Об особенностях правового статуса иностранных граждан в России в контексте миграционных процессов | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Административное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (15) январь 2020 г.

Дата публикации: 10.12.2019

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Будкова Д. П., Манжукова О. А. Об особенностях правового статуса иностранных граждан в России в контексте миграционных процессов // Новый юридический вестник. — 2020. — №1. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/151/4698/ (дата обращения: 15.12.2019).

Препринт статьи



Статья посвящена особенностям правового статуса иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: правовое положение человека, миграция, иностранные граждане правовой статус человека, граждане, правовое регулирование, права и свободы человека, беженцы, переселенцы.

В современном Российском государстве миграционным процессам уделяется особое внимание, поскольку данные отношения позволяют не только развивать экономические отношения, но и привлекать на рынок труда иностранную рабочую силу.

Протекающие миграционные процессы приводят к увеличению числа иностранных граждан (в т. ч. беженцев), которые находятся и проживают на территории Российского государства, временно или постоянно. В нормах конституционного и иного внутригосударственного права содержатся положения, устанавливающие основы взаимоотношений государства с этими лицами.

Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. [4, ст. 2].

Основы взаимоотношений этих лиц с государством установлены Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым, в зависимости от времени и проживания на территории РФ иностранных граждан подразделяют на четыре категории:

– временно пребывающие;

– временно проживающие;

– постоянно проживающие;

– лица, получившие политическое убежище.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации зависит от срока действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 суток, за исключением ряда случаев, предусмотренных указанным законом [6].

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы, срока окончания трудового договора или военного контракта.

Временное проживание иностранного гражданина на территории РФ возможно на основе разрешения, выданного в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством России, по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. При этом, срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Постоянное проживание иностранного гражданина в России возможно на основании вида на жительство, выдаваемого территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить на территории нашего государства не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет, но по окончании срока может быть продлен по заявлению данного лица. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено [8].

Существуют случаи, когда разрешение на временное пребывание и постоянное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется. Если иностранный граждан: выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создает угрозу безопасности нашего государства и граждан. Также в случаях финансирования, планирования террористических (экстремистских) актов, оказания содействия в их совершении. Может быть отказано, если лицо, предоставило поддельные или подложные документы, сообщило о себе заведомо ложные сведения.

Особой категорией иностранных граждан и лиц без гражданства являются их представители, получившие политическое убежище. Согласно Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О территориальном убежище» от 14 декабря 1967 г. убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, должно уважаться другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве [3].

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности. Он не может или не желает пользоваться защитой этой страны из-за опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее.

При подаче ходатайства данное лицо указывает его основание. Сам он должен относиться к числу [7]:

– иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию России;

– лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию России;

– иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории России на законном основании.

Отметим, что в основе правового статуса иностранцев лежат те же принципы, которые определяют статус гражданина России: они равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и свободами и исполняют все обязанности гражданина РФ. В течение трех месяцев они избирают место своего постоянного жительства — населенный пункт из предлагаемых миграционной службой. Для них создаются льготные условия приобретения российского гражданства. Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на срок до трех месяцев создаются центры размещения, которые являются государственными учреждениями. Им может быть предоставлена долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство (приобретение) жилья.

Отметим, что современные миграционные процессы выступают наглядным отражением значимых политических, экономических и социальных преобразований в обществе, заключают в себе значительный потенциал развития и совершенствования основных направлений в государственной политике межнационального взаимодействия.

При этом, под миграцией населения — понимается территориальное перемещение людей со сменой места жительства на длительный период времени, обусловленное разнообразными причинами и факторами (экономическими, политическими, демографическими, национальными, религиозными).

В Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. под незаконной миграцией понимается перемещение в Россию с нарушением законодательства России, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории РФ, и осуществление ими трудовой деятельности [10].

При этом немаловажную роль играет качественная составляющая миграционного потока, а именно способность мигрантов действовать в соответствии с принятыми в стране моралью и правопорядком, что определяет общую линию поведения мигранта. Полагаем, что общественная опасность, заключенная в незаконной миграции, кратно возрастает в случае, когда она становится средством достижения преступных целей на территории других государств.

Таким образом, проблема противодействия незаконной миграции заключается не в отсутствии правовых или организационных механизмов, а в качестве мер государственного реагирования на правонарушения и преступления, совершаемые незаконными мигрантами. Как справедливо отмечают многие исследователи проблемы миграции населения, одним из наиболее опасных в социальном плане выступает незаконная миграция. Ее повышенная общественная опасность заключается в том, что, в первую очередь, она затрагивает социальные устои российского общества, наиболее ценные, значимые, а также наиболее уязвимые в нашей многоконфессиональной и многонациональной стране.

В заключение отметим, что статус иностранных граждан отличается лишь частично от статуса граждан России. Но в контексте незаконной миграции эти статусы воздействует на одну из основ стабильности государства, оказывая влияние на экономическую ситуацию отдельно взятых регионов, и формирует специфический социальный климат при взаимодействии с местным населением, что в определенных условиях может провоцировать конфликты на межнациональной, межконфессиональной почве. Государство, сталкиваясь с проявлениями незаконной миграции, пытается найти способы противостояния рассматриваемому негативному социальному явлению путем создания определенных законодательных барьеров. В конечном счете, незаконная миграция становится препятствием к стабильному, поступательному развитию государства и требует незамедлительной реакции на факты ее проявления со стороны государственных органов.

Литература:

  1. Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк 28 сентября 1954) // Действующее международное право. Т. 1. М.: Мос.независимый институт международного права, 1996.
  2. Конвенция о статусе беженцев (Женева 28 июля 1951 года) // Бюллетень международных договоров. 1993. № 9. С. 6–28.
  3. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (Принята 13 декабря 1985 года) Резолюцией 40/144 на 116-ом пленарном заседании 40-ой сессии Ген.Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 1. М.: Мос.независимый институт международного права, 2006.
  4. Федеральный закон РФ от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СЗ РФ 2006, № 30, ст. 3285; Российская газета № 270 от 30 ноября 2017 г.
  5. Федеральный закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4528-I «О беженцах» // Ведомости СНД и ВС РФ 1993, № 12, ст. 425; СЗ РФ 2018, № 52 (часть I), ст. 7557.
  6. Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс
  7. Батисова Г. И. Проблемы понятия «беженец» в российском законодательстве // SCI-ARTICLE.RU. 2017. № 41. — с. 15.
  8. Иванов В. А., Крюкова К. И. Юридического содержания понятий «Беженец» и «Вынужденный переселенец» // Марийский юридический вестник, 2016, № 3 (18), с.40–42.
  9. Кручинин А. С. Проблемы формирования понятия «неграждане» // Конституционное и муниципальное право, 2005, № 1, с. 26–28.
  10. Марышева Н. И., Хлестова И. О. Конституционный принцип национального режима иностранных граждан // Журнал российского права, 2018, № 8, с. 5–12.
  11. Щеголева Н. А., Волков А. В. О необходимости совершенствования понятия «Беженец»» в российском законодательстве // Среднерусский вестник общественных наук, 2015, № 2, с.152–156.
Задать вопрос