучение по программе профессиональной подготовки.

Но во время встречи в Череповце 4 февраля 2020 г. глава страны впервые потребовал от Правительства принять меры и снять ограничения по получению второго высшего образования с детей сирот и детей с ограниченными возможностями. «Вообще наша система подготовки должна быть более гибкой», — уверен Президент [4].

В свою очередь п.10 ст.79 ФЗ № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» гласит, «что профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» [3].

Под председательством Владимира Путина 06.02.2020 гг. состоялось совместное заседание президиума Государственного совета и Совета при Президенте по науке и образованию, на котором глава государства продолжил тему значения развития образования для России:

– предложил построить студенческие городки, чтобы жизнь студентов была насыщенной не только во время занятий, но и после;

– дал указание убрать вузы-пустышки;

– выступил против возвращения распределения выпускников;

– обязал с 2021 г. увеличивать количество бюджетных мест именно в регионах.

Путин также согласился с предложением предоставить регионам право «напрямую финансировать программы развития местных вузов и их инфраструктуру независимо от ведомственной подчинённости», что даст регионам большую свободу и независимость от федеральных ведомств [5].

Правительство и Министерство здравоохранения в ближайшее время пообещало урегулировать данный вопрос и оснастить высшие учебные заведения всех регионов необходимым инвентарем и подготовить для преподавателей вуза курсы, которые бы смогли более подробно объяснить им специфику преподавания для детей с особенностями развития.

Подводя итоги, следует отметить, что образование — фундамент благополучия нации. С каждым годом государство старается предоставить возможность обучаться абсолютно всем гражданам, независимо от их данных, как физических, так и материальных.

Революционным способом добиться понимания и стабильно высоких результатов невозможно в образовании, но именно постепенное развитие в сфере образования свидетельствует о наличие сильного государственного аппарата и готового к новшествам населения.

Литература:

  1. Послание Президента Федеральному Собранию 15.01.2020 г.// Электронный ресурс: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (Дата обращения 06.02.2020)
  2. Матюшева Т. Н. Право на образование — конституционно защищаемая духовная ценность // Современное право.- 2008.- № 12.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изм. на 2018 г. — М.: Эксмо, 2019
  4. Путин В. В. Система образования для сирот и детей-инвалидов должна быть гибкой. — Российская газета. — 04.02.2020 г. — // Электронный ресурс: https://rg.ru/2020/02/04/reg-szfo/putin-sistema-obrazovaniia-dlia-sirot-i-detej-invalidov-dolzhna-byt-gibkoj.html (Дата обращения 05.02.2020)
  5. Совместное заседание президиума Госсовета и Совета по науке и образованию 06.02.2020 г.// Электронный ресурс: http://kremlin.ru/events/president/news/62744 (дата обращения 07.02.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, высшее образование, возможность, жизнь студентов, образование, Президент, регион, сфера образования.

Ключевые слова

доступность образования, В. В. Путин, предложения главы государства

Похожие статьи

Доступ к информации о деятельности судов

В статье автор исследует проблемы транспарентности судебной власти в свете построения демократического правового государства в России.

К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах

В данной статье автор высказал свои взгляды на решение проблемы организации инновационной деятельности в системе высшего образования и внесены ряд предложений.

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Проблемы теории и практики разработки и принятия государственных решений и пути их решения

В статье рассматриваются проблемы эффективности государственного управления России и на основе анализа проблем рассмотрены вероятные пути их решения, и создания полноценного гражданского общества.

Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Эволюция правовой политики России в XXI веке: анализ ключевых трансформаций и вызовов

В статье автор исследует эволюцию российской правовой политики в XXI веке, начиная с распада Советского Союза и принятия Конституции РФ в 1993 году. Освещается преобразование правовой системы, включая ключевые конституционные, уголовные, администрати...

Равный доступ к образованию для различных социальных групп: проблемы, перспективы, зарубежный опыт

В настоящей статье произведен анализ соответствия действующего российского законодательства конституционному принципу равного доступа к образованию. Приведены примеры зарубежного опыта в решении проблем, связанных с доступностью образования. Выявлены...

Российский парламентаризм: изменения в Конституции России как формирующаяся правовая основа повышения роли институтов социального представительства

В статье автор анализирует изменения в Конституции России, предложенные Президентом страны 15 января 2020 года, их влияние на роль парламента и институтов социального представительства

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Проблемы инвестирования как концептуальное препятствие полноценной защите инвестиций в России

Статья посвящена анализу основных проблем правового статуса инвесторов. Выявлены характерные неточности законодательства, возникающие коллизии. Сформированы перспективные направления совершенствования правового статуса инвестора, совершенствования за...

Похожие статьи

Доступ к информации о деятельности судов

В статье автор исследует проблемы транспарентности судебной власти в свете построения демократического правового государства в России.

К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах

В данной статье автор высказал свои взгляды на решение проблемы организации инновационной деятельности в системе высшего образования и внесены ряд предложений.

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Проблемы теории и практики разработки и принятия государственных решений и пути их решения

В статье рассматриваются проблемы эффективности государственного управления России и на основе анализа проблем рассмотрены вероятные пути их решения, и создания полноценного гражданского общества.

Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Эволюция правовой политики России в XXI веке: анализ ключевых трансформаций и вызовов

В статье автор исследует эволюцию российской правовой политики в XXI веке, начиная с распада Советского Союза и принятия Конституции РФ в 1993 году. Освещается преобразование правовой системы, включая ключевые конституционные, уголовные, администрати...

Равный доступ к образованию для различных социальных групп: проблемы, перспективы, зарубежный опыт

В настоящей статье произведен анализ соответствия действующего российского законодательства конституционному принципу равного доступа к образованию. Приведены примеры зарубежного опыта в решении проблем, связанных с доступностью образования. Выявлены...

Российский парламентаризм: изменения в Конституции России как формирующаяся правовая основа повышения роли институтов социального представительства

В статье автор анализирует изменения в Конституции России, предложенные Президентом страны 15 января 2020 года, их влияние на роль парламента и институтов социального представительства

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Проблемы инвестирования как концептуальное препятствие полноценной защите инвестиций в России

Статья посвящена анализу основных проблем правового статуса инвесторов. Выявлены характерные неточности законодательства, возникающие коллизии. Сформированы перспективные направления совершенствования правового статуса инвестора, совершенствования за...

Задать вопрос